Что теряют от того, что не медитируют на истинной природе ума

Буддист, который изучает только концепцию Дхармы слушая и исследуя, получит лишь временную пользу и не сумеет реализовать окончательное освобождение. Это продемонстрировано на множестве примеров.

Гандавьюха-сутра сообщает:

Нельзя достичь просветления просто слушая

Совершенные учения Будды.

Все равно как слабый человек может умереть от жажды,

Тогда как его несет огромная река –

Так и Дхарма неэффективна без медитации.

Все равно как человек, раздавший еду и питье людям,

Умирает сам от голода –

Так и Дхарма неэффективна без медитации.

Все равно как лекарь, располагающий всеми лекарствами,

Но умирающий от внутренней болезни –

Так и Дхарма неэффективна без медитации.

Все равно как хранитель сокровищницы, пересчитывающий драгоценные камни,

Не распоряжается ими –

Так и Дхарма неэффективна без медитации.

Все равно как слуга, хоть и рожденный во дворце,

Не владеет ни едой ни питьем –

Так и Дхарма неэффективна без медитации.

Все равно как слепой художник, которому нельзя помочь

Написать картину ярмарки –

Так и Дхарма неэффективна без медитации.

Все равно как лодочник на большом озере

Переправляет многих, но сам умирает на озере –

Так и Дхарма неэффективна без медитации.

Все равно как тот, кто восхваляет благосостояние других,

Оставаясь на распутье,

Однако, не достигает ничего сам –

Так и Дхарма неэффективна без медитации.

Кроме того, ели не медитировать, ум уступает осквернению, что приводит к падению в нижние миры.

«Манджушри-викридита-сутра» сообщает:

Если природа ума не осознана,

Он волочится за воображаемыми мыслями

И вынужден скитаться в трех планах

И шести сферах существования.

«Бодхичарьяватара» говорит:

Человек, чей ум совершенно рассеян,

Зажат между клыками осквернения.

В той же работе сказано далее:

Если не знать тайной природы ума,

Являющей собой суть всех Дхарм,

Можно бродить бесцельно,

Сколько бы ни желал быть счастливым и устранить страдание.

Мудрость не возникает без медитации успокоения;

Просветление не возникает без появления мудрости.

«Сукхриллекха» заключает[21]:

Мудрость не появляется без медитации успокоения.

Таким образом всем тем, кто занят соблюдением этических заповедей и тем, кто изучает слушая и исследуя, надлежит практиковать медитацию.

Польза от медитации

Безгранична польза от медитации на истинной природе реальности. Ведь в «Таттвапракаша-сутре» сообщается:

О Шарипутра, благодаря медитации успокоения в таковости[22] можно скопить больше полезного, всего лишь за одно мгновение, чем от прослушивания проповедей в течение кальпы. Шарипутра, по этой причине тебе следует наставлять других об успокоении в таковости.

«Махосниша-сутра» говорит:

Медитация в течение всего лишь одного дня о смысле истинной природы вещей приносит большую духовную пользу, нежели слушание и изучение Дхармы в течение многих эр, ведь она выводит из круга рождений и смертей.

Такпо Гьепе Дхо поясняет:

Один миг посвященной созерцательному успокоению дает больше пользы, чем спасение всех человеческих жизней в трех планах существования.

Более того, сообщается, что медитация успокоения вызывает резкое отвращение к чувственным удовольствиям, устраняет все сомнения и пробуждает совершенное познание, созерцательное успокоение и великое сострадание; она приводит к восприятию истинной природы реальности, и позволяет направить учеников на путь к просветлению и достичь других добродетелей.

«Праджняпарамита-самучаягатха» говорит:

Медитативное успокоение устраняет тягу к запретным чувственным удо-вольствиям и позволяет достичь высшей добродетели, совершенного познания и ментального успокоения.

«Дашачакра-кситигарбха-сутра» добавляет:

Сомнения могут быть убраны посредством медитации успокоения. Ничто друге этого не может сделать, но одно лишь понимание его [успокоения]. Следовательно, медитировать на успокоении – лучшее, что может быть. О мудрые, стремитесь к нему!

«Дхармасамгити-сутра» говорит:

Приводя ум к спокойному равновесию, добиваются присущей ему чистоты. В результате совершенного восприятии свойственной реальности чистоты, бодхисаттва великом сострадании практикует ради всех чувствующих существ.

«Сутраламкара» сообщает:

Просто созерцая, все чувствующие существа обретут три вида просветления[23].

КНИГА ПЕРВАЯ

Наши рекомендации