Практиковать подобно больному человеку
Йогин: Я был болен и поэтому чувствовал себя очень уставшим и вялым. Но на самом деле это было хорошее время для практики, потому что в нем было меньше стараний, я не мог стараться, я был способен только наблюдать.
Саядо УТ: Это хорошо. Когда вы рассказали о практике подобно больному человеку, вы сообщили как раз о таком умственном состоянии, которое и рекомендуется иметь! Это не значит передвигаться везде замедленно. Ум по-настоящему больного человека ничего не желает делать, а лишь пассивно наблюдать и принимать ситуацию как есть.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
Йогин: Как я могу стать более решительным в мыслях и действиях? Как я могу научиться быстрее принимать решения?
Саядо УТ: Вам нужно принимать решения быстро или правильно? Более ли важно быть быстрым или правильным? Если в вашем уме отсутствуют омрачения, если вы осознанны и у вас есть понимание, тогда нет необходимости размышлять. Ум знает что делать, потому что вы готовы, потому что понимание уже здесь. Но если присутствует состояние ума, которому что-то нравится или не нравится, если присутствует какая-либо разновидность возбуждения ума, тогда вы не сможете сделать правильный выбор. Всякий раз когда вам необходимо принять решение, но вы находите что ум возбужден, ждите до тех пор, пока ум не станет спокойным, и только тогда принимайте решение.
Сделайте своей привычкой наблюдать любые эмоциональные возбуждения. Когда вы сможете поддерживать свой ум свободным от них, когда не будет никакого рвения что-то сделать, тогда мудрость сможет придти и принять решение. Конечно, вам также необходимо иметь всю необходимую информацию для принятия решения. Никогда не принимайте решения, исходя из того нравится вам что-то или нет. Никогда не торопитесь с принятием решения, проверьте свое отношение, очистите свой ум.
МЕДИТАЦИЯ СИДЯ
Йогин: Когда ум ощущает сбалансированность, особенно во второй половине дня, должен ли я продолжать сидеть или же я должен вставать после одного часа сидения?
Саядо УТ: Если вы хотите, то вы можете сидеть дальше, но я не стимулирую людей сидеть долгие промежутки времени. Не сидите больше чем полтора часа. Те люди, которым нравится безмятежность, питают пристрастие к долгому сидению, а те которым нравится осознанность, предпочитают деятельность. Я поощряю людей быть активными, потому что это вынуждает ум «быть деятельным, быть наготове», так сказать, и действительно в настоящем моменте работать над осознанностью. К сожалению, у нас здесь нет работы для йогинов, такой, какая есть у вас на Западе.
МЕДИТАЦИЯ ПРИ ХОДЬБЕ
Йогин: Что бы вы посоветовали для медитации при ходьбе, ходить все время, потупив взор или смотреть вокруг?
Саядо УТ: Не делайте преднамеренно ни того, ни другого. Просто будьте естественны и осознанны к тому, что ум осознает. Если вы оглядываетесь, то осознавайте, что вы оглядываетесь, если же смотрите вниз, то осознавайте, что смотрите вниз. Просто будьте осознанны к тому, что действительно происходит.
*** *** ***
Йогин: Не могли бы вы дать мне совет по поводу того как медитировать при ходьбе и как заниматься исследованием при ходьбе?
Саядо УТ: В первую очередь распознавайте, что имеет место ходьба. Затем вы можете задать себе вопрос. Например: как влияют друг на друга ум и тело? Какое у вас состояние ума в то время когда вы ходите? Почему вы ходите? Кто ходит? Задавая подобные вопросы, вы сможете постепенно расширять исследование.
МЕДИТАЦИЯ ЛЕЖА
Йогин: Как медитация лежа поможет мне осознать напряжение?
Саядо УТ: Когда мы ложимся, ум воспринимает это как сигнал к расслаблению. Он не использует никакой энергии для поддержания тела. В сидячей позиции мы немного поддерживаем тело, и если мы не распознаем сколько энергии нам необходимо, тогда ум естественно использует большее, чем нужно количество энергии. Медитация лежа – это очень хороший способ это исследовать. Когда затем вы сравните, то обнаружите, сколько энергии было использовано для поддержания сидячей и других позиций.
