Блага, получаемые благодаря знанию Махамудры, и зло, происходящее вследствие неведения относительно нее.
Отсутствие понимания пребывающей реальности Махамудры сделает невозможным достижение освобождения, даже если медитатор знает сто тысяч других способов погружения в чистое состояние. Только через понимание этой пребывающей реальности он постигнет все остальные реальности и достигнет просветления Неразрушимого Духа [Ваджрасаттвы].
«Махамудратилака» говорит:
Кто не понимает Махамудры,
Тот не реализован, как бы он ни был свят (illuminated).
Он не добьется высшего достижения
Без совершенного понимания
Сущности Махамудры,
Даже если он будет знать
Сто тысяч тантр всевозможных йогатантр и йогинитантр,
Кто имеет совершенное знание всех дхарм [феноменов] –
Тот действительно Будда.
Кто имеет совершенное понимание Махамудры,
Тот реализует неразрушимый дух [будда-ум].
Присущее этому духу осознавание –
Характеристика Махамудры.
Внутренняя пустотность феноменов – это то же, что и Махамудра, согласно Бодхичиттавиваране:
Тем, кто не понимают пустоты,
Не удастся реализовать освобождение.
Так, запутанные существа, блуждающие в круге существования, –
Это заключенные в шести экзистенциальных сфер.
Майтрипа говорит:
Осознав присущую «я» природу,
Осознают, что космические явления и факты суть Махамудра –
Великая, абсолютная и всеобъемлющая реальность.
И также он говорит:
Тот, кто не достиг внутренне присущей реальности,
Ничего не добьется кроме временной свободы.
А раз он осознал эту внутреннюю реальность,
Что может тогда связывать его?
ИСТОЧНИК МАХАМУДРЫ СОГЛАСНО СУТРАМ
Сутры определяют значение Махамудры по аналогии с различными эпитетами того же термина [мудра]. «Сагараматипарипричча-сутра» описывает:
Будда: О Сагарамати, все реальности отмечены печатью [мудрой] внутренней свободы, которая совершенно чиста и не двойственна. Подобно протяжению пространства, вещи не отличаются, потому что все они отмечены печатью равностности.
Та же сутра упоминает двадцать видов печатей, одна из которых – безупречная печать – это ум, который очистился от цепляния к «себе». Сутра описывает:
Такая Дхарма чиста, превосходна и сияет;
Ее состояние равностности подобно пространству;
Будучи с самого начала нерожденной [пустотой],
Она лишена абсолютного происхождения, источника, пребывания, или прекращения.
Это печать победоносного Будды.
В «Майтреяпрастхана-сутре», Будда говорит о пятнадцати печатях:
О сын благородного духа, все вещи несут печать пустотности.
О десяти печатях сообщается в «Гаганаганджапарипричча-сутре». «Бумо Ринченгьи Жупай» упоминает следующие печати:
Свойства феноменов
Подобны свойствам пространства.
Все, что несет знак такой печати
Не регрессирует и не ухудшается.
«Бхадракальпика» упоминает такие обозначения, как печать осознавания, печать реальностей и т.п. «Вармавьюханирдеша-сутра» также упоминает термин печать реальностей. «Манджушри-мулатантра» в собрании текстов основной тантры говорит об определенных положениях руки, как о великой печати. «Вайрочанабхисамбодхи» отождествляет принадлежности медитационных божеств с великой печатью. Йогатантра классифицирует положения руки по четырем печатям. Похожие перечни существуют и относительно термина Махамудра.
Словом, Махамудра основания показывается в тантрах и сутрах, как квинтэссенция Татхагаты [природы Будды], которая изначально пропитывает поток индивидуального сознания. Эта внутренне присущая уму природа описывается, как ясность [пустота]. Махамудра пути показана как созидательные методы пробуждения сокровенных возможностей [природа Будды лежит в дремлющем состоянии в каждом существе, его потоке составляющих] и объединения [такого осознавания] с абсолютной простотой непонятийности, с внутренне присущей пустотой, с нереальностью феноменов и равностностью. Махамудра завершения, показанная в учениях об осуществлении всеведущего просветления, состоит из четырех совершенных аспектов (чатуркая) и пяти осознаваний (панчаджняна).
ИСТОЧНИК МАХАМУДРЫ СОГЛАСНО ТАНТРАМ, ОСОБЕННО НЕПРЕВЗОЙДЕННОМУ СОЕДИНЕНИЮ [АНУТТАРА ТАНТРА]
Этот раздел охватывает три темы:
1. Изложение системы трех и четырех мудр
2. Изложение необычной Махамудры
3. Виды запутанности других школ