Особенности познавательных процессов младших школьников при проведении природоведческих исследований
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Ребёнок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Особенность здоровой психики ребёнка - познавательная активность. Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Ребёнок играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости.
Чем активнее в умственном отношении ребёнок, тем больше он задаёт вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребёнок может интересоваться всем на свете: Какой глубины океан? Как дышит животное? Почему в горах не тает снег?
Ребёнок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своём воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно - образным. Это мышление - основной вид в младшем школьном возрасте. Младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сенситивен к обучению, опирающему на наглядность.
Для того чтобы младшие школьники более точно анализировали качества воспринимаемых объектов, их необходимо специально обучать. Как отмечает Л.Т. Обухова, «молодые учителя часто недооценивают те трудности, которые испытывает ребёнок при восприятии нового объекта. Нужно учить детей рассматривать объект, руководить восприятием. Для этого у ребёнка необходимо создавать предварительное представление, предварительный образ для того, чтобы ребёнок смог увидеть то, что нужно. Мало иметь наглядный материал, нужно научить его видеть».
Положительное отношение младших школьников к учению определяется не только социальными мотивами, но и интересом к новым знаниям, к овладению новыми умениями и навыками. Наблюдения за учебной деятельностью младших школьников показывает, что наиболее активными они бывают в момент, когда учитель рассказывает о ещё неизвестном им или показывает действия, которые они ещё не выполнили. Именно в связи с новым у них возникает масса вопросов, желание и стремление овладеть этим новым. При этом интересы самих младших школьников направлены на отдельные факты и события. Учитель специально организует деятельность учащихся по наблюдению тех или иных явлений, учит детей выявлять существенные признаки и свойства. Всё это необходимо делать и на экскурсиях в природе, и в школе при организации практических работ и опытов [7,34].
Исследование мотивации школьника как многоуровневой системы имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Ряд наиболее ценных мотивов важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу и реальную действительность. Другие, не ценные с общественной точки зрения (узколичные, отметочные) мотивы надо довести до сознания, чтобы развенчать, снизить их значимость для учащихся.
Мотивация складывается, изменяется, перестраивается в процессе деятельности. Развитие и формирование мотивации осуществляется через соответствующую организацию и содержание деятельности. В то же время функциональные возможности личности (в частности, интеллектуальные) могут способствовать созданию успеха или неуспеха ребенка в деятельности, что, в свою очередь, создает новый уровень мотивации или изменяет уже сложившийся в предыдущих видах деятельности. Мотивационный компонент учения постоянно взаимодействует с интеллектуальным воспитанием. Исходный уровень умственного развития ребенка, пришедшего в школу, выступает, на наш взгляд, с одной стороны, важнейшим условием реализации исходного уровня мотивации ребенка, сложившегося в других видах деятельности (например, в игре), а с другой - условием формирования мотивации уже в ходе самой учебной деятельности.
Для работающих с младшими школьниками особенно важно различать мотивацию с содержанием и мотивацию с процессом. Первоклассник, например, любит читать, писать, рисовать, лепить, это доставляет ему удовольствие. Он заявляет, что ему нравится решать задачи, выполнять упражнения, хотя познавательное отношение к содержанию может и отсутствовать (ребенка не волнует, почему это слово пишется так, а не иначе, каким способом лучше решить данную задачу).
В этой любви к деятельности в качестве побудителя может выступать результативная сторона, возможность занять определенное положение в коллективе, получит одобрение, но может выступать в процессуальной стороне. В первое время любовь к учебной деятельности имеет элементарные проявления: читать, писать. В дальнейшей интерес к процессу проявляется в желании думать, рассуждать, придумывать новые задачи. В конце концов, на наш взгляд, интерес к процессу, слившись с интересом к содержанию учения, интересом к познанию, превращается в интеллектуальный поиск, в процессе познания, движения к истине.