Когда вы медитируете лежа, обратите внимание на ту энергию, которая была использована, так чтобы у вас была контрольная точка отсчета. Таким образом, вы сможете увидеть, сколько энергии расходуется в других позициях, а если вы используете слишком много энергии то, следовательно, становитесь напряженным. Но если мы действительно заинтересованы в том, чтобы осознавать собственный ум, заинтересованы в осознавании того, что мы ощущаем, когда ум находится в определенном состоянии и т.д., и если мы действительно способны все время настраивать свой ум, тогда каждая поза будет позой для исследования.
Йогин: И в каждой позиции должно быть расслабление?
Саядо УТ: Да, если вы можете в медитации лежа, одновременно быть расслабленными и бдительными, тогда вы сможете привнести в каждую позицию, в каждое мгновение это состояние ума. Если же вас клонит в сон, тогда это дает вам понять, что необходимо произвести еще некоторую настройку.
НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ
Йогин: Иногда мой ум бывает очень спокойным, и у меня возникает ощущение, что ничего не нужно делать.
Саядо УТ: Несмотря на то, что ум становится спокойным, остается еще довольно большое количество работы. В этот момент вам следует начать исследование. Когда ум становится спокойным, это не означает, что делать больше нечего – это означает, что ум просто стал готовым! Когда вы не задаете вопросы, помогающие уму посмотреть более критично на то, что происходит, тогда вы и будете ощущать, что делать ничего не надо. Например: вы могли бы спросить себя о том – можете ли вы ясно видеть разницу между природой ума и тела, между физическими и умственными процессами. Это будет поддерживать занятость ума.
НАПРЯЖЕНИЕ ИЛИ РАССЛАБЛЕНИЕ
Йогин: Я замечаю у себя меньше напряжения. Но у меня все еще присутствует некоторая борьба, потому что стоит мне только расслабиться, как я начинаю ощущать лень, и когда это происходит, я начинаю чувствовать вину, и ум становится беспокойным и, конечно, снова напряженным. Я лучше распознаю работу ума, когда он расслаблен и стараюсь найти правильный баланс.
Саядо УТ: Баланс, который вы должны найти, это баланс между «расслаблением» и «заинтересованностью». Интерес – это применение мудрости. Заинтересованность является качеством мудрости. Люди обычно пытаются найти баланс между усилием и расслаблением, используя при этом усилие в той или иной степени. Но если есть интерес, усилие уже присутствует. Когда ум заинтересован в узнавании чего-то, то усилие уже присутствует. Тем не менее, будьте по отношению к себе терпеливы, иметь нулевое напряжение – нелегко.
*** *** ***
Йогин: Что же в точности означает быть расслабленным? Я знаю, как это ощущается, – быть расслабленным физически, но что означает быть расслабленным умственно?
Саядо УТ: Ощущение расслабленности – это по-настоящему быть свободным от ожидания и беспокойства. Вы сможете полностью быть расслабленны, только когда ум будет свободен от lobha (алчности) и dosa (отвращения). Иметь желание быть расслабленными или пытаться стать расслабленными это то, что сделает вас еще более напряженными.
ОЩУЩЕНИЕ БЕСПОКОЙСТВА
Йогин: Недавно я ощутил небольшое беспокойство. У меня в наличие, прежде чем уехать, есть только десять дней, и мне показалось, что мой ум страстно желает прогресса.
Саядо УТ: Важно, что вы осознаете беспокойство и знаете, почему вы беспокойны. Если из-за беспокойства мыслей становится больше, никогда не верьте этим мыслям. Если вы поверите таким мыслям – будет только хуже. Всякий раз, когда вы ощущаете дискомфорт по поводу чего-либо, ум на самом деле говорит вам, что он хочет почувствовать что-то хорошее. Йогин, который действительно понимает практику, чувствует себя отлично с неудовлетворительными или трудными переживаниями, видит их как вызов, как возможность чему-то научиться. Если отсутствует понимание, то незамедлительно будет появляться сопротивление по отношению к неприятным ощущениям. Нам необходимо учиться принимать вещи как они есть, и это также означает принятие трудных ситуаций такими, какие они есть.
ОЩУЩЕНИЕ ИНЕРТНОСТИ (ОЩУЩЕНИЕ ТОГО, ЧТО УМ
УВЯЗ, ЗАСТРЯЛ)
Йогин: Иногда я ощущаю, что увяз в медитации, и я не знаю что делать. Тогда ум наблюдает отношение, но иногда он даже не может увидеть это отношение. В другой раз отношение ясно осознается, например – здесь присутствует отвращение, и затем ум пытается увидеть то, что находится позади этого отношения.
