Общая характеристика научного исследования
А.А. ВОЛОЧКОВ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
(курсовая, выпускная, магистерская)
Учебно-методическое пособие
Направления подготовки 37.03.01, 37.04.01 – «Психология»,
44.03.02, 44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование»
Пермь
ПГГПУ
УДК 159.9
ББК Ю 93
В 68
Р е ц е н з е н т :
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития Пермского государственного национального исследовательского университета Е.Ю. Жданова
В 68 | Волочков, А.А. Исследовательская работа студента (курсовая, выпускная, магистерская) [Текст]: учеб.-метод. пособие. Направления подготовки 37.03.01, 37.04.01 – «Психология», 44.03.02, 44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование» /А.А. Волочков; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2016. – 128 с. |
В учебно-методическом пособии в соответствии с имеющимися нормативными документами и традициями Пермской научной школы психологов приводятся материалы и требования к выполнению учебных исследовательских работ бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлениям подготовки 37.03.01, 37.04.01 «Психология» и 44.03.02, 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», даются рекомендации по их выполнению и подготовке к защите. Приводятся примеры разработки и оформления отдельных разделов исследовательских работ.
Издание адресовано студентам, магистрантам и преподавателям психологических факультетов высших учебных заведений.
УДК 159.9
ББК Ю 93
Печатается по решению учебно-методического совета ПГГПУ
и совета Института психологии ПГГПУ
© Волочков А.А., 2016
© ФГБОУ ВПО «Пермский государственный
гуманитарно-педагогический университет», 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ - 5 -
1. Научная деятельность и исследовательская работа студентов................................................................................................ - 7 -
1.1. Общая характеристика научного исследования.................................. - 7 -
1.2. Исследовательская работа студентов: особенности, задачи и виды - 10 -
1.3. Краткие требования к содержанию и структуре курсовых и выпускных работ - 13 -
2. Планирование исследовательской работы.... - 19 -
2.1. Выбор темы.......................................................................................... - 19 -
2.2. Календарный план работы................................................................... - 21 -
3. Структура и структурные компоненты исследовательской работы...................................................... - 23 -
3.1. Структура научно-исследовательской работы.................................. - 23 -
3.2. Содержание структурных компонентов исследовательской работы - 25 -
3.2.1. Титульный лист......................................................................... - 25 -
3.2.2. Оглавление............................................................................... - 25 -
3.2.3. Введение................................................................................... - 26 -
3.2.4. Основная часть.......................................................................... - 30 -
3.2.5. Глава 1. Теоретическая часть работы...................................... - 31 -
3.2.6. Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования - 48 -
3.2.7. Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.............. - 52 -
3.2.8. Выводы..................................................................................... - 58 -
3.2.9. Заключение............................................................................... - 61 -
3.2.10. Библиографический список.................................................... - 63 -
3.2.11 Приложения............................................................................. - 65 -
4. Оформление исследовательской работы......... - 66 -
4.1. Особенности научного текста.............................................................. - 66 -
4.1.1. Особенности научного стиля изложения................................ - 66 -
4.1.2 Правила использования сокращений....................................... - 69 -
4.2. Правила оформления текста исследовательской работы.................. - 69 -
4.2.1. Оформление текста работы..................................................... - 70 -
4.2.2. Оформление заголовков........................................................... - 71 -
4.2.3. Оформление ссылок на источники........................................... - 72 -
4.2.4. Оформление таблиц и рисунков............................................... - 74 -
5. Публикация результатов исследовательской работы - 85 -
6. Представление и защита исследовательской работы студента................................................................................................. - 88 -
6.1. Подготовка к защите........................................................................... - 88 -
6.2. Процедура защиты исследовательской работы................................. - 92 -
7. Экспертиза и оценивание исследовательских работ студентов.............................................................................................. - 93 -
7.1. Критерии оценки.................................................................................. - 93 -
7.2. Отзывы и рецензии на ВКР................................................................. - 97 -
7.3. Апелляции............................................................................................ - 99 -
8. Библиографический список.................................... - 102 -
9. Приложения......................................................................... - 107 -
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Образец заявления об утверждении темы выпускной квалификационной работы обучающегося............................................... - 107 -
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Области, объекты и виды профессиональной деятельности по ФГОС ВПО (уровень магистратуры) направлений подготовки 37.04.01 «Психология» и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование».................................... 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Профессиональные задачи в сфере научно-исследовательской деятельности по ФГОС ВПО (уровень магистратуры) направлений подготовки 37.04.01 «Психология» и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»....... 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Форма и структура календарного плана выполнения ВКР 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Примеры оформления титульных листов............. 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Оформление оглавления исследовательской работы 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Ресурсы Интернет для исследовательских работ по психологии......................................................................................................................... 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Пример формулировок цели, объекта, предмета, гипотез и задач исследования................................................................................................... 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Примеры библиографического описания научных источников для составления библиографического списка (по ГОСТ 7.1.−2003)............ 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Форма и содержание отзыва руководителя на выпускную квалификационную работу............................................................................. 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Образец оформления рецензии на выпускную работу 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Порядок проведения проверки выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций на наличие и объем заимствований, а также их размещение на официальном сайте ФГБОУ ВПО ПГГПУ........................... 123
ВВЕДЕНИЕ
Современный период развития общества характеризуется стремительными изменениями, которые затрагивают все сферы жизни. В материалах Болонского семинара (Словения, 2004 г., Берген, 2005 г., Челябинск, 2009 г. и др.) неизменно подчеркивается, что в этих условиях система высшего образования должна стать гибкой и ориентированной на развитие у студентов творческого мышления, исследовательских умений, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда.
