Старшеклассников о брачных отношениях
Изучение представлений старшеклассников о брачных отношениях с точки зрения их психологического пола является актуальной проблемой современной психологии.
Итоги многочисленных исследований психофизиологических, психологических и социальных различий мужчин и женщин убеждают, что традиционное их сравнение, то есть по генетическому (биологическому) полу, хотя и дает определенные результаты, однако не отвечает в полной мере имеющейся реальности, которая заключается в наличии у людей психологического пола, отражающего выполняемую субъектом роль с позиции маскулинности, фемининности, андрогинности.
Изучением представлений молодых людей о браке и будущем супруге, о распределении между мужем и женой семейных обязанностей и о других аспектах, связанных с семейными отношениями занимались многие психологи, сексологи, социологи. В исследованиях Г.Айзенка, С.В.Ковалева, Б.Р.Псавко, П.Я.Старожицкого, Л.Н.Тимощенко, Ш.Берн представления старшеклассников о различных сторонах брачных отношений анализировались с учетом биологического пола испытуемых.
Однако в литературе практически не представлены данные о том, оказывает ли влияние психологический пол людей на их представление о браке, в том числе отсутствуют исследования старшеклассников по данному вопросу, хотя именно старший школьный возраст – это возраст, когда многие юноши и девушки начинают задумываться о своей будущей семейной жизни.
Целью нашего исследования являлось изучение и сравнение особенностей представлений старшеклассников о брачных отношениях, связанных с их принадлежностью к определенному психологическому полу.
В ходе исследования ставились и последовательно решались следующие задачи:
- определить психологическую сущность понятий “семья” и “брак”;
- изучить особенности ролевой структуры семьи;
- определить место счастливой семейной жизни в иерархии ценностных ориентаций старшеклассников;
- рассмотреть особенности представлений старшеклассников о будущем супруге.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что представления юношей и девушек о критериях выбора спутника жизни, о структуре и распределении семейный ролей имеют различия, связанные с принадлежностью к определенному психологическому полу.
Объектом исследования являлось сознание и самосознание старшеклассников, предметом– гендерные особенности представлений старшеклассников о брачных отношениях.
Исследование проводилось на базе гимназии № 3 города Мурманска. В качестве испытуемых были выбраны учащиеся 11-х классов в возрасте 15 – 16 лет. Количество испытуемых составило 62 человека – 31 юноша и 31 девушка.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика “Маскулинность – фемининность” С.Бем, которая использовалась для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности старшеклассника.
2. Методика “Ценностные ориентации” М.Рокича. Использовалась с целью установить, насколько совпадают мнения старшеклассников относительно ценностных ориентаций, в том числе и ценности счастливой семейной жизни, в зависимости от их психологического пола.
3. Анкета, которая была разработана нами с целью изучить представления старшеклассников разного психологического пола о некоторых аспектах брачных отношений, в частности выделить критерии, на основании которых, по мнению старшеклассников, делается выбор спутника жизни лицами разного психологического пола.
4. Методика “Функционально-ролевая согласованность”, цель которой - выявление представлений старшеклассников о структуре семейных ролей и их распределения между мужем и женой с учетом психологического пола.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. По результатам методики С.Бем было получено, что из 100 % испытуемых 63 % - андрогинные старшеклассники, 23 % - маскулинные и 15 % - фемининные. Следует отметить, что группа андрогинных старшеклассников составляет большую часть всего количества испытуемых.
2. При сравнении результатов ранжирования терминальных ценностных ориентаций фемининной, маскулинной и андрогинной групп с помощью коэффициента корреляции Спирмена было выявлено, что, между результатами ранжирования фемининной и маскулинной групп не наблюдается никакой связи, фемининные старшеклассники ценность счастливой семейной жизни ставят на шестое место, а маскулинные – на тринадцатое место. Андрогинность оказывается наиболее лабильным проявлением психологического пола, имея сходство в результатах ранжирования как с маскулинной, так и фемининной группами старшеклассников. При этом андрогинные старшеклассники ставят указанную ценность на четвертое место. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на появление различий в результатах в большей степени оказывают влияние крайние проявления психологического пола – маскулинность и фемининность.
3. Анализ результатов анкетирования показал, что среди критериев выбора спутника жизни, характерных, по мнению старшеклассников, для типичных женщин и мужчин, все три группы – андрогинные, маскулинные, фемининные старшеклассники – указывают: внешность, интеллект и характер, причем внешность выходит на первое место. То есть старшеклассники считают, что большинство людей при выборе спутника жизни ориентируются на внешность.