Саядо УТ: Просто распознавайте – настолько насколько вы можете. Не ищите того, что вы не можете увидеть и также не пытайтесь догадаться, чем бы это могло быть!
Йогин: Но есть что-то позади этого отношения?
Саядо УТ: Даже не размышляйте над этим! Если вы размышляете – тогда это отношение исчезает, так как ваш ум уже сформировал идею о том, чем или как это могло бы быть. Также не думайте в терминах – позади или впереди! Если ум способен видеть, то он увидит даже больше, если нет, то нет.
Йогин: Я все еще бьюсь с основами, такими как отношение, удивляясь – чем же является верное отношение, как стать по-настоящему осознанным и т.д. Нет никакой формулы для этого, и я нахожу это довольно изнурительным. Вы поощряете нас вспоминать позитивный опыт (переживания), чтобы ум затем старался поступать таким же образом, вспоминая каким было состояние осознанности в то время, и каким образом ум обрел то состояние осознанности. У меня это не получается. Когда ум пытается все это выполнить – он просто становится более запутанным.
Саядо УТ: Не проводите сейчас такой разновидности исследования. Вы только что сказали, что до сих пор бьетесь с основами и что вы нашли это изнурительным.
На этой стадии вам не следует проводить никаких исследований, так как они только усложняют вещи в уме. Вам необходимо дождаться пока ум не станет стабильным. В настоящий момент практикуйте лишь простым способом – просто наблюдайте за происходящим. Групповое интервью может быть запутывающим из-за того что йогины нахватывают много информации, которая для них на самом деле не является подходящей. То, что является подходящим для одного йогина, может совсем не подходить для другого. Если некоторая информация, которую вы слышите – полезна, то вы, конечно, можете ее использовать, но не пытайтесь следовать совету данному кому-то еще, если вы не находите его полезным для себя.
Йогин: Хорошо, так значит, мне необходимо ждать пока ум станет умиротворенным.
Саядо УТ: Да, исследование может прийти только когда ум умиротворен, в таком случае оно приходит довольно естественно. Но на самом деле, когда ум достаточно умиротворился и стал стабильным, множество людей чувствуют себя потерянными – они не знают что делать с этим покоем. Вот когда я должен поощрять йогов к исследованию.
Йогин: О, я понял. У меня нет этой проблемы…
Саядо УТ: Приобретать много знаний – это хорошо. Тем не менее, личные потребности йогинов довольно различны, следовательно, вы должны тщательно выбирать то, что применяете в своей практике.
*** *** ***
Саядо УТ: Когда, как вам кажется, что вы увязли в негативном отношении по поводу медитации, вам следует вспомнить, насколько медитация была полезна в прошлом, какое существенное изменение она привнесла в вашу жизнь. Думайте о пользе, которую вы получили, о вещах, которые поняли благодаря медитации. Подумайте о том, как ощущается состояние неосознанности, и какая разница с тем состоянием, когда вы осознанны. Подобные размышления будут вам помогать перенаправлять ум.
То, что вы еще могли бы попытаться сделать – это активно запоминать позитивные умственные состояния, когда вы их переживаете. Напомните себе, что вы переживаете позитивное состояние ума, что позитивное состояние ума возможно, что вот таким образом ощущается позитивное состояние ума. Так вы укрепляете понимание позитивных состояний переживаемых вами. Если вы знаете почему возникает позитивное состояние или как почувствовать это позитивное состояние ума, тогда попытайтесь для себя это четко сформулировать. Это поможет вашему уму вспомнить позитивный опыт осознанности в следующий раз, когда вы почувствуете себя подавленными. Уму будет более легко вспоминать позитивные ощущения.
Йогин: Да, я могу понять это. Но иногда сопротивление такое сильное и отношение к медитации настолько негативное, что все, что я могу делать, это лишь отчасти автоматически ходить взад и вперед. Затем очень медленно появляется некоторая осознанность, а с усилением осознанности возникает некоторая радость и отношение к медитации становится снова позитивным.
Саядо УТ: Проблема множества йогинов в том, что они привыкли оказывать влияние на ход вещей. В повседневной жизни они привыкли ставить себе цели, прикладывать много усилий и достигать желаемого. Затем они делают то же самое и в медитации. Они хотят быть успешными, очень успешными, самыми успешными. Когда они не столь успешны, какими им хочется быть, тогда они быстро становятся разочарованными. Вот почему они теряют веру и интерес к практике.