Современный специалист не можетограничиватьсяполученной в вузе суммой фундаментальных и специальных знаний. Онобязан постоянно учиться, повышать квалификацию и быстро адаптироваться к переменам. Именно научно-исследовательская работаформирует научное мировоззрение студентов, способствует их личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать дальнейшуюпрофессиональную деятельность.
Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования. Кроме того, важность проблемы формирования исследовательских умений студентов подтверждает анализ большого числа профессиограмм специалистов разных направлений, в которые включены умения формулирования и решения проблем, системного анализа, абстрагирования, формализации и др. (Чупрова 2012, с. 380).
Со времени издания предыдущего учебно-методического пособия, подготовленного нами для студентов, ведущих исследования в рамках курсовых или выпускных квалификационных работ, прошло три года[1]. Но темп изменений в российском образовании столь высок, а изменений настолько много, что возникла острая потребность подготовить новое учебно-методическое пособие.
Еще одна причина, побудившая нас к его написанию, – стремление в одном пособии представить весь процесс подготовки студентами учебно-исследовательских работ – от курсовой работы бакалавра до выпускной квалификационной работы бакалавра и магистерской диссертации. На наш взгляд, такой подход дает возможность студенту представить весь процесс учебно-исследовательской работы за время обучения в вузе, демонстрирует движение по «лестнице компетенций», закрепляет учебно-познавательную мотивацию, лежащую в основе устойчивого интереса к научно-исследовательской
деятельности.
Наконец, в структуре, оформлении, информационных ресурсах и организации деятельности по подготовке и проведению исследовательских студенческих работ различного ранга (курсовых, выпускных, магистерских) много общего. Отражение этого единства облегчает организацию преддипломной практики и деятельность научного руководителя по сопровождению подготовки исследовательских работ студентов и магистрантов.
В настоящем пособии использованы ссылки на локальные нормативные акты ПГГПУ, регламентирующие процедуры подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ. Эти документы актуальны на момент подготовки пособия, но могут быть изменены при изменении законодательства об образовании. С действующими локальными нормативными актами и с их изменениями должны быть ознакомлены обучающиеся в установленном университетом порядке.
1. Научная деятельность
и исследовательская работа студентов
Бакалавриат
Библиографическийсписок.
Приложения (обязательные для прикладных исследований) содержат полный текст разработанной студентом развивающей, коррекционной или иной программы, авторской диагностической методики в соответствии с принятыми стандартами описания, а также (при необходимости) и тексты и бланки малоизвестных методик, таблицы и рисунки, не вошедшие в основной текст работы, реализованные или предлагаемые в плане рекомендаций программы коррекционных, развивающих и других занятий, памятки практическому психологу и т.п.
Магистратура
Планирование исследовательской работы
Вузами предусмотрены следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы или публикация ее результатов [ФГОС ВПО.Магистратура, 2010].
За исключением отчетов о научно-исследовательской работе, которые магистры ежегодно представляют кафедре, за которой они закреплены, все остальные виды и этапы работы характерны и для курсовых и для выпускных работ бакалавров.
Выбор темы
Исследовательскую работу студент начинает с выбора темы, ориентируясь на представленный деканатом список руководителей и примерныйперечень тем, предварительно разработанных и утвержденных на выпускающих кафедрах. При этом студентруководствуется, с одной стороны, своими научными интересами и склонностями, а с другой – возможностями и научными интересами предполагаемого руководителя.
