Память словесная (слухо–речевая), механическая
Словесная (слухо–речевая) механическая память осуществляется во всей жизнедеятельности ребенка, начиная с элементарных форм общения в процессе ознакомления с окружающими его предметами. Взрослые называют предметы словами, слова при их повторении механически запечатляются в памяти. Происходит естественный и непроизвольный процесс запечатления в памяти слов, которые с самого начала их использования связываются в сознании ребенка с образами тех или других предметов, с их частями, качествами, действиями и наглядными связями.
В процессе развития психики словесная механическая память имеет место во всех актах речевого общения – от бытового до осуществления учебной и трудовой деятельности.
Во всех названных условиях словесная механическая память осуществляется, прежде всего, как акт памяти кратковременной, которая обеспечивает восприятие информации, стоящей за словами. Но даже при таком кратковременном действии собственно мнемические акты протекают не сами по себе, но в связи с мышлением. Благодаря последнему запечатляемые в памяти слова осмысливаются в их значении. Осмысливание осуществляется как выделение в словесных рядах (фразах), тем более в развернутых контекстах, смысловых опор – в виде выделения отдельных называемых объектов или выделения описанных в контексте логических связей, – предметно–пространственных, – причинных, – следственных и др. (А.А.Смирнов, 1987). Такой процесс долго протекает как естественный, сам по себе не осознаваемый. Но с течением времени, под влиянием обучения специальным приемам запоминание становится целенаправленной деятельностью в процессе усвоения вербального материала.
Важно, что, так или иначе, практически в любом акте жизнедеятельности человека имеет место соотнесение вновь запоминаемого словесного материала с тем, что уже имеется в памяти, в опыте. Такое соотнесение составляет процесс переработки словесной информации. На разных возрастных этапах этот процесс осуществляется с разной степенью успешности, зависящей от общего уровня развития психики.
При обследовании и обучения учащихся вспомогательной школы является важным понимание реальных возможностей детей осуществлять процесс запоминания словесного материала как в самой элементарной форме – форме механической памяти – так и форме словесно–логической, с учетом естественной связи памяти с осмысливание словесной информации.
Имеющиеся в литературе данные говорят о том, что возможность осмысливать запоминаемый словесный материал активизирует процессы памяти у умственно отсталых школьников (Л.В.Занков, 1939). Хотя одновременно известно, что умственно отсталые отличаются ограниченным объемом запоминаемого и воспроизводимого материала, наличием повторений, а также привнесений по типу побочных ассоциаций.
В практике психодиагностики широко известны приемы изучения словесной механической памяти «по А.Н.Леонтьеву», состоящий в предъявлении для запоминания ряда из 10–ти слов. Но это слова самого разного характера по своему значению, что заведомо определяет низкие показатели воспроизведения умственно отсталыми.
На кафедре олигофренопедагогики разработана и апробирована методика, позволяющая производить сравнение возможностей умственно отсталых школьников к механическому запоминанию словесного материала, разного по своему значению (конкретному или отвлеченному), а также – сравнивать возможности запоминания, собственно механического, с одной стороны, и, с другой, запоминания, включающего очевидную возможность естественно осмысливания. Последнее состоит в возможности устанавливать между предъявляемыми словами конкретного значения ситуативные смысловые связи.
Цель изучения. Выявление особенностей словесной (слухо–речевой) механической памяти с учетом объективного характера предъявляемых словесных рядов.
Методика. Ученику предлагаются по очереди три ряда слов – по 10 слов в каждом. Каждый ряд повторяется три раза – с интервалами между словами в 1–3 сек., а между рядами в 1–3 мин.
После каждого предъявления каждого словесного ряда ребенку предлагается повторить услышанные слова. Его ответы фиксируются в протоколе (см. в «Приложении I» форму «Таблицы – 4»).
Инструкция: «Я буду называть тебе отдельные слова. Ты их внимательно слушай и запоминай».
Предъявляются следующие ряды в следующем порядке.
1–ый ряд (слова отвлеченного по значению характера, которые не имеют между собой очевидных смысловых связей: – цвет, – страх, – праздник, – подарок, – отдых, – погода, – наказание, – радость, – помощь).
2–ой ряд (слова конкретного значения, между которыми также нет прямых смысловых связей: – дерево, – кран, – поезд, – ветер, – камень, – труба, – поле, – парта, – лестница, – трава).
3–й ряд (слова конкретного значения, между которыми осуществляются легко «просматриваемые» смысловые ситуативные связи: – лес, – полянка, – трава, – грибы, – корзинка, – бабочка, – пень, – кусты, – автобус, – собака.
Критерии для получаемых результатов (см. в «Приложении I» форму «Протокол – 4»).
Со стороны мнемических действий оцениваются: – объем воспроизведения после первого предъявления; – увеличение объема при последующих предъявлениях; – повторения уже воспроизводившихся слов; – привнесения.