Не размышляйте больше о медитации и даже не пытайтесь больше медитировать, лучшее, что вы можете здесь сделать – это какое-то время просто походить взад и вперед. Как только вы действительно ничего не пытаетесь больше делать, но лишь позволяете вещам быть, осознанность возвращается. Почему? Потому что она всегда была здесь!
*** *** ***
Йогин: Я чувствую, что у меня нет никакого прогресса. У меня есть склонность очень быстро впадать в скуку. Как мы можем избежать скуки? Как мы можем в своей практике избежать нарастания застоя, инертности?
Саядо УТ: Вы не сможете и не должны пытаться избегать появления скуки, и вы не сможете и не должны пытаться избегать того, чтобы вы становились вялым в своей практике. Пока вы не искусны, такие вещи будут происходить. Это нормально. Вы не можете сделать так, чтобы стать вялым. Если вам становится скучно или если ваша практика приводит к застою, становится инертной, осознавайте происходящее и старайтесь быть осознанным к факторам, ведущим к таким состояниям. Вам следует помнить, что практика випассаны это не попытки что-то сделать, или сделать так, чтобы что-то произошло. Просто распознавайте происходящее, это все, это очень просто!
НЕХВАТКА ЭНЕРГИИ – ОЩУЩЕНИЕ СОНЛИВОСТИ
ИЛИ УСТАЛОСТИ
Йогин: На прошлой неделе я заметил, что у меня по утрам больше умственной и физической энергии. После полудня она идет на спад. У меня нет уверенности в понимании того, почему так происходит. Это просто что-то умственное или это из-за того, что мы утром едим, но не принимаем пищу после полудня, и поэтому телесная энергия ослабевает, и, следовательно, умственная энергия также истощается?
Саядо УТ: Это происходит с йогинами, когда они практикуют целый день. Они бодры утром, они обладают достаточным количеством энергии, но затем у них есть тенденция ее всю израсходовать. Следует проверять, сколько энергии вы тратите! Становитесь ли вы напряженными из-за того как вы применяете свою энергию? Вы используете слишком много энергии? Вы практикуете с энтузиазмом? Если вы действительно это отслеживаете и используете исключительно ту энергию, в которой нуждаетесь, тогда вы сможете продолжать практиковать до девяти или десяти часов вечера.
Вам также необходимо напоминать себе, что вы не нуждаетесь в большом количестве энергии чтобы сосредотачиваться на объектах или ощущениях. Необходимо ли вам слушать, чтобы слышать? Необходимо ли вам смотреть, чтобы видеть? Необходимо ли вам сосредотачиваться, чтобы быть осознанным?
*** *** ***
Йогин: У меня были проблемы с сонливостью во время сидячей медитации. Это происходит со мной регулярно, особенно с начала ретрита.
Саядо УТ: Когда вы начинаете сидячую медитацию, вы замечаете какую-нибудь вялость, притупленность или что-нибудь другое предшествующее сонливости?
Йогин: Иногда.
Саядо УТ: Вместо того чтобы просто наблюдать за происходящим, пытайтесь использовать какие-нибудь вопросы, чтобы подпитывать интерес в своем уме. Спрашивайте себя: «Ум осознан? Что он осознает? Что он делает?». Это будет зачастую поддерживать ум в бдительности и активности. Это также похоже на то, как если бы вы развили в начале ритрита привычку становиться сонливым. Вы как бы согласились с происходящим. Задавание вопросов будет немного оживлять ум. Если у вас есть верное отношение, и вы практикуете последовательно, тогда вы обнаружите, что со временем энергия ума начнет возрастать, вы станете более бодрствующим, бдительным и осознанным.
Йогин: Что я должен делать, если это не работает? Иногда я обнаруживаю, что борюсь, чтобы просидеть в течение часа, и расстраиваюсь из-за того, что снова и снова проваливаюсь в сон.
Саядо УТ: Нет необходимости бороться. Если вы обнаружите, что ничего не работает, что вы совсем не можете наблюдать и исследовать состояние сонливости, если вы просто боретесь за то, чтобы оставаться бодрствующим, то тогда лучше встать и поделать что-то еще, например: заняться медитацией при ходьбе.
