В процессе интеграции искусств
Актуальность настоящего исследования обусловлена появлением новых тенденций в современном эстетическом образовании. Б.В.Асафьев, В.Н.Шацкая, Б.М.Теплов, С.М.Шоломович, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.П.Радынова и др. считали слушание музыки основой системы музыкального воспитания.
Анализ научно-исследовательской литературы показал, что особенности музыкального восприятия детей обусловлены системой детерминант: воспринимаемым музыкальным произведением; музыкальным и жизненным опытом ребёнка; внешними и внутренними (личностными) условиями; характером музыкальной деятельности ребёнка. Восприятие, слушание музыкальных произведений - сложный процесс, тесно связанный с процессом музыкального мышления и требующий активных действий со стороны педагога и ребенка. Качественный уровень эстетического восприятия видоизменяется под воздействием педагога в сторону большего уточнения и дифференцированности.
Цель работы -изучить специфику и особенности развития музыкального восприятия у детей 5-7 летнего возраста в процессе интеграции искусств.
Объект исследования -музыкальное восприятие детей 5-7 летнего возраста.
Предмет исследования- психолого-педагогический процесс развития восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции искусств.
Гипотеза исследования: развитие музыкального восприятия у старших дошкольников будет эффективной в том случае, если:
определены критерии и уровни диагностики музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста;
составлен цикл интегрированных занятий, направленных на повышение уровня музыкально-эстетического восприятия у детей 5-7 лет.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили задачи исследования:
1) изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме, сопоставить точки зрения и теоретические подходы разных авторов, выделить актуальный материал для настоящего исследования;
2) на основе изученного материала выбрать методику исследования особенностей музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста, определить методы и приёмы проведения исследования;
3) определить комплекс мер, направленный на развитие музыкального восприятия у детей 5-7 лет в процессе интегрированных занятий;
4) провести анкетирование родителей детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их собственных музыкальных интересов, обуславливающих музыкальные интересы и вкусы ребёнка, а также понимания родителями значения развития музыкального восприятия для совершенствования его общих способностей;
5) провести качественный и количественный анализ полученных результатов, сформулировать выводы и практические рекомендации педагогам-музыкантам, родителям, воспитателям, практическим психологам.
Методы, использованные при проведении исследования:
изучение, анализ и обобщение материалов литературных источников по теме, способствующих определению методологических и теоретических положений работы;
экспериментально-эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетный опрос родителей детей старшего дошкольного возраста, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
изучение рисунков детей экспериментальной группы и документации;
методы количественного и качественного анализа данных;
методы математической обработки и обобщения результатов исследования.
Исследование осуществлялось в три этапа:
1 этап - поисково-теоретический (анализ литературы, изучение проблемы);
2 этап -опытно-экспериментальный: проведение эксперимента, разработка и апробация цикла интегрированных занятий по совершенствованию способности восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста;
3 этап - заключительно-обобщающий: систематизация материала исследования, обобщение результатов, формулирование выводов и рекомендаций прикладного характера.
Экспериментальное исследование проводилось по методике кандидата педагогических наук, доцента кафедры эстетического воспитания Уральского государственного педагогического университета Н.Г.Куприной, опубликованной в 10-м номере журнале “Начальная школа плюс до и после” за 2003 год на базе дошкольного образовательного учреждения № 102 “Золотой петушок” Октябрьского района г. Мурманска в течение 3-х месяцев (сентябрь-ноябрь).
Цель констатирующего эксперимента: выявление начального уровня восприятия музыкальных произведений у детей старшего дошкольного возраста на основе анализа музыкально-игровой полихудожественной деятельности.
Метод исследования: наблюдение за детьми в условиях выполнения специально подобранных музыкальных игр.
В исследовании участвовало 16 детей 5-7 летнего возраста, разделенных на 4 подгруппы по 4 человека. Такое количество детей при проведении эксперимента рекомендовано Ветлугиной Н.А. При меньшем количестве дети чувствуют себя скованно, не хотят играть, а при большем количестве трудно наблюдать каждого ребенка.
Содержание игровых заданий предполагает возможность выявления у детей старшего дошкольного возраста следующих критериев музыкально-эстетического восприятия:
соответствие характеру музыкального произведения выбранных ребёнком танцевальных движений, уместность мимических и вокально-речевых реакций ребёнка, увлечённость музыкой и оригинальность придуманных игровых сюжетов в рамках музыкальной композиции;
использование в рисунке соответствующих характеру музыки тонов, выразительность линий, создание композиции, соответствующей музыкальному образу, увлечённость заданием, наличие словесных пояснений к рисунку;
соответствие настроению музыкального произведения тембра, шумового эффекта выбранного ребёнком музыкального инструмента, естественность, гибкость эмоционально-ритмической подстройки при темброво-шумовом аккомпанировании музыкальному звучанию.
Констатирующий эксперимент в три серии проводился с каждой подгруппой в течение одной недели. При проведении эксперимента наблюдали за поведением детей в игровой деятельности при восприятии ими музыки, оценивали качества применения художественных средств выразительности при передаче образа в игре на музыкальных и шумовых инструментах, движении под музыку и рисунке.
Представим последовательность проведения констатирующего эксперимента:
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский “Времена года” “Осенняя песня” (аудиозапись).
Краткая аннотация: в сборнике “Времена года” 12 пьес, что соответствует количеству месяцев в году, и каждая пьеса имеет название определенного месяца и подзаголовок. “Октябрь” “Осенняя песнь” — жемчужина инструментальной лирики П. Чайковского. Это пьеса настроения: печальная, тоскливая, задумчивая, грустная. Умеренный, спокойный темп, долгие звуки, мягкая, но выразительная динамика создают в воображении образ тишины, осеннего парка с голыми стволами деревьев. Мелодические обороты с нисходящими линиями напоминают падающие листья.
Первая серия: двигательная импровизация.
Вторая серия: темброво-шумовой аккомпанемент.
Третья серия: рисование музыки.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что у большинства детей экспериментальной группы способность к сотворчеству (одного из структурных компонентов музыкального восприятия) сформирована недостаточно. Это указывает на необходимость проведения углублённой работы по развитию восприятия музыкальных произведений у детей старшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1