Отсутствие интереса к практике
Йогин: Чтобы оживить практику, пробудить интерес, вы поощряете нас задавать вопросы. Кажется, для меня это не работает; мне кажется моему уму не интересно. Что я могу сделать?
Саядо УТ: Спросите ум, почему ему не интересно! (смеется). Когда вы спрашиваете, вам необходимо задать себе вопрос определенного рода, который вас на самом деле заинтересует. Ум станет заинтересованным тогда, когда вы действительно захотите узнать. Это не будет работать, если вы просто задали вопрос, потому что вам сказали это сделать или же просто из чувства долга.
Йогин: Хорошо. Я постараюсь найти то, что ум действительно заинтересует. Вы посоветуете мне задавать множество различных вопросов или только один вопрос за раз?
Саядо УТ: Как правило, лучше задавать один вопрос за раз. В начале своей практики необходимо будет продумать вопросы. Как только ваша практика развивается, осознанность становится более непрерывной, и мудрость начинает работать. Ум будет развивать любознательность, естественную склонность к исследованию. Любознательность, любопытство – это выражение мудрости. Вопросы будут естественно возникать в уме и придадут ему ощущение направления, в котором ум будет продолжать наблюдение. Как только вы обнаружили, что ум задает вопросы естественно, больше нет необходимости намеренно их придумывать. Используйте только те вопросы, которые возникают естественно.
Йогин: Означает ли это, что вы поощряете только размышление о практике, но во время практики не поощряете обычное концептуальное размышление?
Саядо УТ: Иногда вам нужно подумать о чем-то, чтобы понять, что вам необходимо делать. Размышление – это внутренне присущая уму деятельность. Нам только необходимо быть осторожными, чтобы не вовлечься, не унестись думающим или планирующим умом.
*** *** ***
Йогин: Для меня очень просто найти мотивацию к практике, когда я страдаю. Но когда нет очевидного страдания, для меня довольно сложно поддерживать интерес к практике. У меня нет сильного чувства любопытства.
Саядо УТ: Когда я стал серьезно заниматься практикой, это произошло из-за того, что я страдал. Я желал узнать, почему ум страдает. К тому времени как я преодолел эту специфическую проблему, ум понял, что страдания уменьшились вследствие полученного понимания и мудрости. Ум заинтересовался процессом изучения и желал знать все больше и больше.
Йогин: Что мы делаем, если у ума нет такой разновидности понимания, нет развитого подлинного интереса к практике?
Саядо УТ: Тогда нам просто нужно продолжать до тех пор, пока мы действительно не поймем, что мы делаем. Совершенно необходимо, чтобы мы распознали ценность самой осознанности. Нам необходимо оценить действенность практики пребывания в осознанности. Мы должны понять, что эта деятельность приносит результат. В тот момент, когда мы становимся осознанны, мы заменяем незнание на знание. Только когда мы знаем, мы можем понять и развить интерес к происходящему. Понимание происходящего будет приносить уму умиротворенность. Как только вы понимаете ценность этого процесса, вы будете ощущать радость и будете всегда заинтересованы в том, чтобы вглядываться все глубже и глубже.
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО УСИЛИЯ
Йогин: Я знаю, что в результате настойчивой правильной практики идея себя уйдет и будет заменена правильным взглядом. Но сама данная практика ощущается подобно тяжелой работе над заданием. Я стараюсь чего-то достичь и, вследствие этого, в практике присутствует хватание, связанное со мной. Не могли бы вы это прокомментировать?
Саядо УТ: Перед тем как начать медитировать, очень важно иметь правильную информацию. Не отождествляйтесь с усилием, но вместо этого распознавайте, что выполняет эту работу усилие, плюс какие-то другие связанные с ним качества. Работают эти качества, а не «я».
Правильное усилие возможно, только если ум обладает правильной информацией, если он на самом деле понимает чем является правильное усилие. Мы работаем в направлении цели, но достижение этой цели произойдет когда-нибудь в будущем. Прямо сейчас нам необходимо знать как работать. Нам необходимо знать чем является правильное усилие и правильная практика.
Ум, который стремится к цели, который сфокусирован на достижении определенного результата, мотивирован алчностью. Мудрость знает взаимосвязь причины и результата, и поэтому она будет сосредотачиваться на осуществлении причин и условий.
*** *** ***
Йогин: Медитация при ходьбе очень проста. Во время нее у меня обычно все время присутствует ясность и бдительность. Но в сидячей медитации все по-другому. Я, как правило, начинаю сидячую медитацию с ощущения ясности, но затем постоянно проваливаюсь в вялое, притупленное состояние ума. Что я делаю неправильно?
Саядо УТ: Когда бдительность ослабевает, это указывает на нехватку правильного усилия. Вы должны уделить больше внимания наблюдению ума. Наблюдайте качество ума, которое выполняет работу осознавания и замечайте, когда оно меняется.
Старайтесь замечать разницу в энергии необходимой для того, чтобы оставаться осознанным в различных позах. Когда вы идете, ум довольно занят и осознает множество различных объектов. Когда вы сидите, ум выполняет работы намного меньше и поэтому вам необходимо учиться «настраивать» ум, чтобы в этой позе он оставался в ясном и бдительном состоянии.
Йогин: Я пробую применять энергию для того, чтобы оставаться бдительным когда я сижу, но, я думаю, что я стараюсь слишком усердно или неправильным способом, потому что я всегда утомляюсь. Затем я начинаю ощущать, что все это пустая трата времени.
Саядо УТ: Вам необходимо применять мудрость для поддержания умственной бдительности и заинтересованности. Пытаться сделать ум более заинтересованным в том что происходит – это «мудрое усилие». Та же разновидность энергичных усилий, которые вы использовали, более телесна и поэтому вы неизбежно утомляетесь. Если чувство любопытства не появляется естественно, вы можете задать себе вопросы. Задавание вопросов помогает уму оставаться заинтересованным и, вследствие этого, бдительным.