Изложение системы трех и четырех мудр

«Калачакра-тантра» сообщает:

Побуждаемые критической решимостью, расторгают связь с супругой (кармамудра)

И воздерживаются от внутренней супруги проявленного осознавания (джнянамудра).

Концентрируясь на высшем и неизменном,

Медитируют на Махамудре.

И продолжает:

По мере того как тесный союз с супругой

И восхитительное применение внутренней супруги проявленного осознавания

Объединяются с печатью великой матери[116]

В одно состояние,

Все больше будет возникать неизменное блаженство.

Падмаваджра в «Гухьясиддхи» советует:

Супруга преобразования беспорядочна и неискренна.

Такова и внутренняя супруга проявленного осознавания.

Оставь их, что переполнены различением,

И медитируй на Махамудре.

Манджушри, в своем «Таве Допа Дортенпа», говорит:

Сумасшедшая и злая – это супруга;

Внутренняя супруга проявленного осознавания – то же самое.

Оставь их в двойственном мире

И практикуй Махамудру.

Три формы великой печати таковы: супруга, внутренняя супруга провяленного осознавания и Махамудра. Это согласуется с некоторыми высказываниями великих мудрецов. Три печати также упоминаются в четвертой главе «Прадиподдьотаны»:

Три печати суть феномены, знак восприятия и великая печать (Махамудра).

Четыре печати упоминаются в экзегетической тантре, «Ваджрамале»:

Так говорил неразрушимый Просветленный Победитель:

Бывают разные мудры, – мудра феноменов,

Мудра внутренней супруги проявленного осознавания[117],

Мудра духовного обязательства, и великая печать,

В таком порядке их можно перечислить.

«Чандрагухьятилака» утверждает:

Первая – печать феноменов,

Вторая – печать духовного обязательства,

Третья- великая печать,

И четвертая – печать внутренней супруги проявленного осознавания.

«Джнянагарбха-тантра» ссылается на четыре деления великой печати: супруги, печати духовного обязательства, внутренней супруги проявленного осознавания и печать феноменов. В комментариях Гарап Дордже на «Сангье Ньямджор» («Буддасамайога») даны те же четыре: великая печать, печать духовного обязательства, печать феноменов и печать супруги. Мастер Абхаякара, в своем комментарии на «Буддхакапалу», перечисляет следующие мудры: мудра визуализируемого преобразования, внутреннего совершенствования и конечного достижения[118]. Каждая из них далее делится на четыре: печать супруги, печать феноменов, великую печать и печать духовного обязательства. Все четыре печати упоминаются Наропой в его комментарии на «Хеваджра-тантру»: Они суть супруга, внутренняя супруга проявленного осознавания, великая печать и духовное обязательство. Каждая из них необходима: первая, как условие для восприятия сияющего осознавания [потока-существа], вторая как созерцание, третья, как внутренняя реализация, и четвертая, как укрепление неослабной реализации. Майтрипа в «Чатурмудранишчае» также упоминает четыре мудры. Их перечисление в различных порядках и их идентификации содержатся в трактатах великих мудрецов.

Относительно этого один [учитель][119] утверждает:

Какими бы ни были великие печати Наропы и Майтрипы,

Они суть печать супруги,

Печать феноменов, печать духовного обязательства и великая печать.

Таковыми они были изложены в тантрах, с которыми они [мудрецы] были согласны.

Это утверждение основано на слишком простом допущении, ведь четыре печати, на которые ссылаются два великих святых в эзотерических текстах, содержат и иные порядки и идентификации. Он в этом не удостоверился. Очевидно он не видел других текстов двух святых о абсолютном смысле великой печати [нитартха Махамудра]. Их разъяснение четырех печатей содержит другой порядок и идентификацию. Цитата критика не согласуется с ними. Его заявление, если в него в думаться, в неявном виде предполагает, что эти два святых не составляли иных отдельных текстов по нитартхе Махамудре помимо разъяснения четырех печатей в соответствии с тантрическими трактатами. Такое утверждение совершенно неприемлемо.

Несмотря на свои интеллектуальные достижения, которые своей обширностью охватывали океан сутр и тантр, Наропа был неудовлетворен достигнутым. Он присоединился к Тилопе. В течении того периода, когда учитель подверг его двенадцати смертельным испытаниям, Наропа реализовал секретные устные поучения о квинтэссенции великой печати. Сказано, что это привело его к освобождению, не зависимо от эзотерического пути тантры.

Если бы Наропа и Майтрипа разъяснили только четыре вида мудры воплощенные в тантрических трактатах, как указывается этим критиком, Наропа не был бы автором трактатов по Махамудре, таких как «Чакчен Цикдю», «Еше Селдже», и «Дристисамксепта». Кроме того, есть мистические песни Тилопы [доха] и его тексты по Махамудре, например, «Махамудраподеша» данная им на реке Ганг. Подобно этому, Майтрипа не был бы автором мистических песен и таких текстов по Махамудре, как «Чакчен Тсикдю», а также других. Кроме того, тексты по квинтэссенции великой печати он расширил включив мистические песни великого Сарахи и меньшего Сарахи[120]. Майтрипа также не был удовлетворен своими искусными знаниями сутр и тантр, он последовал за [учителем мистики] Шаваришварой и получил просветляющие наставления по квинтэссенции великой печати, которые не были основаны на тантричеких учениях. Майтрипа затем достиг духовного освобождения. Если этот критик допускает, что Наропа и Майтрипа являются авторами указанных текстов по Махамудре, он противоречит себе, поскольку заявляет, что такая Махамудра принималась Наропой и Майтрипой [как состоящая из четырех печатей]. [Это неявно исключает их авторство остальных текстов по Махамудре.]

Наши рекомендации