*** *** ***
Йогин: На протяжении этого ритрита я испытывал сильную сонливость. Когда я не чувствовал себя сонливым, то ощущал себя возбужденным, и затем включался комментарий (в уме) по поводу этих ощущений. Около недели назад я понял, что мои основы нравственности (sila-base) не такие прочные какими они были в прошлом. В этом году я сделал немало вещей, которые не хотел бы делать. Я также заметил, что мой ум часто осуждал поведение других людей, и я думаю, что он делал это чтобы убедить себя в том, что я, в конце концов, не такой уж и плохой человек. Это походит на своего рода трюк ума, заключающийся в том, чтобы почувствовать себя менее виноватым в отношении совершенных мною недобродетельных дел. Вот мой вопрос, «Что я могу сделать, чтобы восстановить основание нравственности – силы (sila)»? Я чувствую, что до тех пор, пока не стану более добродетельной личностью, я не смогу практиковать так, как я практиковал раньше.
Саядо УТ: Вы не можете изменить прошлое. Не думайте о прошлом!
Йогин: Хорошо, так что я должен сделать, чтобы прогрессировать? Как я должен сделать это?
Саядо УТ: Если у вас в этот самый момент есть самадхи (samādhi), то ваша сила (sila) – нравственность, чиста. Почему вы думаете о прошлом добродетельном поведении? Вы совершили ошибки, хорошо, однако можете ли вы вернуться в прошлое?
Йогин: Нет.
Саядо УТ: Так оставьте это позади.
Йогин: Действительно ли это является омрачением – продолжать держаться за это?
Саядо УТ: Да, вы привязаны к тому недобродетельному, которое совершили. В чем была причина того, что вы не были способны поддерживать нравственность в чистоте? Была ли это алчность (lobha), страстное желание?
Йогин: Да.
Саядо УТ: Та алчность – это «вы»?
Йогин: Нет.
Саядо УТ: Вы поймите, что из-за того, что там было слишком много алчности, там и была нехватка нравственности. Нравственность, которая не была чиста, не была вашей нравственностью. И прямо сейчас, с развитием самадхи, нравственность снова чиста.
Йогин: Так как я вырос в христианском обществе, это то, что мне трудно принять.
Саядо УТ: Нравственность не была чистой раньше, но сейчас она чистая. Просто привнесите осознанность в настоящий момент и прямо сейчас сделайте свою нравственность чистой.
Вы также упомянули, что была проблемой сонливость. Из-за того что вы думали о сонливости как о проблеме, ваш ум начал интересоваться – вот почему вы ощущаете это таким образом. По этой причине ум стал размышлять о прошлом, и у вас появились все эти неприятности. Вы пришли к выводу, что причиной сонливости было нарушение нравственности. Это неправильный взгляд, ошибочное умозаключение. Вам нужно увидеть причину сонливости в настоящем моменте, не размышляйте об истории, которая может быть позади нее. Вам нужно узнать что произошло в уме, который сейчас сделался сонливым. Чем более вы искусны в наблюдении активности ума, тем вам легче будет увидеть, почему меняется ваше состояние ума.
Мое понимание сонливости является очень прямым. Я уверен, что причина, по которой ум становится сонливым, кроется в том, что в нем нет интереса. Возможно, осознанность еще работает, возможно, в нем еще есть самадхи, но когда качество мудрости не активно, когда ум не заинтересован, тогда он становится сонливым. Если ум действительно заинтересован в происходящих процессах, если он хочет понять объекты, ощущения, эмоциональные реакции и то, как они все взаимодействуют, тогда он никогда не ощутит сонливость.
То, что часто происходит с людьми, которые много практикуют, – их самадхи растет, однако мудрость не развивается. Нам необходимо исследовать. Мы должны использовать свою мудрость. Как только у нас появляется немного самадхи, как только у нас появляется некая степень умиротворенности и баланса в уме, мы должны задавать себе вопросы. Ясно ли я осознаю то, что происходит в уме? Что ум знает об объекте и уме?
Йогин: Означало бы это делать ум объектом нашей осознанности?
Саядо УТ: Да. Вы не просто хотите быть осознанным по отношению к уму, который умиротворен, но также и к уму, который осознает эту умиротворенность. Не оставайтесь с объектом, переживанием, идите к уму, который осознает объект, переживание. Если мы остаемся с такой осознанностью и продолжаем распознавать ее присутствие, то она будет усиливаться. Но, если мы забываем это делать, и вместо этого уделяем внимание самадхи, тогда постепенно осознанность будет ослабевать, и мы не будем это осознавать. Что вы делаете, когда ощущаете умиротворенность?
