Процедура защиты выпускных квалификационных работ
Защита выпускной квалификационной работы проводится в соответствии с утвержденным графиком проведения государственных аттестационных испытаний.
Документы, регламентирующие сроки, порядок и правила организации защиты выпускных квалификационных работ, критерии их оценки и предъявляемые требования, рассмотрены в "Образовательная программа по направлению подготовки "Бизнес-информатика"".
К защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки "Бизнес-информатика", успешно сдавшие все государственные экзамены и представившие в установленный срок выпускную квалификационную работу с отзывами научного руководителя и рецензента.
Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) с участием не менее двух третей её состава. На защиту могут быть приглашены научный руководитель выпускной квалификационной работы, рецензент, преподаватели и работники вуза, специалисты ИТ-служб предприятий и государственных учреждений, а также ведущие консультанты и руководители проектов в ИТ-компаниях.
Комплект документов, необходимый для защиты выпускной квалификационной работы, представлен на рис. 5.8.
Рис. 5.8.Комплект документов, необходимый для защиты выпускной квалификационной работы
К защите выпускнику необходимо подготовить демонстрационный материал, оформленный в виде презентации (10-15 слайдов) и доклад, в котором четко и кратко изложить основные положения работы. Презентация и доклад согласовываются с научным руководителем.
Процедура защиты выпускной квалификационной работы представлена на рис. 5.9.
Рис. 5.9.Процедура защиты выпускной квалификационной работы
Заседание ГАК начинается с того, что председатель комиссии объявляет о защите выпускной квалификационной работы, указывая её название, фамилию, имя, отчество автора, приводит сведения о научном руководителе, докладывает о наличии необходимых документов. Затем слово предоставляется научному руководителю, который характеризует отношение студента к подготовке выпускной квалификационной работы, дает заключение о качестве её выполнения, степени самостоятельности и наличии творческого подхода.
При отсутствии на заседании ГАК научного руководителя зачитывается его отзыв. Далее слово для сообщения основных результатов исследования предоставляется студенту.
В докладе студент излагает актуальность выбранной темы, определяет поставленные цель и задачи работы, предмет, объект и методы исследований, обосновывает предлагаемое решение, аргументирует полученные результаты и выводы, раскрывает их новизну и устанавливает связь с практикой. В процессе доклада студент использует подготовленные презентационные материалы. Студент должен излагать основное содержание доклада свободно, не читая письменного текста. Продолжительность доклада зависит от уровня (ступени) основной образовательной программы высшего профессионального образования. На доклад по бакалаврской работе отводится до 15 минут, по магистерской диссертации - до 20 минут.
По окончании доклада студенту задают вопросы, обычно связанные с темой выпускной квалификационной работы, но которые могут также касаться специальных учебных дисциплин. Вопросы могут быть заданы не только членами ГАК, но и всеми присутствующими на защите.
После ответа на заданные вопросы зачитывается отзыв рецензента, студент отвечает на замечания и пожелания рецензента.
Затем происходит обмен мнениями, в котором могут принять участие члены ГАК, научный руководитель, рецензент и все желающие. В заключение выпускнику предоставляется возможность в кратком выступлении защитить или разъяснить положения, которые встретили возражения, ответить на сделанные замечания и рекомендации, привести дополнительные материалы.
После заключительного слова студента процедура защиты выпускной квалификационной работы считается оконченной.
На закрытом заседании ГАК подводятся итоги защиты и принимается решение об оценке.
Решение ГАК об итоговой оценке основывается на оценках:
· руководителя за качество работы, степень ее соответствия требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам;
· рецензента за работу в целом, учитывая степень новизны, практической значимости и обоснованности выводов и рекомендаций, сделанных автором по итогам исследования;
· членов ГАК за содержание работы, её защиту, включая доклад, ответы на вопросы и замечания рецензента.
Решение принимается простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председателя является решающим.
