Индивидуальные особенности младших школьников.

Индивидуальные особенности младших школьников.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1.Теоретические аспекты индивидуальных особенностей младших

школьников………………………………………………………………………5

1.1Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..5

1.2 Индивидуальные особенности младших школьников…………………....9

2. Развитие индивидуальных особенностей младших школьников с помощью ИКТ……………………………………………………………………………..12

2.1 Методика применения средств ИКТ в начальной школе……………….12

2.2Диагностика сформированности у младших школьников познавательной деятельности…………………………………………………………………...18

2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента……………………….21

2.4 Методические рекомендации по использованию электронных ресурсов на уроках для развития индивидуальности…………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...32

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………34

ВВЕДЕНИЕ

Новые общественные отношения, связанные с изменениями в государственно-политической, экономической, духовной жизни, требуют от школы подготовки человека, наделенного ярким творческим потенциалом, ставящего перед собой новые вопросы, пересматривающего существующие в культуре представления, а иногда и ценности общества; создающего в своем внутреннем видении новую систему отношений, в соответствии с которой он и будет планировать собственную деятельность самостоятельно, активно и творчески.

Современная концепция общеобразовательной школы утверждает, что школа уже не имеет права ограничивать свои функции обучением предметам. Главное ее предназначение — создание для каждого ребенка благоприятных условий для всестороннего развития его способностей и таланта, целенаправленного проявления его индивидуальности.

Основное направление деятельности учителя – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым учеником в коллективе. Суть такого подхода в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Учитель имеет учитывать эти особенности и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает индивидуальное внимание учителя.

В каждом ученике необходимо видеть уникальную личность, уважать ее, понимать, создавать ситуацию успеха, поддержки, предоставлять возможность реализовывать себя. Чувство удовлетворения, радости вызывает влечение к преодолению трудностей [3].

Среди авторов, которые рассматривали индивидуальные особенности младших школьников можно назвать: К. Абульханову, Б. Ананьева, А. Асмолова, П. Блонского, Л. Божович, И. Боришевского, Л. Выготского, В. Давыдова, В. Джеймса, П. Жане, Г. Костюка, Н. Ланге, А. Леонтьева, Ф. Лерша, А. Маслоу, В. Мерлина, В. Моляко, Г. Олпорта, П. Пелеха, К. Платонова, В. Рыбалку, К. Роджерса, С. Рубинштейна, И. Сикорского, В. А. Сухомлинского, К. Ушинского, а также И. Беха [7].

Объект исследования —педагогический процесс в начальной школе.

Предметом исследования являются индивидуальные особенности младших школьников.

Цель курсовой работы: изучение индивидуальных особенностей младших школьников.

Задачи исследования:

1.рассмотреть характеристику возрастных особенностей детей младшего школьного возраста

2.выделитьиндивидуальные особенности младших школьников

3. провести педагогическое исследованиеразвития индивидуальных особенностей младших школьников с помощью ИКТ

Методы исследования: анализ теоретической литературы и практики дошкольного образования, систематизация, обобщение, составление библиографии по проблеме; эксперимент, математические методы исследования.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Теоретические аспекты индивидуальных особенностей младших школьников

Развитие индивидуальных особенностей младших школьников с помощью ИКТ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из результатов нашего исследования, можем заметить, чтоприменение современных информационно-коммуникационных технологий в системе начального образования создает благоприятные условия для развития личности учащихся и отвечает запросам современного общества.

Процесс модернизации современной школы способствует более результативному обучению. Ученики начинают самостоятельно проявлять интерес к знаниям.

Использование информационно-компьютерных технологий (далее – ИКТ) открывает для учителя новые возможности в преподавании: Создается особая атмосфера урока, стимулирующая активность детей. Постоянное ожидание чего-то необычного, выходящего за рамки простого классического занятия. Школьники участвуют в создании элементов урока, что способствует развитию интереса к учебному процессу. Повышается уровень усвоения материала урока.

Использование мультимедийных презентаций с применением Auto Play, Activstudio Professional и других программных продуктов позволяет ученикам расширить свой кругозор, развить аналитическое мышление и углубить знания, полученные ранее. Онлайн-тесты облегчают проведение учителем мониторинга полученных знаний, умений и навыков школьников. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования учебных компетенций учащихся, развития личности и отвечает запросам современного общества.

Экспериментально изучен уровень сформированности познавательнойдеятельности у младших школьников.

у 15 учащихся (55,6%) средний уровень познавательной деятельности. У 7 детей (25,9%) отмечен высокий уровень сформированности познавательной деятельности. У 5 детей (18,5%) отмечен низкий уровень сформированности познавательной деятельности.

Разработана программа по формированию познавательной деятельности у младших школьников в процессе обучения с помощью ИКТ.

Проведено повторное изучение уровня сформированности познавательной деятельности у младших школьников.

По результатам диагностики уровней сформированности у 7 учащихся (26%) средний уровень познавательной деятельности.У 20 детей (74%) отмечен высокий уровень сформированности познавательной деятельности. То есть, при таких показателях планируемые результаты включают увеличение процента усвоения учащимися нового материала по предметам до 80 % по среднему уровню; формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий на практических занятиях, основанных на способности ребенка самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Таким образом, задачи работы можно считать выполненными, а цель – достигнутой.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания для диагностики познавательной деятельности

Задание №1 проверяет умения определять, какая информация нужна для решения задачи.

