Ребенок - предмет | Ребёнок-взрослый | Ребенок - общество |
Нормативный подход А.Геззел (1880-1961) Л.Термен (1877-1956) | Теория трёх ступеней К.Бюллер (1879-1963) | Теория рекапитуляции Ст. Холл (1844-1924) | Операциональная теория интеллекта Ж.Пиаже (1896-1980) | Теория конвергенции двух факторов В.Штерн (1874-1938) | Бихевиоризм Дж.Уотсон (1878-1958) Э.Торндайк (1874-1949) | Структурная психология К.Коффка (1886-1941) | | Детский анализ Английская школа М.Клейн (1882-1960) | Детский анализ Венская школа А.Фрейд (1895-1982) | Теория психоанализа З.Фрейд (1856-1939) | Сравнительная генетическая психология А.Валлон (1879-1962) | | Нормативные исследования психического развития | Французская школа генетической психологии | Этнопсихологические исследования детства М.Мид и др. | Женевская школа генетической психологии | Историческая психология детства Ф.Ариес | Теория социального научения | Эпигенетическая теория личности Э.Эриксон (1902-1994) | |
4 ГРУППЫ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
(Б.Г. Ананьев)
1 группа организационные методы сравнительный метод сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д. лонгитюдный метод многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени комплексный метод в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности | 2 группа эмпирические методы наблюдение и самонаблюдение экспериментальные методы психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа) анализ продуктов деятельности биографические методы |
3 группа методы обработки данных количественный метод статистический качественный метод дифференциация материала по группам, анализ | 4 группа интерпретационные методы генетический метод анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п. структурный метод устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности |
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СПОСОБОВ НАБЛЮДЕНИЯ(Л.А.Карпенко)
Критерии
Непосредственные (контактные) |
Опосредованные (косвенные) |
По контакту
Лабораторные (экспериментальные) |
По условиям
деятельности
По характеру
взаимодействия
с объектом
По целям
По упорядоченности
деятельности
По фиксации
результатов
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ |
Житейское Научное Лабораторный Естественный
Включенное Невключенное Констатирующий Формирующий
Метод обобщения независимых характеристик выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях или процессах, полученных от различных людей Анализ продуктов деятельности опосредованное изучение психологических явлений по практическим результатам, в которых воплощаются творческие силы и способности людей Биографический метод Опросы письменный устный интервью анкетирование беседа личный контакт с испытуемым |
Тестирование ПрогнозирующееДиагностирующее проективное выявляющее что-либо Психокоррекционное предполагающее некие изменения Близнецовый метод Социометрия Дж. Морено Моделирование Ситуаций Психических процессов Метод срезов Экспериментально- генетический продольныхпоперечных лонгитюдный сравнение с другими Метод синдромного анализа экспериментально-патологический (А.Р.Лурия) |
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ(отечественные психологи)
Кризисы психического развития | Стабильный период | Годы | ВВД | ССР | Группа деятельности (Д.Б.Эльконин) | Психические новообразования |
| внутриутробное развитие | | | | | |
кризис новорож-денности | Младенчество | 0-1 г. | Непосредственно- эмоциональное общение | Зависимость от близкого взрослого; РЕБЁНОК и ВЗРОСЛЫЙ как единое целое | «ребёнок – общественный взрослый» | Потребность в общении, познании окружающего; элементарные формы восприятия и мышления; прямохождение; первые слова |
кризис 1 года | Ранний возраст | 1-3 г. | Предметно -манипулятивная деятельность | Усвоение способов деятельности с предмета-ми (Реб. – Предм.–Взр.) | «ребёнок – общественный предмет» | "Внешнее Я сам" по Л.С.Выготскому; речь и наглядно-действенное мышление |
кризис 3 лет («Я сам») | Дошкольный возраст | 3-6/7 лет | Ролевая игра | Освоение социальных норм и ролевых взаимоотношений между людьми | «ребёнок – общественный взрослый» | Развитие самосознания; произвольность поведения; соподчинение мотивов; потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности |
кризис 7 лет (кризис первых месяцев обучения в школе) | Младший школьный возраст | 6/7-10/11 лет | Учебная деятельность | Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности | «ребёнок – общественный предмет» | Произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта; внутренний план действий; рефлексия |
кризис 12 лет (кризис полового созревания) | Средний школьный возраст, подросток | 10/11- 14/15 лет | Интимно -личностное общение со сверстниками | Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости | «ребёнок – общественный взрослый» | Две особые формы самосознания: 1) чувство "взрослости" (младшие подростки); 2)«Я-концепция» (старшие подростки) |
| Юность (стар-ший школьник – ранняя; студенчество – поздняя) | 14/15- 16/17; 17-21/25 лет | Учебно - профессиональная деятельность | Центр ССР – выбор профессии. Освоение профессиональных знаний, умений | «ребёнок – общественный предмет» | Профессиональное (кем быть?) и личностное (каким быть?) самоопределение; завершение развития самосознания, мировоззрения |
Наши рекомендации