Общая характеристика научного исследования

А.А. ВОЛОЧКОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

(курсовая, выпускная, магистерская)

Учебно-методическое пособие

Направления подготовки 37.03.01, 37.04.01 – «Психология»,

44.03.02, 44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование»

Общая характеристика научного исследования - student2.ru

Пермь

ПГГПУ

УДК 159.9

ББК Ю 93

В 68

Р е ц е н з е н т :

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития Пермского государственного национального исследовательского университета Е.Ю. Жданова

  В 68 Волочков, А.А. Исследовательская работа студента (курсовая, выпускная, магистерская) [Текст]: учеб.-метод. пособие. Направления подготовки 37.03.01, 37.04.01 – «Психология», 44.03.02, 44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование» /А.А. Волочков; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2016. – 128 с.  

В учебно-методическом пособии в соответствии с имеющимися нормативными документами и традициями Пермской научной школы психологов приводятся материалы и требования к выполнению учебных исследовательских работ бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлениям подготовки 37.03.01, 37.04.01 «Психология» и 44.03.02, 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», даются рекомендации по их выполнению и подготовке к защите. Приводятся примеры разработки и оформления отдельных разделов исследовательских работ.

Издание адресовано студентам, магистрантам и преподавателям психологических факультетов высших учебных заведений.

УДК 159.9

ББК Ю 93

Печатается по решению учебно-методического совета ПГГПУ

и совета Института психологии ПГГПУ

© Волочков А.А., 2016

© ФГБОУ ВПО «Пермский государственный

гуманитарно-педагогический университет», 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ - 5 -

1. Научная деятельность и исследовательская работа студентов................................................................................................ - 7 -

1.1. Общая характеристика научного исследования.................................. - 7 -

1.2. Исследовательская работа студентов: особенности, задачи и виды - 10 -

1.3. Краткие требования к содержанию и структуре курсовых и выпускных работ - 13 -

2. Планирование исследовательской работы.... - 19 -

2.1. Выбор темы.......................................................................................... - 19 -

2.2. Календарный план работы................................................................... - 21 -

3. Структура и структурные компоненты исследовательской работы...................................................... - 23 -

3.1. Структура научно-исследовательской работы.................................. - 23 -

3.2. Содержание структурных компонентов исследовательской работы - 25 -

3.2.1. Титульный лист......................................................................... - 25 -

3.2.2. Оглавление............................................................................... - 25 -

3.2.3. Введение................................................................................... - 26 -

3.2.4. Основная часть.......................................................................... - 30 -

3.2.5. Глава 1. Теоретическая часть работы...................................... - 31 -

3.2.6. Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования - 48 -

3.2.7. Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.............. - 52 -

3.2.8. Выводы..................................................................................... - 58 -

3.2.9. Заключение............................................................................... - 61 -

3.2.10. Библиографический список.................................................... - 63 -

3.2.11 Приложения............................................................................. - 65 -

4. Оформление исследовательской работы......... - 66 -

4.1. Особенности научного текста.............................................................. - 66 -

4.1.1. Особенности научного стиля изложения................................ - 66 -

4.1.2 Правила использования сокращений....................................... - 69 -

4.2. Правила оформления текста исследовательской работы.................. - 69 -

4.2.1. Оформление текста работы..................................................... - 70 -

4.2.2. Оформление заголовков........................................................... - 71 -

4.2.3. Оформление ссылок на источники........................................... - 72 -

4.2.4. Оформление таблиц и рисунков............................................... - 74 -

5. Публикация результатов исследовательской работы - 85 -

6. Представление и защита исследовательской работы студента................................................................................................. - 88 -

6.1. Подготовка к защите........................................................................... - 88 -

6.2. Процедура защиты исследовательской работы................................. - 92 -

7. Экспертиза и оценивание исследовательских работ студентов.............................................................................................. - 93 -

7.1. Критерии оценки.................................................................................. - 93 -

7.2. Отзывы и рецензии на ВКР................................................................. - 97 -

7.3. Апелляции............................................................................................ - 99 -

8. Библиографический список.................................... - 102 -

9. Приложения......................................................................... - 107 -

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Образец заявления об утверждении темы выпускной квалификационной работы обучающегося............................................... - 107 -