Познавательную потребность трудно переоценить. Познавательная потребность способствует интенсивному развитию интеллектуальных процессов (восприятия, мышления, воображения). К учебно-познавательным мотивам мы относим мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью, связанные с ее прямым продуктом. В этой группе мотивов мы выделяем две подгруппы: мотивы, связанные с содержанием учения (мотивация содержанием), и мотивы, связанные с процессом учения (мотивация процессом). Мотивация содержанием проявляется в различных формах. Учащийся может направлять активность на разное содержание: факты, существенные связи, обобщенные способы действия. Потребность во внешних впечатлениях и потребность в активности - только предпосылки, а, актуализируясь в деятельность, они становятся мотивами. И важно, чтобы это были мотивы, связанные с содержанием и процессом учения [9,6].
2. Организация, содержание и методика проведения природоведческих исследований в учебной деятельности
Воздействие людей на природу осуществляется в поистине планетарном масштабе, поэтому на современном этапе развития общества особую значимость приобретают естественнонаучные знания. Изучение методики природоведения поможет молодым учителям сознательно и творчески формулировать цели обучения, выбирать содержание, формы, методы и средства проведения учебных занятий по предметам естественнонаучного цикла в начальной школе. Изучение методики природоведения поможет молодым учителям сознательно и творчески формулировать цели обучения, выбирать содержание, формы, методы и средства проведения учебных занятий по предметам естественнонаучного цикла в начальной школе. Методика преподавания природоведения имеет особый объект исследования; присущую только ей систему научных понятий; определенные методологические основы; специфические методы, поэтому является наукой и занимает особое место среди других наук. Цели практических работ могут быть различными: одни из них формируют и совершенствуют природоведческие знания, другие - практические умения и навыки и способствуют более глубокому и усвоению изученного материала. Первые практические работы проводятся под непосредственным руководством и наблюдением учителя в классе, который следит за выполнением работы, даёт указания, оказывает необходимую помощь. Для того чтобы практические работы были эффективны, необходима тщательная подготовка учителя.
К заданиям для практических работ есть определённые требования:
· быть посильными и в то же время достаточно трудными;
· чётко и ясно сформулированными;
· учитывать время выполнения;
· предусматривать возможность записи результатов.
Выделяют также этапы и последовательность проведения практических работ. Каждая практическая работа начинается вводным инструктажем учителя: он разъясняет содержание заданий, даёт все необходимые указания по организации труда и фиксации результатов. При необходимости учитель кратко повторяет главные теоретические положения, на которых основаны намеченные практические работы. При этом важно, чтобы в инструкциях имело место постоянное нарастание трудности, так как их преодоление составляет движущую силу развития процесса овладения знаниями в учебной деятельности.
Практические работы могут использоваться на разных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении знаний, повторении пройденного.
Практическая работа может входить составной частью в обычный урок, когда преподаватель организует самостоятельную работу учащихся с раздаточным материалом. В этом случае, так же как и на уроке, можно использовать беседу, рассказ, работу с учебником, однако учащиеся переходят от простого созерцания объекта или явления к практической работе с ним.
В курсе природоведения предусмотрен ряд практических работ по различным темам. Например, изучение растворимости веществ в воде, изучение принципа работы компаса, изучение свойств минералов и полезных ископаемых и так далее (Приложение 3). Проведение практических занятий, самостоятельную работу учащихся организуют по следующему плану:
1. сообщение названия работы;
2. определение её цели;
3. выдача оборудования и объектов;
4. инструктаж, объяснение плана работы;
5. выполнение работы;
6. заключительная беседа, выводы.
Существует два способа проведения практических работ: фронтальный и индивидуальный. При фронтальном способе работа проводится одновременно со всем классом под руководством учителя, после объяснения каждой части делает паузу для того, чтобы учащиеся выполнили определённые действия. Учитель полностью руководит работой учащихся и контролирует её.
