Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста
В группу младшего школьного возраста попадают дети с 6-7 до 9-10 лет. В этот период у детей происходит большая физиологическая перестройка, поэтому характерными особенностями данного периода является повышенная возбудимость, непоседливость. Формируется речь, письмо, чтение, счет. Улучшаются познавательные процессы (восприятия, память, внимания).
В этом возрасте детям свойственны некоторые особенности поведения, такие как эмоциональность, отвлеченность, возбудимость, они не могут долгое время сосредотачиваться на одной деятельности, высокая утомляемость.
С поступлением в школу меняется эмоциональная сторона ребенка. Из-за смены условий жизни у школьников выявляются несколько отклонений в его поведение, такие как гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения снижают волевую активность, ребенок может находиться в угнетенном состояние и так далее. Дети впечатлительны, эмоциональны и чувствительны к окружающей среде. Младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, они очень непосредственны и откровенны в радости, горе и т.д. Присуща частая смена настроения. В младшем школьном возрасте развивается эмоциональная выразительность, это отражается в интонациях, мимики ребенка. Со временем ребенок учиться сдерживать свои эмоции, особенно когда он находится среди сверстников[7].
В тоже время поступление в школу требует от ребенка ответственности и дисциплинированности, что повышает психическую нагрузку – это отражается на его поведении и здоровье. В младшем школьном возрасте дети должны получать больше положительных эмоций, радости познание, приобретать уверенность в своих способностях, потом в дальнейшем детям будет легче справляться с трудностями подросткового возраста. В младшем школьном возрасте постепенно происходит снижение эмоциональной возбудимости, поэтому дети в 9-11 лет кажутся похожими в своем поведение на взрослых.
Приобретается навык социального взаимодействия, дети начинают заводить друзей. В этом возрасте отношения со сверстниками принимаются только как равноправные. Скрытно ребенок переживает стыд. В этот период у детей начинают развиваться социальные эмоции, такие как сопереживание, доверие к людям, чувство ответственности, самолюбие.
Происходит формирование самооценки. Самооценка влияет на успеваемость школьника, и наоборот, успеваемость влияет на развитие самооценки ребенка [11].
В младшем школьном возрасте у разных детей разное психическое и физиологическое развитие. В этом возрасте девочки в развитие опережают мальчиков. Отличаются девочки от мальчиков и во взаимодействие с предметами. Девочки стремятся приспособить предмет для использования, а мальчики хотят предметы подвергать разным испытаниям.
В этом возрасте дети очень восприимчивы и впечатлительны. Младшие школьники всегда готовы к действию, то есть поднимают руки, не могут дослушать товарища, стремятся сами отвечать. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая много ненужных подробностей. Им очень сложно выделять главное. Они много подражают взрослым, копируют поведение, привычки.
В младшем школьном возрасте дети еще много времени заняты игрой, в этом возрасте они жизнерадостны, очень активны и любознательны.
Главной деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. В это момент складываются значимые достижения в развитии младших школьников. Учебная деятельность способствует развитию воли. Обучение создает условие для развития познавательных потребностей, интереса к новым знаниям и умениям. В этот период идет сильное развитие познавательных процессов. Постепенно к концу периода младшей школы мотивация к учебной деятельности начинает снижаться. Это связано с тем, что теряется интерес к учебе, так как у него уже есть определенная общественная позиция [18].
Учебная деятельность в начальных классах развивает восприятия мира. В этом возрасте обладает неточное восприятие объектов, предметов. А воображение связано с представлением ранее воспринятого. Дальше идет развитие творческого воображения. В этом возрасте детям трудно выделять главное в одном из видов деятельности, как пересказ текста.
Воображение детей младшего школьного формируется вовремя игры. В основном воображение проявляется в игре, рисование или сочинение сказок. Одни дети воссоздают реальную действительность, другие фантазируют и создают свои фантастические и несуществующие образы. Часто в своем воображение дети создают страшные ситуации, вымышленных персонажей. Дети, которые испытывают трудности в реальной жизни, могут в качестве защиты уйти в воображаемый мир.
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Возрастной особенностью является слабость произвольного внимания, зато очень хорошо развито непроизвольное внимание. Дети этого возраста не умеют длительно сосредотачиваться на работе, их внимание легко отвлекается. К 10-11 годам устойчивость произвольное внимание у ребенка развито почти также, как и у взрослого. Дети этого возраста могут переходить от одного вида деятельности к другому без определенных усилий. Внимание младшего школьника отличается легкой отвлекаемостью. Отключение внимание спасает от переутомления. В ходе учебных занятий у детей формируется усидчивость.
Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения. Больше развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Нужно больше внимание уделять запоминанию. Ведущими видами памяти является эмоциональная память и образная. Образная память имеет свои ограничения. Дети лучше удерживают в памяти образы предметы, чем определения, понятия, объяснение, описание [8].
Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Мышление младшего школьника переходит от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка начинают формироваться первые научные понятия.
В этом возрасте дети начинают регулировать свое поведение, проводить анализ своих действий. Ребенок становится самостоятельным. Начинает сам выбирать, как ему поступить в определенной ситуации. Формируется фундамент нравственного поведения. Развивается самосознание. Развитие личности младшего школьника зависит от успеваемости. В этом возрасте дети очень стремятся к достижениям.
Авторитет взрослого к концу младшего школьного возраста снижается, начинает приобретать большое значение сверстники, большое значение для детей начинает играть детское общество. Дети в этом возрасте очень сильно подвержены внешнему влиянию. Дети начинают делиться на группы, появляются лидеры. Группы мальчиков и девочек могут даже враждовать между собой.
Потребность в общение развивает речь ребенка. Словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов. Младший школьник овладевает звуковым анализом слов. Развивается письменная речь. Ребенок к 7-11 годам уже способен воспроизводить сложную письменную речь. Для развития письменной речи у ребенка должно быть отлично развито мышление [3].
Характер отличается некоторыми особенностями: младшие школьники очень импульсивны, наблюдается капризность, упрямство, недостаточность воли. Возрастная особенность младшего школьного недостаточность воли, младший школьник не обладает опытом преодоления трудностей и препятствий. Он может отпустить руки при неудачах и потерять веру в свои силы и возможности. Часто наблюдается капризность и упрямство. Обычно причиной капризности и упрямства является недостаток семейного воспитания. Ребенок избалован, привык, что все его требования выполнялись и не в чем ему не отказывали. Капризность и упрямство одна из форм протеста против требований школы.
Младший школьный возраст является важнейшим этапом детства. К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться.
Основная задача учителя и родителей в период младшего школьного возраста ребенка создать оптимальные условия для полноценного развития, для раскрытия индивидуальных особенностей каждого ребенка [5].