Разновидности медитации махамудры
В данном первом разделе показаны, в общем, два пути. Есть быстрый путь, который предназначен для человека с превосходным интеллектом, вполне расположенным к мгновенному просветлению. В начале этому человек надлежит овладеть доктринальными взглядами на реальность [через аналитическое постижение и] через очищение от сомнений и искажений. И тогда он всецело концентрируется на видении реальности [установленном при помощи мудрости]. Помимо этого, существует последовательный путь – для человека среднего или меньшего интеллекта склонного к последовательному просветлению. Такой человек должен сперва овладеть медитацией внутреннего успокоения, и тогда уже стремиться к обретению аналитического постижения.
Учителя, такие как славный Сараха, Шавари, Индрабодхи, Тилопа, Майтрипа и другие, излагали учение предназначенное для людей с превосходным интеллектом. Учения для среднего интеллекта даются в трактатах, таких как учения Майтреи, трактатах о бхуми (Садэ), Бхаванакраме Камалашилы, и в Праджняпарамитоподеше Шантипы. Некоторые старые мастера ордена Кадампа в Тибете сохранили традицию медитации на квинтэссенции реальности[173]. Эту медитацию они получили от высокоуважаемого Атишы, который, в свою очередь, перенял ее у Домбипы[174], линия которого восходит к Индрабодхи. Данная система, по-видимому, была прередана далее через учеников Атиши, таких как Нелджорпа и Гонпава. Большинство других учений [Атиши], переданных через трех братьев[175], представляют [последовательный путь] главным образом медитационные стадии сутры[176], что было воплощено в Чангчуп Ламриме [Объединенном пути к просветлению].
Система разъяснений Гампопы включает в себя вышеупомянутые постепенный и мгновенный пути, а также ключевые наставления по совершенной стадии тантры [сампаннакрама]. Но главная система, будучи медитационной стадией Махамудры, представляет собой методы [достижения совершенного взгляда на реальность] путем удаления сомнений и искажений, и последующего стремления к погружению через концентрацию. То, что наставления по Махамудре, ставшие известными в Тибете усилиями последователей Майтрипы, таким как Индийский Ваджрапани благодаря трактатам, вроде «Доха», «Датса «и «Сангджор», были идентичны трактатам Гампопы, подтверждало подлинность системы Махамудры. Ввиду этого, некоторые [учителя] утверждали, что любая медитация на совершенном смысле должна базироваться исключительно на класси-ческих комментариях сутр. Они критиковали ключевые наставления великих святых [линии Махамудры], в которых придавалось особое значение первоначальному достижению постижения. Такая критика означала бы их пренебрежительное отношение к представителям тантрических наставлений, в особенности к их источникам, таким как «Ньингпо Кордрук» и «Труппа Дедюн». Сверх того, они определенно не поняли смысл следующего отрывка из ранней и поздней «Ахапраманасамьяки»:
Великое лекарство для стремящихся к постепенному просветлению
Становится ядом для искателей мгновенного просветления;
Великое лекарство для искателей мгновенного просветления
Становится ядом для искателей постепенного просветления.
Классические трактаты по сутрам считали, что успокоения нельзя добиться без первоначального достижения совершенной легкости тела и ума, постижения – без успокоения, и реализации этовости [таттвы] [истинной реальности] – без них обоих [успокоения и постижения]. Те, на кого глубоко подействовало это заявление, заключили не только, что никто в настоящем или в будущем не достигнет медитации, но зашли так далеко, что стали говорить, будто текущий век не предназначен для медитации. С их стороны было совершенно не правильно отворачиваться от медитации и сбивать с толку других. Сверх того, такое утверждение подразумевало бы, что множество различных дхарм, объяснявшихся Буддой сообразно различным уровням искателей, были неверными. Будь это их мнением, они испортили бы себе карму, отказываясь от ключевых наставлений великого эзотерического пути, рождающего великие результаты малым старанием, и множества отдельных путей, берущих начало в просветленном опыте великих святых.
Медитационная система ордена Такпо Кагью состоит из двух систем. Первая система, которая отвечает потребностям искателей предрасположенных к мгновенному просветлению, направляет их, вначале, овладевать видением реальности путем удаления сомнений и искажений, касающихся естественного основания существования[177], после чего ум приводится в [в недвойственное] состояние. Вторая система, которая годится для искателей постепенного просветления, направляет их сперва к достигать успокоения ума и затем постепенно продвигаться к постижению. Первый метод более всего подойдет высоко умственно развитым и страстным людям. Тем не менее, я объясню здесь последний, потому что он широко известен в нашей стране.
СТАДИИ СОБСТВЕННО МЕДИТАЦИИ
Они разъясняются в четырех разделах:
1. Как вести медитаторов по пути (Главы 3 и 4)
2. Стадии добродетельной практики (Глава 5)
3. Укрепление опыта в медитации (Главы 6, 7 и 8)
4. Результирующее пробуждение реализации (Глава 9)