По кафедре экономической теории
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации преподавания экономических дисциплин
и организации самостоятельной работы студентов
По кафедре экономической теории
2. Составители:
ассистент каф. экономической теории Ю.А. Жвирблис
ведущий документовед Н.А.Аёшина
3. ПРИНЯТЫ на заседании кафедры экономической теории _29.08.2011__ протокол № 6
Зав. кафедрой __________________________________________А.Е. Тюдишев
Оглавление
Введение. 4
1. Методические рекомендации по организации преподавания экономических дисциплин 4
1.1. Методические рекомендации по проведению лекций. 4
1.2. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий. 6
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента 10
2.1. Понятие, цели, задачи и функции самостоятельной работы студента. 10
2.2. Организация и формы самостоятельной работы студента. 12
2.3. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы студента 17
2.4. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ. 21
2.5. Методические рекомендации по написанию рефератов. 22
2.6. Методические рекомендации по написанию курсовой работы.. 24
3. Критерии оценивания деятельности студентов. 30
3.1. Критерии оценивания ответа студентов на экзамене. 30
3.2. Критерии оценивания всех видов самостоятельной работы студентов. 32
4. Список использованных источников. 34
Приложения
Введение
Настоящие методические рекомендации составлены на основе требований к подготовке специалиста ФГОС ВПО, а также сборника нормативных документов ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф.Катанова» вузовского контроля над результатами образовательного процесса.
1. Методические рекомендации по организации преподавания экономических дисциплин
1.1. Методические рекомендации по проведению лекций
Лекция- метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Предшествует всем другим формам организации учебного процесса; позволяет оперативно актуализировать учебный материал курса.
Цель лекции- организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.
Задачи лекции:
• обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;
• учить умению аргументированно излагать научный материал;
• формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
• отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях, знания;
• оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.
Функции лекции:
• информационная - изложение системы знаний;
• мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;
• ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения
учебного материала;
• воспитательная формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.
Лекции являются центральным звеном в учебной работе вуза. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития конкретной области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать экономическое мышление. Одной из важнейших задач, стоящих перед каждым лектором, является умение связать рассматриваемые явления и процессы с реальной экономической действительностью. Лекции помогают объяснить студентам общие зависимости, суть явлений и процессов, экономические законы и научить применять их в реальной жизни. Рисунки и поясняющие материалы к лекциям, сопровождаются иллюстративным показом.
Виды лекции.
В практике работы вузов принято выделение следующих видов лекций:
1. По целевому назначению курса:
1.1.Лекции, составляющие вводные курсы,
1.2.Лекции, составляющие общий систематический курс:
1.2.1.Вступительные или вводные лекции,
1.2.2.Основные лекции,
1.2.3.Заключительные лекции,
1.3.Лекции, составляющие обзорные курсы,
1.4.Лекции, составляющие специальные курсы.
2. По форме обучения:
2.1.Установочные лекции,
2.2.Эпизодические (разовые) лекции,
2.3.Обзорные лекции.
3. По форме организации:
3.1.Информационная лекция,
3.2.Проблемная лекция
3.3.Лекция-визуализация,
3.4.Лекция с заранее запланированными ошибками,
3.5.Лекция-пресс-конференция,
3.6.Лекция-дискуссия,
3.7.Лекция-беседа,
3.8.Лекция с применением обратной связи,
3.10Лекция с опорным конспектированием.
Элементы лекции.
К типичным структурным элементам лекции относятся: вступление, основная часть, заключение.
Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:
• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;
• изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;
• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;
• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук,
Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Определяется видом лекции.
Заключение- подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.
Во вступительной части излагается цель лекции, раскрывается научное и практическое значение темы или проблемы, связь с другими дисциплинами. В основной части рассматриваются главные вопросы учебной темы, их научное и практическое содержание. В заключительной части подводятся краткие итоги, делаются выводы и обобщения, как по отдельным вопросам, так и по теме в целом, а также даются методические рекомендации для самостоятельной работы над учебным материалом по дисциплине.1.2. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий
Семинарское занятие(семинар) - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студента ми теоретических вопросов под руководством преподавателя.
Семинарское занятие органично связано со всеми другими формами организации учебного процесса, включая, прежде всего, лекции и самостоятельную работу студентов. На семинарские занятия выносятся узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов.
Особенностью семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов.
Цель- развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.
Задачи:
• закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей учебной дисциплине; • формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем;
• совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;
• демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подготовки;
• формирование навыков самостоятельной работы с литературой.
Функции:
• познавательная;
• развивающая;
• воспитательная;
• контрольная.
Виды семинарских занятий.