Прежде чем перейти к следующему этапу, учитель должен убедиться, что все учащиеся выполнили текущую работу. Весь класс работает в среднем, заданным учителем темпе, начиная и заканчивая работу одновременно. При такой постановке работы необходимость в письменной инструкции отпадает, так как учащиеся всё делают по слову учителя.
Индивидуальный способ и его организация предполагают работу по инструктивным карточкам. В этом случае каждый ученик или каждая пара выполняет задание самостоятельно, осмысливая каждый пункт работы. Все учащиеся работают в своём индивидуальном темпе, каждый может иметь своё, отличительное от других задание.
Мыслительная деятельность учащихся протекает активно, они сосредоточены, нацелены на выполнение работы. В этом случае необходима подробная письменная инструкционная карточка в виде индивидуального задания на каждый стол, стенного плаката, указание в учебнике или, наконец, записи на доске, причём, чем подробнее инструкция. тем меньше вопросов возникает у учащихся в процессе выполнения.
Следует отметить, что организация практических работ индивидуальным способом требует от учителя большого мастерства, а от учащихся – наличие определённых исследовательских навыков. Поэтому на первых порах лучше проводить практическую работу фронтально, вводя элементы индивидуального способа постепенно. В дальнейшем, по мере накопления знаний и умений у школьников следует отдавать предпочтение индивидуальному способу проведения работы [14,9].
Практическая работа может по времени занимать весь урок, его часть или всего 10-15 минут. Продолжительность практических работ из класса в класс увеличивается, они становятся более сложными. Первые практические работы проводятся по разработанному плану – образцу. А затем постепенно учитель повышает уровень самостоятельности, даёт задания творческого характера».
Опыт - это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выявление из многообразного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора. Опыт повышает активность детей.
Опыты делятся на демонстрационные (выполняемые учителем) и лабораторные (выполняемые учащимися). Лабораторные опыты могут быть: фронтальными, групповыми и индивидуальными. Групповые и индивидуальные опыты по заданию учителя могут выполняться дома. Это, например, опыты по проращиванию семян или выращиванию кристаллов.
Опыт, являясь, с одной стороны, методом познания явлений, в то же время свидетельствует об объективности научных знаний о природе. Он служит одновременно и объектом изучения, и средством обучения [16,93]. Использование опыта на уроках природоведения позволяет дать учащимся первоначальное представление о методах изучения природы и ее законов. Учебный опыт выполняет несколько функций:
· исходного момента, отправной точки в процессе познания природы;
· свойства доказательства и опровержения выдвинутых предположений;
· средства развития и совершенствование теоретических знаний;
· средства формирования и развития интереса, учащихся к естественным наукам;
К школьным опытам предъявляют ряд требований:
· опыт должен быть доступен пониманию учащихся;
· опыт должен строиться на известных фактах и явлениях;
· опыт должен быть достаточно прост в выполнении, чтобы учащимся было легко воспринимать сущность происходящего; следует избегать сложных опытов;
· опыт должен быть надежным и всегда получатся. Обязательное условие его предварительная подготовка и проверка. Никогда нельзя полагаться на случай, даже если опыт очень прост.
· при постановке опыта следует точно распределить время;
· никогда не следует учащимся заранее рассказывать, что должно получится в результате опыта, так как это снижает его педагогическую ценность.
Опытно - педагогическая работа - метод выяснения преднамеренных изменений в учебном и воспитательном процессе, рассчитанный на получение воспитательного и образовательного эффекта, с их последующей проверкой. В ходе работы с детьми на уроках природоведения, для формирования исследовательских навыков можно провести следующий опыт: «Состав и свойства почвы» (Приложение 2)
Цель: дать понятие о составе почвы и её свойствах; способствовать развитию внимания, мышления, воображения учащихся; воспитывать бережное отношение к природе.
Итоги: дети одной из групп проявляли активность, выполняя вышеизложенные опыты, были заинтересованы, внимательно следили за происходящим.
