Описание того, как пробудить доверие

Глава состоит из пяти разделов:

1. Внутренний смысл учения: Определение «Чакгья Ченпо» [Махамудры]

2. Источник Махамудры согласно сутрам

3. Источник Махамудры согласно тантрам, в особенности Непревзойденному Соединению (ануттара тантре)

4. Как Махамудра воплощает в себе глубокий смысл всех сутр и тантр

5. Замечательные способности практикующих Махамудру.

ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ЧАКГЬЯ ЧЕНПО» [МАХАМУДРЫ]

В этом разделе даются объяснения по трем пунктам:

1. Различные значения [тибетского] названия

2. Содержание и отличительная особенность ему присущего смысла

3. Блага, получаемые из знания его, и зло, происходящее из-за неведения относительно его

Разные значения [тибетского] названия

Что касается названия «Чакгья Ченпо», то: Чакгья обозначает одновременно печать [мудра], символ [нимитта], и знак [лакшкна]. Точно так же как печать оставляет след на других предметах, так и Чакгья Ченпо (Махамудра), абсолютная реальность, оставляет отпечаток на всех [дуальных] реальностях сансары и [недуальной] нирване. Точно так же как вооружение и военная форма указывают отличительные свойства того, кто это носит, так и Чакгья, в качестве доктрины, определяет внутренний характер или пребывающую реальность всех вещей. Слово Чакгья подразумевает непререкаемый авторитет, подобный бесспорному авторитету господина над своими подданными. Оно также означает абсолютную природу, которая придает всем реальностям их священные качества.

«Гаганаганджапарипричча-сутра» дает дальнейшие этимологические толкования Чакгья:

Реальности отмечены печатью Татхагаты. Это печать таковости [пустоты], которая неотделима от реальностей, и остается непроницаемой для различения, проникновения или привязанности. Она – ни то, что движется, и не движение; следовательно ее не могут подвинуть существа вселенной, небесные, полубоги и люди. Эта печать Татхагаты – природы Будды – не рождена [не обусловлена]. Она – печать совершенной пустоты, полной единственности, полного отсутствия стремлений, полной составленности и отсутствия желаний. Как таковость [пустоты], она – печать чистоты и печать внутреннего пространства.

Термин Ченпо [маха] означает высочайшее божество. «Гухьясиддхи» сообщает:

Она берет начало в высшей тантре – четвертом разделе [системы ваджраяны];

Она приносит совершенное просветление.

Она – это медитация Махамудры, которую ничто не в состоянии превзойти.

«Махамудратилака» комментирует:

Относительно Чакгья Ченпо,

Чак символизирует осознавание пустоты [шуньяты],

Гья означает присущее ей качество, по ту сторону двойственности существования,

Ченпо обозначает их соединение.

«Панчакрама» о термине Чак:

Чак означает обретение постижения сокровенного осознавания;

И о термине Гья добавляет:

Гья символизирует пустоту осознавания, коя выходит за границы сансары оставив свой знак на всех вещах.

«Гухьясамаджа» далее устанавливает природу абсолютной реальности [Махамудры]:

Она лишена всякой субстанции,

Лишена субъек-объектной двойственности,

Источниками которой являются психофизические скопления,

Элементы и органы чувств.

Это – бессамостность реальности,

В которой [сансара и нирвана] равны.

«Ченпо» означает соединение искусности и мудрости, и т.д., и является, следовательно, высшей из всех медитаций. «Декхонаньи Чупа» («Дасататтва») описывает:

Истинный искатель объединяет искусность и мудрость

В высочайшей медитации.

Он становится единым с Махамудрой.

Название этой доктрины объясняется в «Падмани», комментарии на «Калачакру-тантру»:

«Чакгья Ченпо» символизирует запредельную мудрость, которая произвела Татхагат в прошлом, делает то же в настоящем, и будет делать так же в будущем. Чакгья означает непребывающую (nonabiding) нирвану или неизменное блаженство. Следовательно, она превосходит печать мистического действа [кармамудра], и печать запредельного осознавания [джнянамудра].

«Ченпо» имеет такое обозначение, потому что она [запредельная мудрость] незапятнанна психическими осадками сансары.

Дже Гампопа говорит, что Чак показывает осознание того, что все явления и факты, сансара и нирвана – неотделимы от их нерожденной пустой природы. Гья показывает изначальную чистоту, охватывающую все вещи – восприятия и возможности. Ченпо показывает осознание того, что свобода внутренне присуща истинной природе реальности [дхармата].