Известно, что на высоте более 4 км воздух очень разрежен и поэтому альпинистам требуется кислородная маска. Нужна ли она на вершине горы Хан - Тенгри? Выбери среди предложенных ответов верный, и обведи соответствующую ему букву.

А. Да Б. Нет В. Данных для ответа недостаточно.

Если ответВ, то укажите, какой информации не хватает.

Ключ оценивания:

0-не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ (А,Б);

1-указан ответВ, но не указана недостающая информация;

3-указан ответВ и верно указана недостающая информация.

Ответ: В.Не хватает информации о высоте горы Хан-Тенгри.

Задание №2 проверяет умения отбирать источник информации необходимый для решения задачи.

Ты хочешь найти рецепт приготовления блинов. Укажи в списке книг, в каких из них ты можешь найти нужные сведения, а в каких – нет. Запиши буквы (А,Б,В), соответствующие твоим представлениям, в квадратиках рядом с номерами книг.

А. Книги, в которых я скорее всего найду ответ.

Б. Книги, которые мне нужно просмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ.

В. Книги, в которых я не найду ответа.

Список книг:

1.Толстой А. Золотой ключик.

2.Блюда русской кухни.

3.Хозяйке на заметку.

4.Блюда средиземноморской кухни.

5.Повареная книга.

6.История России.

Ключ оценивания:

0-6 баллов - по числу верных ответов.

Ответ: В, А, Б, В, А, В.

Задание №3 проверяет умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций.

Оцени приведённые суждения, используя только таблицу и книги. В квадратиках рядом с номерами суждений запиши соответствующие буквы: А. Верно. Б. Неверно.

1.Книга Р. Киплинга была издана раньше остальных.

2.В книге «Хитрые задачи» меньше всего страниц.

3.Книга про Гарри Поттера вышла в издательстве «Абажур» в 2001 году.

4.Книгу «Винни Пух и все - все - все» написал Дж. Родари.

5.Книга про Чиполлино содержит 205 страниц.

6.Художника книги Р. Киплинга звали Мартин.

Ключ оценивания:

0-6 баллов -по числу верных ответов.

Ответ: А, А, Б, Б, А, Б.

Индивидуальные особенности младших школьников.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1.Теоретические аспекты индивидуальных особенностей младших

школьников………………………………………………………………………5

1.1Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..5

1.2 Индивидуальные особенности младших школьников…………………....9

2. Развитие индивидуальных особенностей младших школьников с помощью ИКТ……………………………………………………………………………..12

2.1 Методика применения средств ИКТ в начальной школе……………….12

2.2Диагностика сформированности у младших школьников познавательной деятельности…………………………………………………………………...18

2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента……………………….21

2.4 Методические рекомендации по использованию электронных ресурсов на уроках для развития индивидуальности…………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...32

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………34

ВВЕДЕНИЕ

Новые общественные отношения, связанные с изменениями в государственно-политической, экономической, духовной жизни, требуют от школы подготовки человека, наделенного ярким творческим потенциалом, ставящего перед собой новые вопросы, пересматривающего существующие в культуре представления, а иногда и ценности общества; создающего в своем внутреннем видении новую систему отношений, в соответствии с которой он и будет планировать собственную деятельность самостоятельно, активно и творчески.

Современная концепция общеобразовательной школы утверждает, что школа уже не имеет права ограничивать свои функции обучением предметам. Главное ее предназначение — создание для каждого ребенка благоприятных условий для всестороннего развития его способностей и таланта, целенаправленного проявления его индивидуальности.

Основное направление деятельности учителя – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым учеником в коллективе. Суть такого подхода в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Учитель имеет учитывать эти особенности и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает индивидуальное внимание учителя.

В каждом ученике необходимо видеть уникальную личность, уважать ее, понимать, создавать ситуацию успеха, поддержки, предоставлять возможность реализовывать себя. Чувство удовлетворения, радости вызывает влечение к преодолению трудностей [3].

Среди авторов, которые рассматривали индивидуальные особенности младших школьников можно назвать: К. Абульханову, Б. Ананьева, А. Асмолова, П. Блонского, Л. Божович, И. Боришевского, Л. Выготского, В. Давыдова, В. Джеймса, П. Жане, Г. Костюка, Н. Ланге, А. Леонтьева, Ф. Лерша, А. Маслоу, В. Мерлина, В. Моляко, Г. Олпорта, П. Пелеха, К. Платонова, В. Рыбалку, К. Роджерса, С. Рубинштейна, И. Сикорского, В. А. Сухомлинского, К. Ушинского, а также И. Беха [7].

Объект исследования —педагогический процесс в начальной школе.

Предметом исследования являются индивидуальные особенности младших школьников.

Цель курсовой работы: изучение индивидуальных особенностей младших школьников.

Задачи исследования:

1.рассмотреть характеристику возрастных особенностей детей младшего школьного возраста

2.выделитьиндивидуальные особенности младших школьников

3. провести педагогическое исследованиеразвития индивидуальных особенностей младших школьников с помощью ИКТ

Методы исследования: анализ теоретической литературы и практики дошкольного образования, систематизация, обобщение, составление библиографии по проблеме; эксперимент, математические методы исследования.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Наши рекомендации