Опыты имеют большое значение для формирования у учащихся материалистического понимания фактов и явлений природы, воспитания наблюдательности, мышления и речи школьников. Опыт должен повышать активность детей. Для этого необходимо ставить вопросы, на которые будут отвечать в процессе проводимого опыта. Вопросы могут быть такими: Как мы это узнаем? Что мы можем узнать из проводимого опыта? Как мы можем объяснить то, что видим? После окончания опыта учитель предлагает ответить на поставленные вопросы и сделать соответствующие выводы.
Опыты, проводимые на уроках естествознания, дают возможность искусственно воспроизводить некоторые природные явления в условиях класса. Опыты необходимы для знакомства со свойствами полезных ископаемых, составом почвы, а так же за наблюдениями за прорастанием семян. Опыты проводятся учителем деманстрационо или фронтально с учащимися. Готовясь к проведению опыты, учитель проверяет наличие необходимого оборудования, отбирает материал, нужный для его проведения, и проводит до урока весь опыт от начала до конца.
На уроке учитель сообщает детям, как надо вести себя во время опыта, что наблюдать, записывает да доске вопросы, на которые учащиеся должны будут ответить после его проведения. Задача учителя сводится к тому, чтобы научить детей делать выводы, обобщения и сопоставления на основании опыта. Во 2 классе проводят опыты со снегом и льдом для выполнения их особенностей и сравнения свойств снега и льда между собой. В 3 классе выполняют опыты по определению основных свойств и состава почвы, свойств гранита, песка, железа, глины.
При подготовке опыта учителю следует обязательно проверить следующее:
1. Наличие оборудования. В начальных классах оно очень простое, и каждая школа обязана его иметь. В крайнем случае, учитель может подготовить сам или с помощью родителей. Хранить оборудование лучше всего в методическом кабинете.
2. Количество (мера) веществ. Нужно за раннее продумать и проверить, какое количество вещества потребуется для опыта. Например, для прокаливания почвы требуется всего несколько граммов, при прокаливании большого количества опыт не получится.
3. Качество вещества. Чтобы показать, что вода - растворитель, нужно взять совершенно чистую соль, которая растворяется без осадка. Если взять не чистую соль, при растворении останется остаток. У детей сложится впечатление, что вода не может полностью растворить соль.
4. Техническое состояние оборудования. Все приборы должны быть тщательно проверены. Нельзя выносить на урок прибор, не испытав его заблаговременно, не проделав опыт предварительно. Испытание и проверка- самые верные гарантии успешного проведения опыта.
Итак, общие требования к урокам с лабораторными опытами следующие:
1. Четкая постановка цели опыта.
2. Ясная, исчерпывающая инструкция по технике выполнения опыта с показом технических приёмов выполнения.
3. Проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции.
4. Одновременность выполнения самостоятельной работы всеми детьми. Учитель контролирует ход работы.
5. Своевременная раздача на парты при помощи ассистентов принадлежностей для опытов (преждевременная раздача оборудования может вовлечь детей).
6. Уборка оборудования и материалов по окончанию опыта. Это делается с той целью, чтобы оборудование не отвлекало внимания детей и не давало повода для нарушений дисциплины.
Опыты проводятся в основном при изучении полезных ископаемых, воды, почвы, растений. По теме: «Вода в природе» необходимы опыты по выявлению свойств воды (три состояния воды, текучесть, прозрачность, растворимость); показывающие круговорот воды в природе; доказывающие, что вода при замерзании увеличивается в объеме. По теме: «Полезные ископаемые» следует провести опыты по выявлению свойств песка и глины; по установлению свойства каменного угла и нефти. По теме: «Почвы» проводятся опыты, показывающие состав почвы и содержание в почве воды, воздуха.
Следует иметь представление, что проводимые в начальной школе опыты, практические работы и наблюдения тесно переплетаются между собой. В чистом виде опыты проводятся редко, чаще проводятся практические работы и наблюдения.