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Области, объекты и виды профессиональной деятельности по ФГОС ВПО (уровень магистратуры) направлений подготовки 37.04.01 «Психология» и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование».................................... 108

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Профессиональные задачи в сфере научно-исследовательской деятельности по ФГОС ВПО (уровень магистратуры) направлений подготовки 37.04.01 «Психология» и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»....... 109

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Форма и структура календарного плана выполнения ВКР 110

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Примеры оформления титульных листов............. 111

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Оформление оглавления исследовательской работы 113

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Ресурсы Интернет для исследовательских работ по психологии......................................................................................................................... 114

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Пример формулировок цели, объекта, предмета, гипотез и задач исследования................................................................................................... 117

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Примеры библиографического описания научных источников для составления библиографического списка (по ГОСТ 7.1.−2003)............ 119

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Форма и содержание отзыва руководителя на выпускную квалификационную работу............................................................................. 121

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Образец оформления рецензии на выпускную работу 122

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Порядок проведения проверки выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций на наличие и объем заимствований, а также их размещение на официальном сайте ФГБОУ ВПО ПГГПУ........................... 123

ВВЕДЕНИЕ

Современный период развития общества характеризуется стремительными изменениями, которые затрагивают все сферы жизни. В материалах Болонского семинара (Словения, 2004 г., Берген, 2005 г., Челябинск, 2009 г. и др.) неизменно подчеркивается, что в этих условиях система высшего образования должна стать гибкой и ориентированной на развитие у студентов творческого мышления, исследовательских умений, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда.

Современный специалист не можетограничиватьсяполученной в вузе суммой фундаментальных и специальных знаний. Онобязан постоянно учиться, повышать квалификацию и быстро адаптироваться к переменам. Именно научно-исследовательская работаформирует научное мировоззрение студентов, способствует их личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать дальнейшуюпрофессиональную деятельность.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования. Кроме того, важность проблемы формирования исследовательских умений студентов подтверждает анализ большого числа профессиограмм специалистов разных направлений, в которые включены умения формулирования и решения проблем, системного анализа, абстрагирования, формализации и др. (Чупрова 2012, с. 380).

Со времени издания предыдущего учебно-методического пособия, подготовленного нами для студентов, ведущих исследования в рамках курсовых или выпускных квалификационных работ, прошло три года[1]. Но темп изменений в российском образовании столь высок, а изменений настолько много, что возникла острая потребность подготовить новое учебно-методическое пособие.

Еще одна причина, побудившая нас к его написанию, – стремление в одном пособии представить весь процесс подготовки студентами учебно-исследовательских работ – от курсовой работы бакалавра до выпускной квалификационной работы бакалавра и магистерской диссертации. На наш взгляд, такой подход дает возможность студенту представить весь процесс учебно-исследовательской работы за время обучения в вузе, демонстрирует движение по «лестнице компетенций», закрепляет учебно-познавательную мотивацию, лежащую в основе устойчивого интереса к научно-исследовательской
деятельности.

Наконец, в структуре, оформлении, информационных ресурсах и организации деятельности по подготовке и проведению исследовательских студенческих работ различного ранга (курсовых, выпускных, магистерских) много общего. Отражение этого единства облегчает организацию преддипломной практики и деятельность научного руководителя по сопровождению подготовки исследовательских работ студентов и магистрантов.

В настоящем пособии использованы ссылки на локальные нормативные акты ПГГПУ, регламентирующие процедуры подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ. Эти документы актуальны на момент подготовки пособия, но могут быть изменены при изменении законодательства об образовании. С действующими локальными нормативными актами и с их изменениями должны быть ознакомлены обучающиеся в установленном университетом порядке.

1. Научная деятельность
и исследовательская работа студентов

Бакалавриат

Библиографическийсписок.

Приложения (обязательные для прикладных исследований) содержат полный текст разработанной студентом развивающей, коррекционной или иной программы, авторской диагностической методики в соответствии с принятыми стандартами описания, а также (при необходимости) и тексты и бланки малоизвестных методик, таблицы и рисунки, не вошедшие в основной текст работы, реализованные или предлагаемые в плане рекомендаций программы коррекционных, развивающих и других занятий, памятки практическому психологу и т.п.