Просеминар - семинарское занятие, имеющее целью ознакомление студентов первого курса со спецификой самостоятельной работы в вузе, приобретение навыков работы с научной литературой. Характерным элементом работы студента в просеминаре является подготовка рефератов на определенные темы, их чтение и обсуждение с последующим заключением и оценкой руководителя.
Собственно семинар - семинарское занятие, тематически прочно связанное с учебной программой курса и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем.
Спецсеминар - семинарское занятие исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы. Организуется на старших курсах и проводится под руководством специалиста в данной области.
Формы проведения семинарских занятий:
• развернутая беседа на основании плана;
• устный опрос студентов по вопросам плана семинара;
• прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов;
• обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой;
• теоретическая конференция;
• семинар-пресс-конференция;
• семинар-диспут;
• семинар-дискуссия;
• семинар –«круглый стол»;
• семинар – «мозговой штурм»;
• семинар-коллоквиум;
• семинар-экскурсия;
• семинар- деловая игра;
• комментированное чтение и анализ документов (литературы);
• решение задач на самостоятельность мышления;
• семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя;
• смешанная форма, с элементами различных форм проведения.
Выполнение курсовой работы
Литература по теме курсовой работы может быть подобрана студентом с помощью предметных и алфавитных каталогов библиотек. При выполнении курсовой работы целесообразно использовать монографии, учебники, учебные пособия, статистические сборники, экономические словари, а также статьи, публикуемые в специализированных журналах и газетах.
Излагать материал в курсовой работе рекомендуется самостоятельно, своими словами.
Требования к стилю написания курсовой работы:
· отсутствие личных местоимений;
· неупотребление глаголов, выражающих чувства, эмоции;
· повествование от 3-го лица.
Защита курсовой работы
Выполненная курсовая работа сдается на кафедру экономической теории и регистрируется в журнале регистрации курсовых работ, далее направляется для проверки преподавателю. К защите допускаются курсовые работы только с положительной оценкой.
Студенту необходимо тщательно подготовиться к защите: в соответствии с замечаниями руководителя внести необходимые дополнения и исправления, подготовить выступление, в котором кратко (в течение 5-7 минут) сообщить о целях, содержании и результатах работы. Студент должен ответить на дополнительные вопросы, задаваемые с целью выяснения знания материала и способности защитить свои предложения.
Оценка выставляется по итогам защиты курсовой работы, исходя из ее содержания, выступления студента и его ответов на вопросы при защите. Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе.
Оценивая курсовую работу студента учитывается следующее:
· Уровень теоретического обоснования темы.
· Качество содержания понятийного аппарата.
· Формулирование основных теоретических позиций.
· Самостоятельность анализа и интерпретации фактического материала.
· Обоснованность выводов.
· Грамотность оформления курсовой работы: структура, рубрикация, редакция текста, библиографическое описание изученной литературы.
· Раскрытие на защите курсовой работы наиболее значимых теоретических и практических положений.
· Аргументированность ответов на вопросы, обоснование позиций, владение материалом работы.
3. Критерии оценивания деятельности студентов
3.1. Критерии оценивания ответа студентов на экзамене
Экзамен – форма итогового контроля по результатам изучения дисциплины (курса). Он проходит в форме устного ответа на вопросы экзаменационного билета[2]. В билет включаются два теоретических вопроса. Перед ответом студенту предоставляется время на подготовку – 20 минут
Поскольку экзамен проходит в устной форме, то не следует все отведенное время уделять лишь письменному изложению ответа, необходимо оставить некоторое время для того, чтобы сосредоточиться и продумать порядок устного ответа, психологически настроиться на четкий, уверенный ответ. При этом не стоит концентрировать свое внимание только на одном вопросе билета.
Примерная схема ответа на экзаменационный вопрос выглядит следующим образом:
ü определение ключевых понятий, в частности, выделение существенных признаков, проведение классификации;
ü обозначение дискуссионных моментов вопросов и проблем экономики;
ü изложение своей позиции;
ü краткий вывод.
Ответ студента на экзамене в соответствии с установленными критериями оценивается по четырех балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или "неудовлетворительно"). Критерии оценки студента при сдаче экзамене:
Оценка "отлично"
1. Тема по заданным в билете вопросам раскрыта исчерпывающе полно.
2. Изложен теоретический материал с приведением различных точек зрения ученых.
3. Теоретический материал подкреплен анализом норм в области экономики.
4. Знание основных проблем по вопросам билета в их взаимосвязи в целостной системе знаний.
5. Умение аргументировано отстаивать свою позицию и вести научную дискуссию.
6. Умение студента излагать сведения при ответе на вопросы (логически убедительно, грамотно довести сведения, подчеркнув главные, ключевые вопросы).
7. Студент владеет культурой мышления и искусством логического анализа.
