Что теряют от того, что не медитируют на истинной природе ума
Буддист, который изучает только концепцию Дхармы слушая и исследуя, получит лишь временную пользу и не сумеет реализовать окончательное освобождение. Это продемонстрировано на множестве примеров.
Гандавьюха-сутра сообщает:
Нельзя достичь просветления просто слушая
Совершенные учения Будды.
Все равно как слабый человек может умереть от жажды,
Тогда как его несет огромная река –
Так и Дхарма неэффективна без медитации.
Все равно как человек, раздавший еду и питье людям,
Умирает сам от голода –
Так и Дхарма неэффективна без медитации.
Все равно как лекарь, располагающий всеми лекарствами,
Но умирающий от внутренней болезни –
Так и Дхарма неэффективна без медитации.
Все равно как хранитель сокровищницы, пересчитывающий драгоценные камни,
Не распоряжается ими –
Так и Дхарма неэффективна без медитации.
Все равно как слуга, хоть и рожденный во дворце,
Не владеет ни едой ни питьем –
Так и Дхарма неэффективна без медитации.
Все равно как слепой художник, которому нельзя помочь
Написать картину ярмарки –
Так и Дхарма неэффективна без медитации.
Все равно как лодочник на большом озере
Переправляет многих, но сам умирает на озере –
Так и Дхарма неэффективна без медитации.
Все равно как тот, кто восхваляет благосостояние других,
Оставаясь на распутье,
Однако, не достигает ничего сам –
Так и Дхарма неэффективна без медитации.
Кроме того, ели не медитировать, ум уступает осквернению, что приводит к падению в нижние миры.
«Манджушри-викридита-сутра» сообщает:
Если природа ума не осознана,
Он волочится за воображаемыми мыслями
И вынужден скитаться в трех планах
И шести сферах существования.
«Бодхичарьяватара» говорит:
Человек, чей ум совершенно рассеян,
Зажат между клыками осквернения.
В той же работе сказано далее:
Если не знать тайной природы ума,
Являющей собой суть всех Дхарм,
Можно бродить бесцельно,
Сколько бы ни желал быть счастливым и устранить страдание.
Мудрость не возникает без медитации успокоения;
Просветление не возникает без появления мудрости.
«Сукхриллекха» заключает[21]:
Мудрость не появляется без медитации успокоения.
Таким образом всем тем, кто занят соблюдением этических заповедей и тем, кто изучает слушая и исследуя, надлежит практиковать медитацию.
Польза от медитации
Безгранична польза от медитации на истинной природе реальности. Ведь в «Таттвапракаша-сутре» сообщается:
О Шарипутра, благодаря медитации успокоения в таковости[22] можно скопить больше полезного, всего лишь за одно мгновение, чем от прослушивания проповедей в течение кальпы. Шарипутра, по этой причине тебе следует наставлять других об успокоении в таковости.
«Махосниша-сутра» говорит:
Медитация в течение всего лишь одного дня о смысле истинной природы вещей приносит большую духовную пользу, нежели слушание и изучение Дхармы в течение многих эр, ведь она выводит из круга рождений и смертей.
Такпо Гьепе Дхо поясняет:
Один миг посвященной созерцательному успокоению дает больше пользы, чем спасение всех человеческих жизней в трех планах существования.
Более того, сообщается, что медитация успокоения вызывает резкое отвращение к чувственным удовольствиям, устраняет все сомнения и пробуждает совершенное познание, созерцательное успокоение и великое сострадание; она приводит к восприятию истинной природы реальности, и позволяет направить учеников на путь к просветлению и достичь других добродетелей.
«Праджняпарамита-самучаягатха» говорит:
Медитативное успокоение устраняет тягу к запретным чувственным удо-вольствиям и позволяет достичь высшей добродетели, совершенного познания и ментального успокоения.
«Дашачакра-кситигарбха-сутра» добавляет:
Сомнения могут быть убраны посредством медитации успокоения. Ничто друге этого не может сделать, но одно лишь понимание его [успокоения]. Следовательно, медитировать на успокоении – лучшее, что может быть. О мудрые, стремитесь к нему!
«Дхармасамгити-сутра» говорит:
Приводя ум к спокойному равновесию, добиваются присущей ему чистоты. В результате совершенного восприятии свойственной реальности чистоты, бодхисаттва великом сострадании практикует ради всех чувствующих существ.
«Сутраламкара» сообщает:
Просто созерцая, все чувствующие существа обретут три вида просветления[23].
КНИГА ПЕРВАЯ