Магистратура

Планирование исследовательской работы

Вузами предусмотрены следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы или публикация ее результатов [ФГОС ВПО.Магистратура, 2010].

За исключением отчетов о научно-исследовательской работе, которые магистры ежегодно представляют кафедре, за которой они закреплены, все остальные виды и этапы работы характерны и для курсовых и для выпускных работ бакалавров.

Выбор темы

Исследовательскую работу студент начинает с выбора темы, ориентируясь на представленный деканатом список руководителей и примерныйперечень тем, предварительно разработанных и утвержденных на выпускающих кафедрах. При этом студентруководствуется, с одной стороны, своими научными интересами и склонностями, а с другой – возможностями и научными интересами предполагаемого руководителя.

Тематика исследовательских работ определяется кафедрами в соответствии с основной образовательной программой ФГОС ВПО. Полезно в этом плане ориентироваться на области и объекты профессиональной деятельности, обозначенные в соответствующих образовательных программах (см. прил. 2). Темы работ также согласуются с научным направлением кафедр, научными интересами преподавателей, научными интересами обучающихся, запросами работодателей[О порядке проведения ГИА …, 2016]. Магистерская диссертация может выполняться по заявке предприятия, организации, учреждения. При выборе темы студент консультируется с руководителем, но вправе предложить и свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования и практического применения.

Выпускники-бакалавры и магистранты, выбрав руководителя и тему работы, пишут на имя декана факультета соответствующее заявление (см. прил. 1). В отличие от курсовой работы, которая выполняется индивидуально, выпускная квалификационная работа бакалавра и магистра может выполняться группой обучающихся, в том числе осваивающих различные образовательные программы. В этом случае авторами работы пишется коллективное заявление [Положение о порядке проведения ГИА…,2015]. Если же студент в установленные деканатом сроки не определился с выбором, деканат или выпускающая кафедра имеют право назначить руководителя и определить тему работы [О порядке проведения ГИА…, 2016].

Кандидатура руководителя и тема учебной исследовательской работы студентаутверждаются в зависимости от ее ранга:курсовые работы – распоряжением по факультету; выпускные работы бакалавра и магистра – ученым советом факультета и закрепляются ректором (табл. 1).

Нормативные документы высшего профессионального образования поддерживают нарастающую самостоятельность студента в выборе и обосновании темы исследования от курсовой работы – к выпускной работе бакалавра и, в особенности, магистра. Поэтому, например, окончательная тема ВКР магистра после ее возможных корректировок определяется магистрантом по согласованию с научным руководителем в течение первого года обучения, но не позднее, чем за 6 месяцевдо даты начала государственной итоговой аттестации[Положение о ГИА…, 2016]. У студентов-бакалавров возможностей для таких «маневров» меньше.

Таблица 1

Этапы выбора, утверждения и закрепления
темы исследовательской работы студента

Этапы выбора темы работы Сроки Форма контроля
1. Закрепление руководителя КР: октябрь ВКР: ноябрь     МД: сентябрь (заочники – 1 сессия) КР: распоряжение по факультету. ВКР: ученый совет факультета по личному заявлению студента утверждает; приказ ректора закрепляет; утверждается советом факультета по согласованию с руководителем магистерской программы и деканом факультета
  2. Утверждение темы   3. Корректировка и окончательное утверждение темы ВКР магистранта КР октябрь   ВКР и МД: до 31 октября (заочники − 1 сессия)   не позже чем за 6 мес. до даты ГИА – (на дневном отд. − декабрь) КР: распоряжение по факультету.   ВКР бакалавра: ученый совет факультета утверждает; приказ ректора закрепляет МД – первый год–утверждение на кафедре;     МД − второй год− окончательное определение темы магистрантом и научным руководителем ученый совет факультета утверждает; приказ ректора закрепляет

Возможно ли в процессе выполнения исследовательской работы сменить руководителя и тему исследования? При необходимости это возможно, а иногда – необходимо (например, переход научного руководителя на другую работу и т.п.). Вместе с тем в этих вопросах желательна стабильность. Если у студента и руководителя все же возникает необходимость коррекции темы работы, это делается по официальному заявлению на имя ректора с кратким обоснованием необходимых изменений.