В НИУ ВШЭ результат защиты выпускной квалификационной работы студента оценивается по пятибалльной и десятибалльной системам оценки знаний.
Председатель ГАК объявляет всем присутствующим оценку, сообщает, что защитившемуся присвоена квалификация (степень) - бакалавр (магистр). Заседание закрывается.
В случае получения неудовлетворительной оценки студент отчисляется из вуза и ему выдается академическая справка. Указанный студент, при восстановлении, имеет право пройти повторную защиту не ранее чем через один год и не позднее чем через два года после защиты выпускной квалификационной работы впервые. Повторная защита может назначаться не более двух раз. Студент, не явившийся на защиту выпускной квалификационной работы по уважительной причине, имеет право пройти защиту повторно не ранее чем через три месяца, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления, без отчисления из вуза.
Ответы на вопросы и замечания в процессе защиты результатов исследования
В ходе подготовки к защите результатов исследовательской работы важно продумать вопросы, которые могут возникнуть в ходе обсуждения на защите. Для этого рекомендуется посетить несколько защит аналогичных работ. К числу часто задаваемых вопросов относятся:
1. Сформулируйте поставленную в исследовании проблему.
2. Какова степень научной проработанности темы?
3. Какие методы использовались в исследовании?
4. Какова методологическая основа исследования?
5. Какие лучшие практики, стандарты применяются в рассматриваемой предметной области?
6. В чем заключается центральная идея исследования?
7. Какие основные результаты выдвигаются для защиты?
8. В чем заключается личный вклад в исследование?
9. Что нового содержится в проведенном исследовании?
10. В чем состоит практическая ценность полученных результатов?
11. Каковы перспективы развития темы исследования?
На приведенные вопросы рекомендуется подготовить ответы, выраженные другими словами, чем при изложении в докладе (если тематика вопроса отражена в нем).
Содержание отзывов научного руководителя и рецензента заранее доводится до студента. Рекомендуется заранее подготовить ответы на все замечания, содержащиеся в отзывах, в письменной форме.
Также рекомендуется заранее подготовить текст заключительного слова, в котором необходимо поблагодарить научного руководителя, рецензента, председателя и членов комиссии.
В процессе обсуждения результатов работы на защите следует руководствоваться следующим:
1. Внимательно слушать вопрос и записать его.
2. Можно резюмировать вопрос. Это дает возможность получить дополнительное время на обдумывание и убедиться в его правильном понимании.
3. Если вопрос содержит несколько подвопросов, следует отвечать на каждый в порядке их очередности.
4. Ответы должны быть краткими, четкими, аргументированными, нужно касаться только существа дела. При возможности следует приводить ссылки на текст работы.
5. При затруднении сразу дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, рекомендуется попросить время для подготовки ответов. Это допускается регламентом процедуры защиты курсовых и выпускных квалификационных работ и не влияет на итоговую оценку. При подготовке ответов на вопросы можно пользоваться своей работой.
Контрольные вопросы
1. Какой стиль изложения применяется при подготовке текста исследовательской работы? Каковы его отличительные черты?
2. Сформулируйте основные правила оформления текста исследовательской работы.
3. Какие материалы размещаются в приложениях? Сформулируйте правила оформления приложений.
4. Что включается в состав библиографического списка? Для чего служит библиографическое описание?
5. Какой комплект документов необходимо подготовить к защите курсовой (выпускной квалификационной) работы?
6. Приведите краткую характеристику содержания основных частей доклада, который готовится к защите результатов исследовательской работы.
7. Какова примерная структура презентации доклада, которая готовится к выступлению на защите результатов исследовательской работы?
8. Что необходимо учитывать при подготовке слайдов презентации?
9. Что включается в состав раздаточных материалов?
Задания
Задание 5.1.
Тема: Подготовка презентации постановки задачи исследовательской работы
Подготовьте презентацию постановки задачи исследовательской работы по плану:
1. Тема, ФИО докладчика, ФИО, степень, звание и должность научного руководителя.