Йогин: Обычно я в ней просто расслабляюсь. Тем не менее, недавно, я направил свою осознанность к тому, что происходит в уме. И возник вопрос – присутствовали ли там какие-либо омрачения. Я не смог увидеть ни одного омрачения, но немедленно ко мне пришла мысль, что я, возможно, не могу видеть более тонкие омрачения. Затем я подумал о близком родственнике, с которым у меня было много трудностей и тотчас же смог увидеть очень сильные омрачения.
Саядо УТ: В то время ощущали ли вы сонливость?
Йогин: Нет.
Саядо УТ: Ум становится сонливым, только когда он не работает подобным образом! Всякий раз, когда ум спокоен и неколебим, он готов исследовать. Но вы не обязательно должны использовать концептуальное мышление. Вы можете исследовать лишь то, как работает ум. Распознаете ли вы осознанность? Она еще присутствует? Осознанность неподвижна, неизменна или она каждое мгновение новая? Здесь нет необходимости искать ответы! Просто задавайте вопросы, давайте уму что-нибудь для работы, поощряйте его проявлять интерес к происходящему.
*** *** ***
Йогин: Я практиковал тем способом, которым вы мне сказали заниматься, однако я обнаружил, что очень легко утомляюсь. Я не могу понять, что же не так с тем способом, с помощью которого я практикую. Наблюдение за активностью ума, по-видимому, меня утомляет.
Саядо УТ: Принимает ли ум все, что замечает?
Йогин: Нет, у него много реакций на происходящее.
Саядо УТ: Это то, что утомляет вас. Если вы находите себя довольно сильно реагирующим на свои ощущения, лучше, в таком случае, заняться практикой сосредоточения (samatha). Например, когда ощущаете отвращение, вы его распознаете, а затем переключаетесь на нейтральный объект подобный дыханию или на какое-нибудь физическое ощущение. Наблюдайте его некоторое время, чтобы умиротворить ум, а затем вновь некоторое время отслеживайте отвращение, просто продолжайте снова и снова. Большинство йогинов находят для себя слишком сложным непрерывно наблюдать за умом. До тех пор пока у нас нет настоящей мудрости, пока мы зависим от привнесения мудрости, опирающейся на интеллект, нам нужно будет использовать практику сосредоточения для умиротворения ума.
ДЕПРЕССИЯ
Йогин: Не могли бы вы рассказать что-нибудь о депрессии. Как нам следует справляться с таким тяжелым состоянием ума?
Саядо УТ: Вам необходимо исследовать депрессию как умственную активность. Вам нужно понять, что провоцирует депрессию и наблюдать результаты, которые она приносит.
Существует два способа работы с депрессией. Начнем с того, что вам, возможно, чтобы развить неподвижность ума (samādhi), придется практиковать медитацию сосредоточения (samatha meditation). Как только возрастает стабильность ума, депрессия будет убывать. Тем не менее, даже хотя депрессия и может полностью пропасть на некоторое время, но с исчезновением самадхи (samādhi), она неизменно снова возвращается, и вы снова сталкиваетесь с причинами, приводящими к депрессии. Только через понимание вы можете преодолеть депрессию. Следовательно, более эффективный способ работы с такой умственной активностью – это наблюдение депрессии, для того чтобы понять ее причины и условия. Ум освободится от депрессии, только если он по-настоящему поймет эти причины и условия.
Для большинства людей, страдающих от депрессии, будет лучше всего, возможно, объединение этих двух методов. В первую очередь им необходимо заниматься практикой сосредоточения – саматха, чтобы достичь некой степени самадхи (устойчивости ума). С таким относительно устойчивым умом они могут затем практиковать випассану, то есть наблюдать и исследовать депрессию. Когда эмоции и переживания при их наблюдении становятся слишком интенсивными, то есть когда ум становится возбужденным, йогины должны снова заняться практикой сосредоточения до тех пор, пока ум в достаточной мере не успокоится, чтобы затем больше наблюдать и исследовать. Возможно, йогинам следует снова и снова возвращаться к этим двум методам, до тех пор, пока ум не станет достаточно сильным для того, чтобы просто пребывать с депрессией. Очень важно не ожидать быстрых результатов. Понимание депрессии приходит обычно лишь после длительного периода регулярной практики принятия, наблюдения и исследования. Люди, прежде страдавшие от депрессии, но уже получившие опыт в медитации, полностью поймут этот способ и более легко включат его в практику. Те, кто находится на лечении, должны продолжать свое лечение (Прим. пер.: продолжать принимать транквилизаторы). Только когда их ум действительно будет обладать твердым пониманием, только тогда они могут, естественно после консультации со своим врачом, планировать постепенное уменьшение лечения. Лечение часто необходимо для стабилизации ума, а резкое и существенное его уменьшение могло бы иметь очень негативные последствия.