2.2.Календарный план работы

Для организации работы над курсовой или выпускной исследовательской работой обучающийся должен разработать календарный план-график на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов. Планы студентов-бакалавров 2–3 курсов проверяются и хранятся у руководителей. Календарный план выполнения ВКР бакалавра после одобрения руководителем представляется на утверждение заведующему кафедрой.

Календарный план выполнения ВКР магистра подписывается руководителем работы и магистрантом и хранится в деканате соответствующего факультета. Форма календарного плана, общая для ВКР бакалавров и магистров, представлена в Приложении4.В Таблице 2 представлен вариант календарного планирования выполнения исследовательской работы студента, получающего психологическое образование (уровни бакалавра и магистра) с учетом опыта и традиций планирования в Институте психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет».

Таблица 2

Примерный календарный план исследовательской работы студента[2]

Пункты плана Даты Контроль и документация
1.Планирование выполнения работы. Ноябрь Представление плана руководителю
2. Поиск литературы, составление библиографического списка для аналитического обзора. 3. Составление развернутого структурного плана работы (оглавление). Декабрь Отчет о выполнении у руководителя     Межсессионная аттестация
4. Планирование эмпирического исследования. 5. Подбор и подготовка диагностического инструментария. 6. Сбор эмпирических данных   Ноябрь Декабрь   Отчет о выполнении у руководителя работы  
7. Черновой вариант аналитического обзора (глава 1) с предоставлением чернового варианта руководителю. 8. Сбор, обработка и анализ эмпирических данных.   Февраль− март   Отчет о выполнении у руководителя  
9. Формулировка основных выводов, практических рекомендаций и т.п. 10. Подготовка первого варианта ВКР и представление его руководителю Апрель, Май За 4 недели Научно-исследовательская; преддипломная практика межсессионная аттестация
12. Корректировка текста работы с учетом замечаний руководителя.   13. Апробация работы на студенческой научной конференции и (или) предзащита   14. Для ВКР - проверка на объем заимствований и размещение текста ВКР в электронной библиотеке ПГГПУ   15. Завершение оформления и представление исследовательской работы руководителю.     Апрель – май   За 3 недели   Допуск к защите курсовых работ   Допуск к защите ВКР
16. Публичная защита КР: 2 курс 3 курс   Предварительная защита ВКР бакалавров и магистров     Защита ВКР Апрель − Май     май   не позднее 30.06 Защита курсовой работы на открытых заседаниях комиссий, утвержденных деканатом факультета, либо в форме доклада на конференции; допуск к защите ВКР.   Защиты ВКР бакалавров и магистров на открытых заседаниях ГЭК

Титульный лист

Первым листомработы является титульный лист. Титульный лист оформляется в соответствии с примерами, приведенными в прил. 5.

На титульном листе должны быть указаны:

- название учредителя, вуза, факультета, кафедры, где выполнялась работа (вверху, в центре);

- название темы (посередине, в центре);

- фамилия, имя, отчество, личная подпись обучающегося (полностью, ниже названия, справа), направление подготовки (с указанием кода), а для магистров – название магистерской программы;

- фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность и личная подпись научного руководителя;

- информация о допуске работы к защите с подписью заведующего
кафедрой;

- город, год написания работы (внизу, в центре).

Номер страницы на титульном листе не указывается.

Оглавление

На втором листе помещается оглавление, где указываются основные разделы работы и соответствующие им страницы. Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы, наименование приложений, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. В ГОСТе 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» указано, что наименования, которые включены в содержание, прописываются строчными буквами, начинаясь с прописной. Однако, ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе» не затрагивает этот вопрос, а по причине обладания им предпочтением над ГОСТ 2.105-95, автор решает сам, как прописывать наименования. Желательно (но не обязательно), чтобы оглавление помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме.

При условии создания в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft) электронной структуры документа оглавление автоматически генерируется в нужном месте с указанием страниц каждого структурного компонента. Это очень удобно, так как после коррекции текста изменить оглавление с указанием новых номеров страниц и новых пунктов можно автоматически. Обучающие уроки по созданию автоматического оглавления в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft) легко найти в Интернете.