8. Система знаний, свидетельствует о готовности студента решать задачи профессиональной деятельности.
Оценка "хорошо"
1. Тема по заданным в билете вопросам раскрыта достаточно полно.
2. Достаточно полно изложен теоретический материал с приведением некоторых точек зрения ученых.
3. Знание основных проблем по вопросам билета.
4. Умение аргументировано отстаивать свою позицию.
5. Умение студента излагать сведения при ответе на вопросы (грамотность, выделение основных вопросов).
6. Студент владеет культурой мышления и искусством логического анализа.
7. Правильность ответов на дополнительные вопросы.
8. Система знаний свидетельствует о готовности студента решать задачи профессиональной деятельности.
Оценка "удовлетворительно"
1. Тема по заданным в билете вопросам в основном раскрыта, либо по одному вопросу тема раскрыта достаточно полно, по второму вопросу раскрыта недостаточно.
2. Теоретический материал изложен в объеме учебника.
3. Студент относительно правильно квалифицирует факты и обстоятельства.
4. Ответ студента охватывает теоретический материал, без акцента на главные, ключевые вопросы.
5. Ответы даны не на все заданные дополнительные вопросы, либо ответы даны не полно.
6. Студент относительно владеет культурой мышления и искусством логического анализа.
7. Система знаний позволяет решать вопросы профессиональной деятельности.
Оценка "неудовлетворительно"
1. Тема по заданным в билете вопросам не раскрыта, либо по одному вопросу тема раскрыта недостаточно полно, а по второму вопросу тема не раскрыта.
2. В ответах неполно изложен теоретический материал, студент не владеет основными проблемами дисциплины, не ориентируется в вопросах экономики.
3. Студент неправильно квалифицирует факты и обстоятельства.
4. Изложение ответов нелогично, бессистемно, поверхностно.
5. Студент не владеет культурой мышления и искусством логического анализа.
6. Ответы на дополнительные вопросы не даны, либо ответы подтверждают непонимание сути вопросов билета.
7. Система знаний не позволяет решать вопросы профессиональной деятельности.
8. Неточно употребляются термины, допускаются ошибочные высказывания.
9. Отсутствует система знаний, позволяющая решать вопросы профессиональной деятельности.
К видам организации самостоятельной работы студентов относятся – выполнение контрольных работ (аудиторных, внеаудиторных), реферативных и курсовых работ. Ниже приведены методические рекомендации по их выполнению и написанию, а также критерии их оценивания.
3.2. Критерии оценивания всех видов самостоятельной работы студентов
При оценивании всех видов самостоятельной работы студентов рекомендуется руководствоваться приведенными ниже критериями.
Оценка «отлично»
· если студент правильно выполнил самостоятельное задание;
· в полном объеме раскрыл содержание материала, предусмотренном заданием;
· выполнил задание грамотно, в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;
· работу защищал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя;
· при освещении второстепенных вопросов возникли одна-две неточности, которые студент легко исправил по замечанию преподавателя.
Оценка «хорошо»
· ответ раскрывает сущность задания. Студент удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков;
· допущены небольшие пробелы, не исказившие содержания задания;
· допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
· допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов задания, легко исправленные по замечанию преподавателя.
Оценка «удовлетворительно»
· за верный в целом ответ в соответствии с заданием, но есть неточности в ответе;
· допущены ошибки при составлении доклада, конспекта, решении производственно-ситуационных задач, имелись затруднения при использовании определенной терминологии, рисунках, исправленные после наводящих вопросов преподавателя;
· неполно или непоследовательно раскрыто выполнение задания, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения достаточные для дальнейшего усвоения самостоятельного задания;
· при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации преподавания экономических дисциплин
и организации самостоятельной работы студентов
по кафедре экономической теории
2. Составители:
ассистент каф. экономической теории Ю.А. Жвирблис
ведущий документовед Н.А.Аёшина
3. ПРИНЯТЫ на заседании кафедры экономической теории _29.08.2011__ протокол № 6
Зав. кафедрой __________________________________________А.Е. Тюдишев
Оглавление
Введение. 4
1. Методические рекомендации по организации преподавания экономических дисциплин 4
1.1. Методические рекомендации по проведению лекций. 4
1.2. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий. 6
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента 10
2.1. Понятие, цели, задачи и функции самостоятельной работы студента. 10
2.2. Организация и формы самостоятельной работы студента. 12
2.3. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы студента 17
2.4. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ. 21
2.5. Методические рекомендации по написанию рефератов. 22
2.6. Методические рекомендации по написанию курсовой работы.. 24
3. Критерии оценивания деятельности студентов. 30
3.1. Критерии оценивания ответа студентов на экзамене. 30
3.2. Критерии оценивания всех видов самостоятельной работы студентов. 32
4. Список использованных источников. 34
Приложения
Введение
Настоящие методические рекомендации составлены на основе требований к подготовке специалиста ФГОС ВПО, а также сборника нормативных документов ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф.Катанова» вузовского контроля над результатами образовательного процесса.