СОН
Йогин: Я не в состоянии утром пойти в Дхамма-холл (Прим. пер.: зал для медитации) из-за того, что я обычно поздно ложусь спать.
Саядо УТ: Почему вы не можете заснуть? Чем занят ваш ум?
Йогин: Ну, сначала ум пытается медитировать, но затем он начинает блуждать.
Саядо УТ: Вот почему вы утомлены утром. Ум устает из-за того, что вы позволяете ему долгое время блуждать бесцельно, это ум низкого качества. Когда вы проснетесь, у вас будет то качество ума, которое было у вас, при засыпании. Если вы засыпаете с таким блуждающим, затуманенным состоянием ума, то вы проснетесь с таким же состоянием ума. Омрачения утомляют ум. Вот почему нам не следует позволять уму быть беззаботным. Вот почему я говорю вам о том, чтобы практиковать непрерывно на протяжении всего дня. Мы должны поддерживать качество наших умов. Вы работаете на протяжении всего дня, непрерывно, стараясь усилить качество ума, а затем, ночью, в течение нескольких часов вы выбрасываете все это в окно. Поэтому не позволяйте свободно блуждать вашему уму.
Йогин: Я обнаружил, что для меня действительно сложно наблюдать или контролировать ум, когда я готовлюсь заснуть в кровати.
Саядо УТ: Ваш ум блуждает потому, что у него нет цели. Вы не говорите уму, что ему делать. Вам нужно стремиться к тому, чтобы оставаться осознанным до тех пор, пока вы не уснете.
*** *** ***
Йогин: Три ночи я почти не спал. В первую ночь я понял, что я не хочу здесь быть. Я на самом деле хотел уехать. Последняя ночь была интересна. Я засыпал и просыпался. Возможно, я спал около трех часов. Но это было неплохо. Я действительно устал, но в то же время, у меня было много энергии, и это было странным.
Саядо УТ: Это хорошо. Просто продолжайте это делать – по возможности в течение следующей недели. Относитесь к этому легче, наблюдайте за тем, как это происходит. Ваши реакции уменьшаются, и поэтому усиливается ваше самадхи (samādhi). Когда самадхи станет действительно устойчивым, уму будет легче засыпать. Просто не думайте о желании пойти спать. Когда в уме нет больше реакций, вы будете засыпать естественным образом.
Йогин: Когда я впервые упомянул свою проблему, вы сказали, что мы не нуждаемся во сне. Может ли кто-то в повседневной жизни по-настоящему обходиться без сна?
Саядо УТ: Да, я испытал это на себе. Некоторые люди в Мьянме, занимающиеся практикой, обходятся без сна. Одна из аскетических практик для монахов – это не ложиться (Прим. пер.: то есть монах может спать, но не лежа). Невозможность заснуть это не проблема, только омрачения создают нам проблемы. Мой учитель обычно говорил, что ночное время – это время для добродетельных йогинов. В Мьянме есть монахи, которые весь день дают учения, а ночью медитируют.
СНОВИДЕНИЯ
Йогин: У меня были болезненные, проблемные сны, особенно в период интенсивной практики. У меня были сны о боли, умирании, потере, о причинении вреда, страдании и т. д.
Саядо УТ: Все эти разновидности снов имеют свойство dosa (отвращения). Вы можете исследовать свои сны, сны очень реальны. В течение всего дня вы сознательно контролируете свой ум, и поэтому омрачения обладают слабой возможностью проявиться. В своих снах мы ничего не контролируем, и омрачения находят возможность проявиться.
Йогин: Есть ли что-то, что может быть сделано во время сна?
Саядо УТ: Просыпались ли вы когда-нибудь в середине сна?
Йогин: О, это происходит со мной постоянно!
Саядо УТ: И в этот момент видите ли вы отвращение (dosa)?
Йогин: Да, я вижу во сне отвращение, и я могу ощутить его остаток.
Саядо УТ: Вы продолжаете наблюдать этот остаток?
Йогин: Да, я наблюдаю. Иногда после снов могут быть прозрения, в другой раз я просто продолжаю ощущать взбудораженность.
