Организация и методика проведения природоведческих исследований в начальной школе

КУРСОВАЯ РАБОТА

Организация и методика проведения природоведческих исследований в начальной школе

Балева Людмила Николаевна

Специальность 050709

Преподавание в начальных классах

IV курс, 41 группа

Научный руководитель:

Калмыков Олег Георгиевич

Новозыбков, 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Особенности познавательных процессов младших школьников при проведении природоведческих исследований…………………………………..5

2. Организация, содержание и методика проведения природоведческих исследований в учебной деятельности………………………………….……….9

3. Проведение исследований природоведческой направленности во внеучебной работе……………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...24

Приложение………………………………………………………………………26

Введение

В экологическом воспитании детей младшего школьного возраста огромная роль принадлежит школе. Каждый год учителя начальных классов, в дополнение к уроку природоведения, проводят разнообразную исследовательскую, природоведческую работу, которая обогащает духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, больше знать, больше сделать.

Важнейшая задача современной школы – дать подрастающему поколению прочные, глубокие и научные знания, сформировать любовь к природе, выработать практические навыки и умения школьников. Одним из путей реализации этих задач является включение в учебный процесс природоведческих исследований по ознакомлению учащихся начальной школы с окружающей природной средой.

Тема курсового исследования носит актуальный характер, поскольку без конкретных представлений о предметах и явлениях природы дети не смогут овладеть знаниями, которые служат основой для изучения естественных дисциплин в общеобразовательной школе среднего и старшего.

Важнейшая роль в формировании природоведческих исследовательских навыков младших школьников в учебной и внеучебной деятельности отводится опытно – практической работе. В ходе развития природоведческих исследований у детей формируется наблюдательность, любознательность, огромный интерес к исследованию предметов природы.

Объектомнашего исследования является процесс формирования исследовательских навыков при ознакомлении с окружающим миром.

Предмет- природоведческие исследования младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Цельюнашей работы является формирование исследовательских навыков младших школьников на уроке и во внеклассной работе.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Охарактеризовать познавательные процессы младших школьников при проведении природоведческих исследований.

2. Ознакомится с организацией, содержанием и методикой проведения природоведческих исследований в учебной работе.

3. Раскрыть роль природоведческих исследований младших школьников во внеучебной деятельности.

В ходе работы для решения поставленных задач применялись следующие методы: изучение и анализ педагогической литературы и методических рекомендаций по теме исследования.

Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение

Положительное отношение младших школьников к учебному процессу определяется не только социальными мотивами, но и интересом к новым знаниям, к овладению новыми умениями и навыками. Наблюдения за учебной и внеучебной деятельностью младших школьников показывает, что наиболее активными они бывают в момент, когда учитель рассказывает им о ещё неизвестном, или показывает действия, которые они ещё не выполняли. Всё это необходимо делать и на практических работах, и на опытах, и на экскурсиях в природе, и при ведении «Календаря природы».

Огромное значение знаний состоит в выработке у детей важных черт личности, таких как любознательность, потребность к исследованию, наблюдательности, замечать и объяснять причины наблюдаемых изменений в природе. На уроках природоведения школьники получают представления о единстве и неделимости природы, о взаимосвязи всех ее звеньев, понимают, что нарушение в одной точке ведет к необратимым последствиям. Школьники получают элементарные знания о предметах и явлениях природы, но и труде людей.

В ходе выполнения курсового исследования нами отмечены следующие критерии выбора практических методов ознакомления младших школьников:

· доступность;

· последовательность;

· адекватность;

· целенаправленность;

· эффективность;

· соответствие возрасту и уровню развития учащихся.

В последние годы наметилась тенденция к интеллектуализации процесса обучения и воспитания. Акцент на увеличение объёма знаний без опоры на развитие познавательной сферы приводит к эмоциональной невосприимчивости, равнодушию к объектам природоведческого исследования, преобладанию рационального подхода в их оценке.

В результате проделанной работы нами установлено, что природоведческие методы познания способствуют формированию учащихся понимания фактов и явлений природы, наблюдательности, повышают познавательную активность. Одновременно происходит приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и исследовательских навыков, что способствует лучшему усвоению и пониманию материала.

Основной принцип исследований заключается в том, что через все методики проходили одни и те же дети. Это дает возможность видеть изменения в мотивации одних и тех же учащихся

Список использованной литературы

1.Аквилева, Г. И. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: пособие
для учителя нач. школы / Г. И. Аквилева, 3. А. Клёпина. - М.: Просвещение, 1989.- 96 с.

2.Аквилева, Г. Н. Преподавание природоведения малокомплектной школе:
пособие для учителей трехлет. Нач. шк. / Г. Н. Аквилева, Е. А. Постникова, Г. Ф. Суворова; под ред. Г. Н. Аквилевой. - М.: Академия,
1990.-95с.

3.Василькова, Ю. В. Природоведение: учебник для студ. сред, учеб,
заведений / Ю. В. Василькова, Е. Е. Иванов, Т. М. Саенко, под ред. Ю. В.
Василькова. - М.: Академия, 2003. - 98 с.

4.Верзилин, Н. П. Проблемы методики преподавания природоведения / Н. П. Верзилин. – М.: Просвещение, 1974. - 98 с.

5.Герд, А. Я. Избранные педагогические труды / А. Я. Герд. М.: Академия,
1953.- 64 с.