1. Методические рекомендации по организации преподавания экономических дисциплин
1.1. Методические рекомендации по проведению лекций
Лекция- метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Предшествует всем другим формам организации учебного процесса; позволяет оперативно актуализировать учебный материал курса.
Цель лекции- организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.
Задачи лекции:
• обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;
• учить умению аргументированно излагать научный материал;
• формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
• отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях, знания;
• оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.
Функции лекции:
• информационная - изложение системы знаний;
• мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;
• ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения
учебного материала;
• воспитательная формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.
Лекции являются центральным звеном в учебной работе вуза. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития конкретной области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать экономическое мышление. Одной из важнейших задач, стоящих перед каждым лектором, является умение связать рассматриваемые явления и процессы с реальной экономической действительностью. Лекции помогают объяснить студентам общие зависимости, суть явлений и процессов, экономические законы и научить применять их в реальной жизни. Рисунки и поясняющие материалы к лекциям, сопровождаются иллюстративным показом.
Виды лекции.
В практике работы вузов принято выделение следующих видов лекций:
1. По целевому назначению курса:
1.1.Лекции, составляющие вводные курсы,
1.2.Лекции, составляющие общий систематический курс:
1.2.1.Вступительные или вводные лекции,
1.2.2.Основные лекции,
1.2.3.Заключительные лекции,
1.3.Лекции, составляющие обзорные курсы,
1.4.Лекции, составляющие специальные курсы.
2. По форме обучения:
2.1.Установочные лекции,
2.2.Эпизодические (разовые) лекции,
2.3.Обзорные лекции.
3. По форме организации:
3.1.Информационная лекция,
3.2.Проблемная лекция
3.3.Лекция-визуализация,
3.4.Лекция с заранее запланированными ошибками,
3.5.Лекция-пресс-конференция,
3.6.Лекция-дискуссия,
3.7.Лекция-беседа,
3.8.Лекция с применением обратной связи,
3.10Лекция с опорным конспектированием.
Элементы лекции.
К типичным структурным элементам лекции относятся: вступление, основная часть, заключение.
Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:
• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;
• изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;
• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;
• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук,
Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Определяется видом лекции.
Заключение- подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.
Во вступительной части излагается цель лекции, раскрывается научное и практическое значение темы или проблемы, связь с другими дисциплинами. В основной части рассматриваются главные вопросы учебной темы, их научное и практическое содержание. В заключительной части подводятся краткие итоги, делаются выводы и обобщения, как по отдельным вопросам, так и по теме в целом, а также даются методические рекомендации для самостоятельной работы над учебным материалом по дисциплине.1.2. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий
Семинарское занятие(семинар) - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студента ми теоретических вопросов под руководством преподавателя.
Семинарское занятие органично связано со всеми другими формами организации учебного процесса, включая, прежде всего, лекции и самостоятельную работу студентов. На семинарские занятия выносятся узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов.
Особенностью семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов.
Цель- развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.
Задачи:
• закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей учебной дисциплине; • формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем;
• совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;
• демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подготовки;
• формирование навыков самостоятельной работы с литературой.
Функции:
• познавательная;
• развивающая;
• воспитательная;
• контрольная.
Виды семинарских занятий.
Просеминар - семинарское занятие, имеющее целью ознакомление студентов первого курса со спецификой самостоятельной работы в вузе, приобретение навыков работы с научной литературой. Характерным элементом работы студента в просеминаре является подготовка рефератов на определенные темы, их чтение и обсуждение с последующим заключением и оценкой руководителя.
Собственно семинар - семинарское занятие, тематически прочно связанное с учебной программой курса и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем.
Спецсеминар - семинарское занятие исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы. Организуется на старших курсах и проводится под руководством специалиста в данной области.
Формы проведения семинарских занятий:
• развернутая беседа на основании плана;
• устный опрос студентов по вопросам плана семинара;
• прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов;
• обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой;
• теоретическая конференция;
• семинар-пресс-конференция;
• семинар-диспут;
• семинар-дискуссия;
• семинар –«круглый стол»;
• семинар – «мозговой штурм»;
• семинар-коллоквиум;
• семинар-экскурсия;
• семинар- деловая игра;
• комментированное чтение и анализ документов (литературы);
• решение задач на самостоятельность мышления;
• семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя;
• смешанная форма, с элементами различных форм проведения.