Саядо УТ: Всякий раз, когда вы ощущаете взбудораженность, вспоминайте про верное отношение в наблюдении за этим ощущением. Чье это отвращение? Если вы с ним отождествляетесь, то будете ощущать его как нечто тяжелое, неприятное.
Йогин: Существует ли какой-нибудь способ напрямую попасть во сны?
Саядо УТ: Да, если присутствует непрерывность (momentum). Отвращение (dosa) выполняет свою работу, а осознанность также свою. Когда во время бодрствования ваша осознанность будет непрерывна, когда распознавание всего происходящего станет привычкой ума, а также, если вы сможете осознавать каждую приходящую на ум мысль, тогда вы будете также автоматически осознавать и свои сны. Это единственный путь попасть в свои сны. Это не что-то, что вы можете сделать, это делает непрерывность.
Йогин: Хорошо, я буду работать над этим.
Саядо УТ: Позвольте своему уму думать о том, о чем он хочет. Вы по-настоящему будете заинтересованы в видении и понимании всего, что происходит у вас в уме, пока вы осознаете все приходящие мысли. Вам нужно быть очень осознанным и бдительным.
ОСОЗНАВАНИЕ ОСОЗНАННОСТИ
Саядо УТ: Вы осознаете свою осознанность? Всегда ли вы распознаете, что присутствует осознанность?
Йогин: Да, но мне нужно прилагать сознательное усилие, для того чтобы проверять, что осознанность здесь.
Саядо УТ: Хорошо, в первую очередь проверьте, устойчива ли осознанность, всегда ли вы осознанны и присутствуете ли в настоящем. Как только вы ощутите, что вы осознанны и присутствуете в настоящем моменте, попытайтесь распознать осознанность. Затем постарайтесь понять распознаете ли вы отношения, присутствующие в этой осознанности.
Йогин: Хорошо. Я сейчас ощущаю, что осознанность рассматривается как будто через микроскоп.
Саядо УТ: Насколько ваша осознанность действительно знает? Она знает только ваши телесные ощущения или осознанность также замечает ваши мысли и чувства?
Йогин: Если все идет хорошо, то осознанность у меня довольно панорамная.
Саядо УТ: Когда вы осознаете телесные ощущения, мысли, чувства и другие активности ума, можете ли вы также видеть, насколько они взаимосвязаны, насколько они влияют друг на друга? Когда ум о чем-то думает, как это влияет на ваши чувства и ваши телесные ощущения? Когда у вас есть определенные телесные ощущения, как это меняет или влияет на чувства и мысли?
Когда вы задаете себе любой из этих вопросов, ваш ум привносит мудрость в ситуацию. Вам не нужно искать ответы, просто задавайте себе такие вопросы, которые пробуждают мудрость. Вы, так сказать, устанавливаете новое программное обеспечение. Замечали ли вы разницу в качестве своего ума, когда вы осознанны и когда не осознанны?
Йогин: Да.
Саядо УТ: Очень важно, что вы распознаете для себя эти вещи. То, что вы обращаете внимание на эту разницу, помогает вам распознавать и оценивать полезность осознанности. Когда вы можете оценить пользу осознанности, вы также постепенно начнете оценивать важность понимания и мудрости. Вам нужно ясно увидеть, как различия в качестве осознанности отражаются на вашей жизни, и вам также нужно суметь оценить пользу, которую вы получаете от мудрости. Стоит вам все это понять, и вы будете искренне практиковать.
*** *** ***
Йогин: Сдается мне, что когда я наблюдаю осознанность, то в результате этого возникает ясность ума. Затем эта ясность становится объектом. Я думаю, что это из-за того что у меня трудности с различением между наблюдением и ясностью ума.
Саядо УТ: Да, ясность ума и сама практика – это разные вещи.
Йогин: При наблюдении я заметил два различных переживания. В одном наблюдение ощущается как если бы оно имело промежуток между наблюдением и объектом, а другое ощущается как что-то нераздельное, как просто наблюдение того что есть.
Саядо УТ: Это просто две точки зрения на один и тот же опыт. В первом случае вы заметили коренную разницу природы объекта и наблюдения. Из-за того, что они работают различными способами, вы и заметили их разницу. Во втором случае вы увидели, что фактически эти различные проявления происходят вместе. Вторая точка зрения более естественна. В первой, то есть когда мы видим разделение, присутствует уровень концептуализации на