Если Вы не видите coбеседника
Несколько советов для определения типа человека при телефонном разговоре. Хотя для того, чтобы попытаться понять человека, желательно посмотреть ему в глаза, это не всегда представляется возможным. Кроме того, это не всегда необходимо для определения типа характера собеседника. Овладев методом, вы сможете определить большинство предпочтений человека, а иногда даже все, за время относительно короткого телефонного разговора. Точность характеристики будет зависеть не только от ваших навыков, но и от некоторых иных факторов, таких, как цель, длительность и содержание разговора, а иногда и от типа вашего собеседника.
Чем свободнее и непринужденнее разговор, тем больше ваши шансы точно определить тип человека. Например, люди, звонящие вам и интересующиеся, не появилась ли вакансия, сами заинтересованы в том, чтобы вы лучше узнали их и, как следствие, будут поддерживать разговор так долго, как вы захотите. В данной ситуации вы можете задавать им замысловатые вопросы, замечая, насколько долго они задумываются над ответом, какой словарный запас используют, эмоциональны ли они или, наоборот, хладнокровны и так далее. Сравните этот случай с вашими попытками вытянуть информацию из телефонного звонка какой-либо особе, с которой вам просто необходимо устроить встречу. Вероятность того, что с вами добровольно поделятся необходимой информацией, довольно мала и, как следствие, у вас будет гораздо меньше материала для определения типа.
Место, откуда говорит ваш собеседник, тоже сильно влияет на количество собранной вами информации. Например, человек, звонящий с работы, где его слова могут расслышать сотрудники или начальство, может (в зависимости от цели и содержания разговора) говорить совершенно иначе, чем если он звонит из собственного дома. Аналогично влияет на количество информации цель звонка и роль в нем звонящего. Например, налоговый инспектор может выбрать гораздо более резкий и грозный стиль общения, чем свойственный ему в повседневной жизни, считая, что такой подход полезен (или даже необходим) в его работе. И хотя в реальной жизни лишь единицы из эмоционалов выберут именно этот стиль, человека с таким стилем общения нетрудно принять за
логика. Легко представить, к чему приведет неправильное понимание его поведения и, как следствие, неправильное определение типа характера.
И хотя в некоторых ситуациях ваши шансы точно определить тип человека практически не зависят от ваших действий, в преобладающем большинстве случаев вы можете добиться многого. Например, задавая огромное число неординарных (замысловатых) вопросов. Запомните, чем больше говорит ваш собеседник, тем больше вы о нем (о ней) узнаете. Например, принимая человека на работу, вы можете задать вопрос: «Как вы ладили с вашим последним начальником?»,на который, скорее всего, последует ответ: «Замечательно!? Но представим, что вы задали целый ряд вопросов, исключающих односложные ответы: «Расскажите мне о вашем последнем начальнике. Он вам кого-нибудь напоминал?.. Что именно вам нравилось в нем больше всего?.. На какие темы вы чаще всего дискутировали?.. Как бы вы описали ваши отношения?.. Как вы думаете, что он сказал бы о вас?..» Из ответов на эти вопросы вы многое узнаете о принципах человека, его взглядах на жизнь, уверенности в себе, эрудированности, не говоря уже о его типе, непременно найдя в его речи ключевые характеристики одного из типов.
Иногда, даже если вы задаете вопрос, предполагающий объемный ответ, реакция человека может ограничиться несколькими словами или короткими фразами (которые, несомненно, также говорят о многом). Вы должны подтолкнуть человека на более распространенный ответ, например, спросив: «Не могли бы вы рассказать мне об этом что-нибудь еще?»,«Не могли бы вы привести пример» или «Любопытно... Но почему вы так думаете?»
Очевидно, что в большинстве случаев определение типа характера человека по телефону не настолько эффективно, как при личной встрече. Но тем не менее существуют случаи, когда определить тип по телефону даже легче, чем беседуя с глазу на глаз. Одна из таких ситуаций
возникает, когда человек чувствует себя более комфортно, беседуя по телефону, чем работая или разговаривая в присутствии окружающих. Кроме того, телефонный разговор значительно уменьшает количество отвлекающих вас факторов, тем самым увеличивая вашу возможность концентрировать внимание на определенных признаках.
И в заключение мы хотим добавить, что не стоит забывать: даже выяснив отношение человека к одному или двум аспектам или только узнав темперамент человека из телефонного разговора, с использованием метода быстрого понимания вы скорее всего узнали о его внутреннем мире гораздо больше, чем люди, знакомые с этим человеком на протяжении многих лет! И, как всегда, мы хотим предостеречь вас от преждевременных выводов, основывающихся на недостаточной информации, и советуем считать все предположения рабочими гипотезами, способными измениться при получении новой информации.