6.Горощенко, В. П. Методика преподавания природоведения: Учебное пособие для учащихся. 2-е изд., дораб. / В. П. Горощенко, И. А. Степанов-М.: Просвещение, 1984,- 49 с.

7.Горощенко, В. П. Методика преподавания природоведения / Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. 2001.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 94- 99 с.

8.Дубровина, И. В. Методика проведения экскурсий / М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 124с.

9.Каменский, Я.А. Великаядидактика / М.: 1939.- 56 с.

10.Клепинина, З. А. Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека / М.: 1988.- 67 с.

11.Кропчева, Т. Б. Нетрадиционные уроки природоведения в начальной школе // Начальная школа №1, 2002.- 89 с.

12.Мельчаков, Л. Ф. Уроки природоведения в 3 классе / Л. Ф. Мельчаков.- М.: 1976.- 18 с.

13.Павлович, С. А. Книга по природоведению. Основы и методика преподавания / Учебное пособие для педагогических училищ. М.: Академия, 1998. С. 105 – 109.

14.Пакулова, В.А. Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения / М.: -1990.-119 с.

15.Скаткин, М.Н. Внеклассная работа по природоведению / - М.: 1953.- 56 с.

16.Солонько, Г. Н. Опыты и наблюдения за комнатными растениями // Начальная школа №12, 2007.-101 с.

17.Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ.- М.: 1984.-64 с.

18.Чередов, И. М. Сочетание фронтальной, общественной, групповой и индивидуальной форм работы на уроке / - М.: 1984.

Приложение 1.

Приложение 2.

Опыт №1.

- Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

- Из почвы выходят пузырьки воздуха.

- Какой вывод можно сделать?

- В почве есть воздух.

- Вы правильно заметили, что в почве есть воздух. Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Опыт № 2.

- Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на нее немного почвы. Придавите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?

- На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

- Посмотрите на лабораторный стаканчик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

- В почве есть вода.

По окончании этого опыта почва продолжает нагреваться.

Опыт №3.

- Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

- Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

- Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Сделайте свой вывод.

- в почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной.

Опыт №4.

- Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?

- На поверхность воды плавают остатки насекомых, мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакана муть.

- Рассмотрите внимательно эту муть, осевшую на дне стакана. Что видите?

- Песок, поверх которого осела глина.

- Сделайте вывод из этого опыта.

- В почве есть песок и глина.

- И …

- И перегной.

- Молодцы! Продолжим наше изучение почвы.

Опыт №5.

- Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые налеты. Это соли. Дети рассматривают налет на стекле. Соли – это питательные вещества необходимые для роста и развития. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Сделайте выводы.

- В почве содержатся соли, которые могут растворятся в воде.

- Молодцы! Предлагаю на основании практической работы заполнить схему «Состав почвы».

- В состав почвы входит: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли, микробы.

- Почему почву называют «чудесной кладовой»?

- В этой «чудесной кладовой» растут растения. Без неё человек не может обеспечить себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами.

3.. Итог урока.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

- Что называется почвой?

- Всякий ли слой земли можно назвать почвой?

- Чем определяется плодородие почвы?

4. Домашнее задание.

Ответьте на вопросы для повторения из учебника, запомните составные части почвы, их основные свойства.

Приложение 3.

Приложение 4.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Организация и методика проведения природоведческих исследований в начальной школе

Балева Людмила Николаевна

Специальность 050709

Преподавание в начальных классах

IV курс, 41 группа

Научный руководитель:

Калмыков Олег Георгиевич

Новозыбков, 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Особенности познавательных процессов младших школьников при проведении природоведческих исследований…………………………………..5

2. Организация, содержание и методика проведения природоведческих исследований в учебной деятельности………………………………….……….9

3. Проведение исследований природоведческой направленности во внеучебной работе……………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...24

Приложение………………………………………………………………………26

Введение

В экологическом воспитании детей младшего школьного возраста огромная роль принадлежит школе. Каждый год учителя начальных классов, в дополнение к уроку природоведения, проводят разнообразную исследовательскую, природоведческую работу, которая обогащает духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, больше знать, больше сделать.

Важнейшая задача современной школы – дать подрастающему поколению прочные, глубокие и научные знания, сформировать любовь к природе, выработать практические навыки и умения школьников. Одним из путей реализации этих задач является включение в учебный процесс природоведческих исследований по ознакомлению учащихся начальной школы с окружающей природной средой.

Тема курсового исследования носит актуальный характер, поскольку без конкретных представлений о предметах и явлениях природы дети не смогут овладеть знаниями, которые служат основой для изучения естественных дисциплин в общеобразовательной школе среднего и старшего.

Важнейшая роль в формировании природоведческих исследовательских навыков младших школьников в учебной и внеучебной деятельности отводится опытно – практической работе. В ходе развития природоведческих исследований у детей формируется наблюдательность, любознательность, огромный интерес к исследованию предметов природы.

Объектомнашего исследования является процесс формирования исследовательских навыков при ознакомлении с окружающим миром.

Предмет- природоведческие исследования младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Цельюнашей работы является формирование исследовательских навыков младших школьников на уроке и во внеклассной работе.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Охарактеризовать познавательные процессы младших школьников при проведении природоведческих исследований.

2. Ознакомится с организацией, содержанием и методикой проведения природоведческих исследований в учебной работе.

3. Раскрыть роль природоведческих исследований младших школьников во внеучебной деятельности.

В ходе работы для решения поставленных задач применялись следующие методы: изучение и анализ педагогической литературы и методических рекомендаций по теме исследования.

Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Наши рекомендации