Пример оформления оглавления приведен в прил.6.

Введение

Раздел «Введение» располагается непосредственно после оглавления (содержания) и должен включать следующие подразделы:

- краткое обоснование выбора темы;

- проблема исследования и его актуальность;

- теоретическая и/или практическая значимость работы, возможности и формы использования полученных результатов;

- методологические основания исследования (перечисление теорий, концепций, подходов, которые лежат в его основе, с указанием авторов);

- эмпирические основания работы (результаты эмпирических исследований, лежащие в основе работы);

- цель, объект, предмет и задачи исследования;

- гипотеза(ы) исследования;

- методы исследования и анализа данных;

- апробация (этот пункт может быть опущен).

Задача введения – сориентиро­вать читателя в том, для чего проводилась работа и на чем она основывалась. В этой части желательно кратко раскрыть содержательную структуру выпускной работы, т.е. прокомментировать обозначенные в оглавлении ее разделы. Объем этого раздела – 2–4 страницы.

Основная часть

Содержание основной части [Положение о ВКР ПГГПУ, 2013, с. 8–9] состоит из двух-трех разделов (глав) и зависит отхарактера работы. В основной части должно быть представлено:

- обзор современных исследований по данной или близкой по тематике проблеме с обязательным указанием источника;

- раскрыто содержание выполненного исследования;

- авторский анализ и обобщение имеющегося материала (данному пункту должно быть уделено основное внимание).

Содержаниеосновной части зависит от выбранной темы, цели, объекта, предмета исследования, использованного фактического материала. Например, в реферативных работах (например, в курсовых работах за 2-й курс) дается авторское изложение изученного материала; в экспериментальных − описание хода эксперимента и полученных результатов. Центральной задачей любого исследования является накопление собственных, новых в научном отношении, материалов, их обработка, обобщение, объяснение фактов с последующим формулированием выводов и предложений.

Разделы основной части ВКР называются главами. Каждая глава может иметь небольшое по объему введение, отражающее цель излагаемого материала, и заключение с развернутыми выводами, подводящее итоги описанного в ней теоретического или практического исследования. В свою очередь глава может состоять из меньших подразделов − параграфов, а параграфы − из
пунктов и т.д.

Самой мелкой единицей рубрикации текста является абзац, который, как правило, соответствует одной мысли. Он состоит из одного или нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, и выделяется абзацным
отступом.

Теоретическое исследование

Теоретическое исследование − одна из са­мых сложных форм исследовательской деятельности. Для более сложных работ, в особенности магистерских диссертаций, недостаточно простого аналитического обзора научной литературы. Качественно выполненная магистерская диссертация предполагает самостоятельное авторское теоретическое исследование. Основу теоретического исследова­ния составляет проблемный анализ, а итогом его является собственный подход к разрешению проблемы и его обоснование. В целом теоретическое исследование должно продуцировать новое знание, полученное логическим
путем.

Теоретическое исследование может представлять собой:

- теоретическую разработку какого-либо понятия из изучаемой области (например, понятия «эмоциональный интеллект» и его взаимосвязей с другими психологическими феноменами);

- обоснование нового взгляда на изучаемое явление или нового подхода к его исследованию (например, проблема места когнитивных проявлений в структуре интегральной индивидуальности);

- создание теоретической модели явления (например, отражающей структуру психологического пространства и времени индивидуальности, структуру коммуникативной активности и др.);

- создание новой классификации явлений;

- классификацию методов исследования по теме;

- разработку и обоснование структурной модели, лежащей в основе какой-либо диагностической методики (например, структуры диагностики психологического здоровья старшеклассников);

- разработку и обоснование принципов коррекционной, развивающей или обу­чающей программы.

Теоретическое исследование начинается с постановки пробле­мы. Часто такое исследование предваряется литературным обзором, в конце кото­рого уже обозначены основные проблемы, далее выбирается одна из них. Что может служить индикатором существования проблемы:

- существуют «белые пятна» − неизученные или мало изученные вопросы;

- имеют место противоречивые концепции, рассогласования в понимании яв­ления, противоречивые эмпирические данные;

- существуют методологические сложности при изучении явления;

- отсутствует необходимый инструментарий;

- исследования не имеют практического выхода.