«Тхектрон» Ламы Сердингпы заявляет:

Относительно определения Чакгья Ченпо:

Чак означает самопроизвольное исчезновение грязных мыслей и поступков, и соединение ума с абсолютным состоянием простоты [дхармакая].

Гья означает мощь этого состояния, неподвластное влиянию восприятия признака двойственности.

Ченпо означает высший уровень этой системы, превосходящий все остальные средства [передачи учений], будь то колесница метафизической диалектики[109], эзотерические колесницы внешнего действа, или физического и ментального действа[110].

Синонимами к словосочетанию Чакгья Ченпо будут внутренне присущая природа, высшее осознавание, универсальное превосходство, великая печать и абсолютная реальность всех феноменов.

«Джнянасиддхи-садхана» Индрабодхи сообщает:

Эта абсолютная реальность

Также называется высшим неразрушимым осознаванием

И универсальным превосходством.

Она также известна как великий символ.

Пойми, что это – Дхармакая.

Йогасапта так же объясняет название этой доктрины:

Несуществующая само-природа, таковость [пустоты], внутренне присущая реальность, равностность феноменов и абсолютная область – синонимы. Они не подразумевают ничего другого кроме того, что лишено само-природы.

Содержание и отличительные особенности смысла названия

Сущностные черты Махамудры аналогичны характеристикам всеохватывающего пространства; она нигде не находится и не связана никакими концепциями.

Индрабодхи определяет ее таким образом:

Как непребывающее (nondwelling) пространство охватывает все и не поддается определению, так и с абсолютной реальностью.

Майтрипа подробно объясняет:

Махамудра – это недвойственное осознавание, выходящее за рамки интеллекта; она – непонятийна, сияющая, подобно всеобъемлющему пространству. Хотя и проявляет безграничное сострадание, она лишена самоприроды. Она как отражение луны на поверхности озера. Она ясная и неопределяемая, без центра и окружности, незапятнанна, незагрязнена, и свободна от страха и желания. Подобно сну немого, она невыразима.

Великую печать интерпретируют сообразно трем уровням, рассматривая: фундамент, путь и завершение. Как фундамент, она, в общем, – это внутренне присущая реальность всех феноменов, изначально свободная от концепций. С присущей ей пустой и ясной природой, такая реальность охватывает сансару и нирвану, и тем не менее не поддается описанию. Это основание, применяемое в частности к уму, является истиной и первичной природой великой печати. Ясная, сияющая, и не имеющая идентифицируемой сути, она превосходит мысль и определение.

Великая печать, как путь, представляет собой понимание того, что лежит в основании всех феноменов, понимания сансары и нирваны, восприятий и возможностей. Это неделимая ясность и пустота, лишенная [само-природы], а именно абсолютного возникновения, пребывания и угасания[111]. Путь можно реализовать при помощи доктринальных практик слушания, размышления и медитации[112], но особенно через достижение совершенного видения и созерцание.

Великая печать, как завершение – это полное осознавание, наделенное двойной чистотой[113]. Его можно реализовать совершенствуя постижение фундамента Махамудры при помощи всепоглощающего опыта великой печати, как пути. Практика требует очищения от всех дуалистических восприятий во всех их бесконечно малых неуловимых проявлениях, чтобы добиться ясности подобной ясности безоблачного неба.

Существуют дальнейшие разграничения внутри трех принципов [основания, пути и завершения]. Уттаратантра описывает фундамент Махамудры:

Нечистый, нечисто-чистый[114], и совершенно чистый

Относятся к трем ментальным состояниям

Чувствующих существ, бодхисаттв

И Татхагаты соответственно.

Таким образом фундамент Махамудры, распознаваемый через таковость [пустоты], свойственен всем трем уровням внутреннего потока [ума].

Касаясь аспектов Махамудры, как процесса самопробуждения [путь], «Дечок Джунгва» («Самвародая-тантра») говорит:

Пустота, рассмотренная с разных сторон,

Становится созерцательным погружением и мудростью.

«Джнянагарбха-тантра» суммирует:

Путь Махамудры делиться на четыре части: супруги, как возвышение чувственности (кармамудра); духовного обязательства (самаямудра); внутренней супруги проявленного осознавания (джнянамудра); и всех феноменов (дхармамудра)[115].

Касаясь Махамудры, как завершения, Индрабодхи в «Джнянасиддхи-садхана», сообщает:

Так же как зеркало отражает форму, так и абсолютная реальность [дхармакая] отражает осознавание. Таково осознавание подобное зеркалу.

Пять осознаваний [панча-джняна] и три совершенных аспекта [трикая] надо понимать как дифференциацию Махамудры завершения [просветление].

Наши рекомендации