2. Актуальность темы исследования.
3. Объект и предмет исследования.
4. Цель исследования.
5. Гипотеза исследования (для работ, выполняемых в магистратуре).
6. Задачи исследования, ограничения и допущения.
7. Методы и инструменты исследования.
8. Планируемые результаты.
9. Научная новизна (для работ, выполняемых в магистратуре).
10. Практическая значимость (для выпускных квалификационных работ и курсовых работ, выполняемых в магистратуре).
11. Развернутый план работы.
12. Список литературных источников.
Задание 5.2.
Тема: Подготовка доклада и презентации к защите курсовой и выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации
Подготовьте доклад и его презентацию по плану, приведенному в разделе 5.3.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденный приказом № 27 Министерства образования и науки Российской Феде
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденный приказом № 742 Министерства образования и науки Российской Феде
3. Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 03.12.2011).
4. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 12.11.2012).
5. Федеральный закон от 24 октября 2007 № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления уровней высшего профессионального образования) (ред. от 10.11.2009).
6. Приказ Минобразования России от 22 марта 2006 г. №6 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров».
7. Приказ Минобразования России от 22 февраля 2005 года №40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации».
8. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71.
9. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.03.2003 № 1155.
10. Положение о порядке присуждения ученых степеней, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 №74, ред. от 20 июня 2011 г.
11. Образовательный стандарт государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика» (уровень подготовки бака
12. Образовательный стандарт государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» по направлению подготовки 080500.68 «Бизнес-информатика» (уровень подготовки маги
13. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», введенное в действие приказом от 16.04.2012 № 6.18.1-06/1604-04.
14. Положение о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», введенное в действие приказом от 18.04.2011 6.18.1-06/1804-02
15. Положение о курсовой работе/курсовом проекте студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов» в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», введенное в действие приказом от 18.04.2011 № 6.18.1-06/1804-0
16. ГОСТ Р 7.0.11–2011. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления – М.: Стандартинофрм, 2012
17. ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – М.: Изд-во стандартов, 2001
18. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – М.: Стандартинофрм, 2010
19. ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. – М.: Изд-во стандартов,2000
20. ГОСТ 2.105-95. Единая система конструкторской документации. Oбщиeтpeбoвaния к тeкcтoвымдoкумeнтaм. – М.: Стандартинформ, 2011
21. Добреньков В.И., Осипов Н.Г.Методология и методы научной работы. – М.:КДУ, 2012
22. Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Левочкина Г.А., Лукинова О.В.
23. Стратегическое управление информационными системами / Под ред. Калянова Г.Н. – М.: Интернет-университет Информационных технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 23 с.
24. Колесникова Н.И.От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта: Наука, 2011
25. Кузин Ф.А.Диссертация: методика написания, правила оформления, порядок защиты: практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистров. - 4-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2011
26. Кузнецов И.Н.Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. М.: Дашков и Ко, 2012.
27. Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. В.И. Беляева. – М.: КНОРУС, 2012
28. Новиков А.М., Новиков Д.А.Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2009
29. Радаев В.В.Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУ-ВШЭ, ИНФРА-М, 2001
30. РасиелИтан М.Метод McKinsey: Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения ваших личных задач и задач вашего бизнеса. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004
31. Розанова Н.М.Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009
32. Русский язык и культура речи: Учебник / под ред. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001
33. Ворона В.А., Тихонов В.А.Научные исследования: концептуальные, теоретические и практические аспекты. – М.: Горячая линия - Телеком, 2009
34. Уикхэм Ф.Консалтинг в управлении проектами. – М.: Дело и Сервис, 2006
35. Gartner Identifies the Top 10 Strategic Technology Trends for 2013
36. Gillett A., Hammond A., Martala M.Inside Track to Successful Academic Writing. 2009
37. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. – М.: Флинта, Наука,1997
38. Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. – М.: Академический Проект, 2004
39. Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004
40. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. И.П. Фролова. – М.: Республика, 2001