Далее следует разработка нового способа решения проблемы и его обос­нование. Это описание занимает большую часть теоретической главы работы.

Теоретическое исследование должно претендовать на новизну. Поэтому важно, чтобы в его основе лежала «сильная» идея. Признаки «хорошей идеи проявляются в том, что она [Мельникова, 2009]:

1)углубляет, расширяет теоретические знания;

2) дает более простое объяснение известному явлению;

3) позволяет построить теоретическую модель явления;

4) дает ключ к разрешению какого-нибудь противоречия;

5) позволяет создать «красивую» практическую технологию;

6) открывает возможности для дальнейших исследований.

Целью эмпирической части, сопровождающей теоретическое исследование, может быть доказательство собственной концепции, апробирование разработан­ной модели или сбор эмпирической информации в соответствии с новым подходом.

Обоснование выбранного направления работы должно показывать его преимущества по сравнению с другими возможными решениями проблемы. Необходимо дать оценку принятому направлению исследования с точки зрения его эффективности как научной, так и практической. Обоснование цели ВКР и рабочей гипотезы должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре, с учетом конкретных условий проведения научно-исследовательской работы.

Обоснование выбранного направления (цели) работы не следует подменять обоснованием ее целесообразности (необходимости) самой работы.

Вариант 1. Эмпирические исследования фундаментального характера

Фундаментальное исследование направлено на разработку наиболее общих на­учных закономерностей, характеризующих психологические явления.

Например, если мы исследуем ошибки социального восприятия, то фундамен­тальное исследование призвано определить, какие вообще существуют ошибки, и вы­явить механизмы их возникновения. (Для сравнения − в прикладном исследова­нии могут изучаться ошибки социального восприятия, характерные для какой-либо группы испытуемых, или же разрабатываться способы их коррекции в рам­ках той или иной профессиональной деятельности).

Поскольку в фундаментальном исследовании изучаются наиболее общие зако­номерности, его результаты не должны зависеть от особенностей выборки, с помощью которой проводилось эмпирическое исследование. Поэтому к фундамен­тальным исследованиям привлекаются большие по объему выборки, где «стерты» (т.е. усреднены) социально-демографические характеристики; или же несколько разнообразных выборок, что позволяет выделить наиболее общие закономерно­сти, независимые от специфики привлеченных к исследованию групп. Только та­кой подход предоставляет возможность широкого переноса результатов исследо­вания, позволяет говорить о закономерностях, которые характерны для всех.

Важно помнить, что в фундаментальном исследовании не изучаются особен­ности конкретных испытуемых или групп, а изучаются характеристики некото­рого психологического явления. Поэтому испытуемые здесь не могут служить объ­ектом исследования (они выступают лишь в качестве носителя психологических феноменов). Именно в фундаментальных исследованиях наиболее ясно и отчет­ливо проявляется описанная выше классическая позиция, когда объектом высту­пает некоторое явление, а предметом − его характеристики и свойства (см. примеры 1−6 в табл. 3).

Для фундаментальных исследований выборка испытуемых описывается от­дельно. Далее рассмотрим варианты, когда именно выборка испытуемых обозначается в качестве объекта исследования (см. примеры 7−11 втабл. 3). Это имеет место тогда, когда изучаются характеристики именно индивидов или групп или же спе­цифика проявления общих психологических закономерностей в этих группах.

Вариант 2. Прикладные исследования. Поскольку целью прикладного иссле­дования выступает изучение некоторых психологических параметров именно в конкретной социальной группе, на конкретном предприятии или в конкретной школе, объектом такого исследования могут быть члены этой группы, сотрудники пред­приятия, учащиеся школы и т.д. Например: «В качестве объекта исследования выступили сотрудники организации «N» в возрасте от 27 до 36 лет, из них 12 мужчин и 14 женщин». Предметом прикладного исследования высту­пают характеристики исследуемых групп или изучаемые автором работы психо­логические явления, протекающие в этих группах.

Полученные в прикладном исследовании результаты относятся только к изу­чаемой группе испытуемых и не могут быть применены к другой группе людей. В этом их важное отличие от фундаментальных исследований.

