Описание необычной Махамудры

Некоторые из вышеупомянутых текстов, которые ссылаются на три или четыре мудры, к тому же дают изложение необычной Махамудры. Ссылка в «Калачакре» на Махамудру, очевидно, является ссылкой на эту необычную Махамудру. В словах: «Такое неизменное блаженство есть Махамудра», – утверждается полная трансформация пустотности высшей формы и неизменного блаженства в единое, характеризуемое как «один вкус». «Калачакра» делает ясным, что неизменное блаженство – это самопроизвольно совозникающее блаженство, нежели мысленно представляемое осознавание, получаемое использованием для внутренней трансформации действительной или высшей психической супруги.

«Ваджрамала» в сорок шестой главе говорит о Махамудре основания:

Чтобы разъяснить среди прочего

Смысл Махамудры, особенности,

И результирующий покой великой йоги,

Суммируется значение великого осознавания,

Чем предоставляется замечательная возможность для возникновения великого блаженства,

Обладающего одним великим ароматом.

Это громадная иллюзия с тонкостью,

Бескрайнее пространство – больше, чем величайшее.

Эта мудра – осознавание Татхагаты.

Войди в такое состояние без различения;

Это сфера неделимого ума[121],

Полная блаженства, свободная от дуалистических волнений.

Она как безоблачное пространство.

Тот же текст дает комментарии по Махамудре, как пути:

Всякий процесс настройки на первоначальную чистоту

[Потока-существа] приводит пробуждающееся осознавание

К его неопределяемым характеристикам недвойственности и отсутствия самости,

К его внутренней природе и неотъемлемому базису.

[Намереваясь осуществить такое осознавание]

Отказываются от различения,

Источником которого являются скопления потока-существа,

Их элементы и чувственные образования;

Отказываются от дуальности медитатора и медитативного погружения,

И также двух стадий эзотерической медитации[122].

Избегают создания двойственности сознания и осознавания,

Одновременно воздерживаясь от декламации священных слогов и превращения с помощью медитационного божества.

«Ваджрамала», наконец, описывает Махамудру завершения:

Пойми, что только благодаря полному пониманию

Можно добиться великой реализации открытого осознавания,

Которое находится вне всех сфер знания,

Ибо оно – превосходящая все Махамудра.

Эти стихи объясняются в комментарии мастера Аламкакалаши.

«Махамудратилака» дает похожее описание Махамудры основания:

«О Просветленный Победитель,

Все до конца пробужденные дакини показали

Мистический путь открыто подобно солнцу,

Которое рассеивает тьму неведения,

Однако ни одна из них не разъяснила Махамудру.

Высочайший Победитель, открой ты ее.»

Просветленный Победитель отвечал:

«Слушай, деви[123], высшее состояние блаженства – вот Махамудра.

Эта высочайшая тайна

Невыразима, неисчерпаема и не рождена.

Хотя и бесформенна, она – тело всех реальностей;

Хотя и бесформенна, она властвует над формами безгранично.

Присущая ей природа неустановима,

Не поддается определению в понятиях формы, таких как пропорции или размер;

Это состояние незапятнанной ясности не имеет специфических ограничений.

Ни мгновенно не возникающая ни исчезающая –

Она остается постоянным сиянием высочайшего протяжения;

Свободная от пространственно-временного измерения,

Она, таким образом, не подвержена рождению и смерти.»

Помимо разъяснения истинной природы фундамента существования, эти [стихи] показывают методы ее реализации, и благо и зло, происходящие из понимания или не понимания ее. Мастер Забпай Дордже (Гамбхираваджра) объясняет эти стихи в своем комментарии.

«Джнянатилака» сообщает:

Будучи в десять миллионов раз выше высочайшего неба [брахмалока],

Ты [великая печать] оставила свой нестираемый след

На бесчисленном количестве вещей.

Поэтому ты зовешься великой печатью.

Комментарий на этот текст, «Гухьятаттва», подробно описывает:

[Великое блаженство] происходит в результате или благодаря основанию ясного осознавания,

Которое, в свою очередь, в соответствии с концептуальной Махамудрой,

Может быть осуществлено при помощи внутреннего пламени [чандали][124].

Таким образом достигают непонятийного блаженства, истинной природы Махамудры,

Переживая различные уровни естественного блаженства.

Снова тот же текст комментирует:

Все чувствующие существа имеют природу Будды,

Тождественную сияющей матери, Махамудре.

Таким образом, они соотносятся между собой как причина и следствие.

Великая печать так называется потому, что она оставляет свой след на всех вещах. Тот же текст идентифицирует Махамудру с непонятийным осознаванием, естественным блаженством и природой основы существования. Комментарий Сарахи на «Буддхакапалу» поясняет фразу «та, которая имеет интеллект Махамудры» следующим образом:

Так как внутренне присущая природа великой пустоты наложила свой отпечаток на всех Татхагат, она – великая печать.

Тем самым, великая пустота высшей формы отождествляется с великой печатью.

«Падмани», комментарий на «Калачакру»[125] объясняет:

То, что обозначается, как великая печать, есть запредельная мудрость, которая рождала Татхагат в прошлом, рождает в настоящем и будет делать так в будущем.

Доктринальная точка зрения запредельной мудрости, таким образом, идентична Махамудре.

Комментарий Рамалапы на «Секанирдешу» подробно описывает:

Поскольку она оставила свой отпечаток на трех уровнях [основания, пути и результата] мудры, она в самом деле – печать, и посему – великая. Так как ее сущность – непребывающая [пустотность], ее [т.е., Махамудру основания] нельзя описать с помощью анализа. Актуализируя осознавание пути [Махамудра пути] в непрестанной дисциплине и благоговении, можно реализовать Махамудру [завершения – великого объединения великого блаженства и его пустой природы]. Это [истинное] осознавание – лишенное реальности и интеллектуальной запутанности – остается вечным источником всех видов превосходства. По присущей им природе сансара и нирвана тождественны. Она отдается великим непостижимым состраданием, ибо она – великое блаженство.

Таковы определения и характеристики Махамудры как экзистенциальных основания, пути и завершения. Схожие описания находятся в таких тантрах, как «Буддхасамайога», «Самвародая», «Ваджрапанджара», второй раздел «Хеваджра-тантры», «Сампута», и другие, а также в доктринальных текстах великих мудрецов, вроде текстов, озаглавленных: «Семь Разделов Завершения» («Труппа Дедюн»). Однако, нет необходимости в дальнейшем подробном изложении.

Подводя итог, следует понимать, что о Махамудре во всех тантрах и доктринальных текстах говорится в таких терминах, как присущая экзистенциальному основанию природа [всех вещей], неотъемлемая пустотность, самопроизвольное совозникновение, равностность, а также неизменное блаженство, великое блаженство, непроисхождение, несуществование и непрекращение, глубина, успокоение и непонятийность. И даже тогда, один учитель[126] критиковал эту систему говоря: «Мы не принимаем Махамудру, которая не разъясняется в тантрах». Это высказывание показывает, что он не правильно изучил или исследовал назначение и смысл сутр и тантр.

Наши рекомендации