Интересным является тот факт, что андрогинные и фемининные старшеклассники не указали среди критериев выбора спутника жизни, характерных для большинства мужчин, “материальную обеспеченность партнера”, но отнесли ее к критериям выбора спутника жизни, характерным для большинства женщин. То есть, они считают, что только у женщин существенным фактором в выборе супруга является то, насколько будущий муж может материально обеспечить семью. Такое мнение испытуемых может быть объяснено стереотипными социальными представлениями о мужчине как “добытчике” материальных средств. Для такого мужчины не важно финансовое положение выбираемой спутницы жизни, так как он может самостоятельно обеспечить свою семью. Поэтому многие женщины, по мнению испытуемых, оценивают мужчин именно с финансовой точки зрения.
В целом, изучив, выделенные старшеклассниками критерии, можно сделать вывод о том, что у них имеется достаточно разностороннее представление о выборе спутника жизни мужчинами и женщинами. Акцент делается не только на внешних особенностях, таких как “физическая привлекательность”, “культура общения”, но учитываются и личные качества, “внутренняя красота”. Однако, сравнивая списки выделенных критериев выбора спутника жизни, характерных для большинства женщин и большинства мужчин, с точки зрения андрогинных, маскулинных и фемининных групп испытуемых, видим, что наименьшее количество совпадений наблюдается между критериями, выделенными маскулинными и фемининными старшеклассниками. При этом их списки значительно меньше, чем списки андрогинных старшеклассников, которые включили в себя максимальное количество выделенных критериев. Следовательно, андрогинные старшеклассники более четко, дифференцированно представляют будущего спутника жизни.
4. Результаты ранжирования семейных ролей тоже имеют различия. Юноши и девушки разного психологического пола по-разному представляют структуру семейных ролей на нормативном уровне (то есть распределение семейный ролей, с точки зрения нормы, принятой в обществе), желаемом уровне (то есть с точки зрения того, как хотелось бы выполнять роли в семье) и квазиреальном уровне (то есть с точки зрения того, как, скорее всего, сложится ролевая структура в собственной семье).
Только у андрогинных старшеклассников представления о структуре семейных ролей близки по нормативному, идеальному и реальному уровням. Это свидетельствует о том, что представление андрогинных юношей и девушек о структуре семейных ролей с точки зрения нормы принятой в обществе совпадает с их представлением об идеальной структуре. Такая структура, по их мнению, и сложится в собственной семье. У представителей фемининной и маскулинной групп отмечается расхождение между нормативным и двумя другими уровнями. Представители маскулинной группы считают, что в их собственной будущей семье семейная структура сложится иначе, чем им хотелось бы в идеале, а также будет отличной от принятой в обществе норме. Представители фемининной группы выражают несколько наивную позицию, считая, что в их собственной будущей семье сложится такая структура семейных ролей, которая будет максимально приближена к их идеалу, то есть, что они смогут достичь желаемого “семейного счастья”.
5. Анализируя результаты распределения семейных ролей с точки зрения того, кто какую роль должен выполнять, стоит отметить большой объем разрозненных данных, среди которых трудно выявить определенную тенденцию. Только относительно роли “ответственный за материальное обеспечение” наблюдается доминирование стереотипной точки зрения – муж рассматривается в первую очередь как “добытчик” материальных средств, а на женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей. По остальным ролям наблюдаются различия по группам.
Таким образом, в ходе работы мы теоретически обосновали необходимость изучения сходства и различий представлений юношей и девушек о брачных отношениях с учетом их психологического пола и в результате проведённого исследования смогли сделать вывод о том, что представления старших школьников о брачных отношениях имеют гендерные различия. Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась.
Действительно, маскулинные, фемининные, андрогинные юноши и девушки по-разному определяют критерии выбора спутника жизни, структуру и распределение семейных ролей, что показывает необходимость их учета при суждении о тех или иных различиях между мужчинами и женщинами. При этом на различия в результатах оказывают большее влияние крайние проявления психологического пола – маскулинность и фемининность. Андрогинность как психологическая характеристика, сочетающая в себе лучшие мужские и женские качества, является фактором, сближающим представления о брачных отношениях у старшеклассников разного биологического пола.
Результаты исследования могут быть использованы для психологического обоснования просветительской работы со старшеклассниками по подготовке их к семейной жизни. На основе полученных результатов была выстроена и апробирована программа работы школьного психолога со старшеклассниками в области семейной психологии, целью которой являлось освещение психологической стороны брачно-семейных отношений и отработка навыков взаимодействия с партнером. Данная программа является частью возможного курса по психологии семейной жизни. Конечно, проведенное исследование не может всесторонне охватить заявленную проблему. Несмотря на то, что в данной работе были глубоко проанализированы некоторые важные аспекты брачных отношений, еще остаются перспективы дальнейшей работы в данном направлении.
Скиотис Е.И.,
Жукова А.А.