Вариант 3. Исследования особенностей представителей различных соци­ально-демографических групп. Выборка испытуемых обозначается в качестве объекта исследования также и в том случае, когда важно получить информацию относительно представителей определенных социально-демографических групп. Например, исследователя могут интересовать факторы, влияющие на удовлетво­ренность жизнью, характерные именно для пенсионеров, динамика адаптации пе­реселенцев только из стран Востока или мотивация студентов именно младших курсов.

Такие исследования могут носить как фундаментальный (когда исследуются закономерности, характерные для всех представителей исследуемой популяции; например, для всех пенсионеров), так и прикладной характер (для конкретной группы; например, пенсионеров, работавших в организации N). Однако, по­скольку интерес исследователя направлен прежде всего на социальную группу, ее представители и выступают в качестве объекта исследования. Например: «В качестве объекта исследования выступили представители пенсионного возраста (от 55 до 65 лет), в количестве 240 человек, из них 110 мужчин и 130 женщин»; или: «Объ­ектом исследования выступили 50 воспитанников интернатов от 7 до 10 лет: 25 мальчиков и 25 девочек».

Важно, чтобы к исследованию была привлечена репрезентативная выборка, от­ражающая особенности всей популяции (пенсионеров, студентов младших курсов и др.). Также следует помнить, что здесь возможности распространения получен­ных результатов ограничиваются группами, имеющими идентичные социально-демографические характеристики.

Вариант 4. Исследования групповых феноменов. В качестве предмета соци­ально-психологических исследований часто выступают некоторые надындивидуальные образования, которые проявляются только в группе (например, явления групповой динамики). В этом случае носителями изучаемого феномена выступа­ют не отдельные испытуемые, а группы как целостные социально-психологические образования. Поэтому в таких исследованиях используют не вы­борку испытуемых, а выборку групп.

Выборка групп может служить объектом исследования, если изучаются имен­но особенности некоторых типов групп, например, терапевтических групп или спортивных команд. Тогда мы говорим, что, например: «Объектом исследования послужили 5 групп личностного роста, в составе каждой из которых насчитыва­лось от 9 до 12 человек».

Существует и вариант, когда изучаются непосредственно групповые явления, независимо от типа групп; например, общие принципы возникновения лидерства в группе. Тогда в качестве объекта обозначается именно изучаемый феномен (в данном случае − групповое лидерство), а выборка описывается
от­дельно.

Еще один вариант исследования, со своим соотношением предмета и объекта, возникает в том случае, когда в поле зрения исследователя попадают продукты деятельности человека.

Вариант 5. Исследования, основанные на изучении продуктов деятельно­сти. О многих психологических феноменах могут сказать продукты человеческой деятельности. Это могут быть сказки, письма, произведения искусства, газетные статьи, телепередачи, рекламные продукты и т.д. Они могут служить объектом исследования, если непосредственно изучается заложенное в них психологическое содержание. Например, исследователя может заинтересовать архетипическое со­держание сказок или способы психологического воздействия, содержащиеся в рекламе (см. примеры 12−13 в табл. 3). Часто к таким исследованиям формируется выборка продуктов деятельности. Тогда формулировка объекта исследования может быть примерно следующая: «Объектом исследования послужили 80 телевизионных рекламных роликов, де­монстрируемых каналом ТВЦ с 8:00 до 10:00 утра на протяжении 1 месяца (март 2015 г.)».

Однако если в исследовании изучаются, например, особенности восприятия рекламы потребителями, то исследование направлено уже на изуче­ние характеристик потребителей. Соответственно, объектом такого исследования будет являться выборка испытуемых, привлеченных к оценке роликов.

Вариант 6. Методические и практические разработки. Как правило, в таких работах объектом служит сама разработанная методика или программа, предметом − некоторые ее характеристики. Такими характеристиками, напри­мер, могут быть психометрические характеристики методики, возможности и ограничения ее применения, действенность используемых в коррекционной программе мето­дических средств и т.д. (см. примеры 14−16 табл. 1).

Для методических и практических разработок выборка испытуемых, на кото­рых проводилась проверка методики или пр

Наши рекомендации