Роль художественной литературы в нравственном воспитании личности дошкольника
Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждалась цель, содержание, методы нравственного воспитания. Интерпретировался и сам термин “нравственное воспитание”. Во всяком случае, в педагогических публикациях последних лет термин “нравственное воспитание” практически не встречается. Иногда он звучал, как “моральное воспитание”, иногда – “духовное воспитание”, сегодня его заменили термином “социальное воспитание”. Однако он имеет свое, совершенно определенное содержание и не может быть заменен никаким другим.
Знание принятых в обществе норм, правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств и составляет понятие нравственности.
В разные исторические периоды жизни общества выдвигалось свое содержание воспитания. Были проведены целенаправленные исследования в области нравственного воспитания дошкольников. Их возглавили видные ученые, специалисты в области дошкольной педагогики: Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, В.Г.Нечаева, Е.И. Радина, Т.А. Маркова, А.П.Усова и позже – А.В. Булатова, В. Я Воронова, Р.С. Буре, С.А. Козлова, А.М. Виноградова, Н.Ф. Виноградова, Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеев, Е.В. Шипилова, И.М. Княжева, Г.Н. Гришина и другие.
По мнению ученых, современное нравственное воспитание должно выстраиваться по двум взаимосвязанным мнениям: совершенствование содержания и поиск эффективных технологий. В основе технологий должны лежать методы позволяющие формулировать механизм нравственного воспитания. Нравственное становиться нравственным, а не моральным в том случае, если педагог учитывает и организует комплекс взаимодействий, способных формировать во взаимосвязи представления, чувства, отношения, привычки, нравственное поведение. Исключение одного из компонентов механизма приводит к формализму в воспитании и тогда не может идти речи об истинно нравственном развитии личности.
Путь контролируемого и целенаправленного, эмоционально-нравственного воспитания детей лежит через художественную литературу. Литература – богатейший источник и побудитель чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Художественное произведение оказывает порой неожиданное для взрослых воздействие на ребенка. Но хорошие добрые книги читают всем детям, но какими они вырастают при этом разными по своим чувствам и отношению к окружающему.
Теоретической основой разработки данной проблемы являются исследования в области психолого-педагогической науки. Многолетние усилия педагогов и психологов Л.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Б.М. Теплова, А.М. Леушиной, Р.И. Жуковской, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович и других создали теоретические и практические предпосылки для разработки содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой. Была сформулирована его специфическая задача – заложить основу полноценного восприятия и понимания художественных произведений.
В психолого-педагогической литературе проблема восприятия и понимания художественных произведений детьми дошкольного возраста разработана достаточно широко и полно.
Л.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.С.Славина, Д.М. Арановская, И.С. Карпинская и др. отмечают, что именно в дошкольном возрасте совершается переход от первоначального восприятия к ступеням собственно-эстетической деятельности, это период активного становления художественного восприятия ребенка. Современные ученые О.С.Ушакова, В.В. Гербова, З.А. Гриценко, Н.А. Короткова и др. – внесли большой вклад в разработку методики ознакомления детей с художественной литературой. Однако, на современном этапе необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, в мировоззренческом и нравственном становлении человека.
Цель исследования данной работы состоит в определении путей оптимизации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Объектом исследования выступает процесс нравственного воспитания дошкольников.
Предметом исследования является художественная литература как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
10. Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме исследования.
11. Выявить уровень осознания нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста.
12. Разработать комплекс экспериментальных мероприятий с целью углубления и систематизации работы по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
13. Обобщить результаты экспериментального исследования.
Гипотезойнашего исследования явилось предположение о том, что при организации оптимальных психолого-педагогических условий и специальных мероприятий возможно успешное формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Методы педагогического исследования:
-анализ и синтез научной литературы;
-наблюдение за деятельностью детей;
-педагогический эксперимент;
-математико-статистическая обработка данных.
Теоретическая значимость работызаключается в изучении и обобщении научного материала по основным подходам к проблеме влияния художественной литературы на нравственное воспитание детей дошкольного возраста, а так же в определении роли и места процесса чтения в мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
Практическая значимость работысостоит в возможности использования результатов исследования в практике работы специалистов ДОУ; разработка конспектов, подборка произведений художественной литературы по воспитанию положительных нравственных качеств у детей дошкольного возраста, послужат педагогам практикам опорной схемой для систематизации работы по данному разделу.
Материалы дипломной работы были представлены на педагогическом совете в ДОУ “Роль нравственного воспитания в формировании личности” в декабре 2005 г. Базой исследования является старшая группа ДОУ № 67 “Росинка” г. Апатиты. В эксперименте были задействованы 15 детей старшего дошкольного возраста.
Решение поставленных задач потребовало проведения трех этапов исследования.
1 этап – теоретический, посвящен изучению и анализу научной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2 этап– практический. Посвящен разработке комплекса экспериментальных мероприятий, с целью углубления и систематизации работы по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
3 этап – обобщающий. Направлен на анализ, изучение, обобщение результатов исследования, формулировку общих выводов и разработку педагогических результатов.
На этапе констатирующего эксперимента при помощи диагностической методики Г.А. Урунтаевой [4] было выяснено что: у большинства детей старшего дошкольного возраста поведение и общение устойчиво, положительно направлено. Дети хорошо ориентируются в правилах культуры поведения. Охотно вступают в общение. Отличаются высокой речевой активностью, понимают эмоциональное состояние других. Называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей, но не всегда мотивируют свою оценку. Диагностирование помогло определить, что дети 5-6 лет переходят от стихийной нравственности к сознательной. Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития.
Для решения этих задач был разработан формирующий эксперимент, который предполагал осуществление отбора и анализа мероприятий, способствующих включению детей в поле активной деятельности: совместной и самостоятельной. За основу взяты рекомендации Н.А. Коротковой, З.А. Гриценко, Е.А.Алябьевой.
Результаты контрольного эксперимента показали эффективность формирования нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы при создании определенных условий, включения детей в активную деятельность, предполагающую зону ближайшего нравственного развития. Разнообразные формы методов работы с детьми позволили дать определенный уровень знаний о законах взаимодействия между людьми, способствовали развитию умения принять решение в конкретной ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза о том, что создание психолого-педагогических условий, которые благоприятствуют качественному изменению личности ребенка, его отношений с окружающими, первоначально в совместной деятельности со взрослыми и под влиянием, а затем и в свободной самостоятельной деятельности, способствуют успешному осуществлению нравственного воспитания, а художественная литература является наиболее эффективным средством нравственного воспитания подтвердилась.
Литература:
1. Гуревич Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 2001.
2. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972.
3. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М., 2004.
4. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М., 1999.
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. – М., 2001.
6. Щипицына Л.М. и др. Азбука общения. – СПб., 2003.
Шоломицкая Н.Д.,
Седунова О.А.