Тематика исследовательских работ определяется кафедрами в соответствии с основной образовательной программой ФГОС ВПО. Полезно в этом плане ориентироваться на области и объекты профессиональной деятельности, обозначенные в соответствующих образовательных программах (см. прил. 2). Темы работ также согласуются с научным направлением кафедр, научными интересами преподавателей, научными интересами обучающихся, запросами работодателей[О порядке проведения ГИА …, 2016]. Магистерская диссертация может выполняться по заявке предприятия, организации, учреждения. При выборе темы студент консультируется с руководителем, но вправе предложить и свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования и практического применения.
Выпускники-бакалавры и магистранты, выбрав руководителя и тему работы, пишут на имя декана факультета соответствующее заявление (см. прил. 1). В отличие от курсовой работы, которая выполняется индивидуально, выпускная квалификационная работа бакалавра и магистра может выполняться группой обучающихся, в том числе осваивающих различные образовательные программы. В этом случае авторами работы пишется коллективное заявление [Положение о порядке проведения ГИА…,2015]. Если же студент в установленные деканатом сроки не определился с выбором, деканат или выпускающая кафедра имеют право назначить руководителя и определить тему работы [О порядке проведения ГИА…, 2016].
Кандидатура руководителя и тема учебной исследовательской работы студентаутверждаются в зависимости от ее ранга:курсовые работы – распоряжением по факультету; выпускные работы бакалавра и магистра – ученым советом факультета и закрепляются ректором (табл. 1).
Нормативные документы высшего профессионального образования поддерживают нарастающую самостоятельность студента в выборе и обосновании темы исследования от курсовой работы – к выпускной работе бакалавра и, в особенности, магистра. Поэтому, например, окончательная тема ВКР магистра после ее возможных корректировок определяется магистрантом по согласованию с научным руководителем в течение первого года обучения, но не позднее, чем за 6 месяцевдо даты начала государственной итоговой аттестации[Положение о ГИА…, 2016]. У студентов-бакалавров возможностей для таких «маневров» меньше.
Таблица 1
Этапы выбора, утверждения и закрепления
темы исследовательской работы студента
Этапы выбора темы работы | Сроки | Форма контроля |
1. Закрепление руководителя | КР: октябрь ВКР: ноябрь МД: сентябрь (заочники – 1 сессия) | КР: распоряжение по факультету. ВКР: ученый совет факультета по личному заявлению студента утверждает; приказ ректора закрепляет; утверждается советом факультета по согласованию с руководителем магистерской программы и деканом факультета |
2. Утверждение темы 3. Корректировка и окончательное утверждение темы ВКР магистранта | КР октябрь ВКР и МД: до 31 октября (заочники − 1 сессия) не позже чем за 6 мес. до даты ГИА – (на дневном отд. − декабрь) | КР: распоряжение по факультету. ВКР бакалавра: ученый совет факультета утверждает; приказ ректора закрепляет МД – первый год–утверждение на кафедре; МД − второй год− окончательное определение темы магистрантом и научным руководителем ученый совет факультета утверждает; приказ ректора закрепляет |
Возможно ли в процессе выполнения исследовательской работы сменить руководителя и тему исследования? При необходимости это возможно, а иногда – необходимо (например, переход научного руководителя на другую работу и т.п.). Вместе с тем в этих вопросах желательна стабильность. Если у студента и руководителя все же возникает необходимость коррекции темы работы, это делается по официальному заявлению на имя ректора с кратким обоснованием необходимых изменений.
2.2.Календарный план работы
Для организации работы над курсовой или выпускной исследовательской работой обучающийся должен разработать календарный план-график на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов. Планы студентов-бакалавров 2–3 курсов проверяются и хранятся у руководителей. Календарный план выполнения ВКР бакалавра после одобрения руководителем представляется на утверждение заведующему кафедрой.
Календарный план выполнения ВКР магистра подписывается руководителем работы и магистрантом и хранится в деканате соответствующего факультета. Форма календарного плана, общая для ВКР бакалавров и магистров, представлена в Приложении4.В Таблице 2 представлен вариант календарного планирования выполнения исследовательской работы студента, получающего психологическое образование (уровни бакалавра и магистра) с учетом опыта и традиций планирования в Институте психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет».
Таблица 2
Примерный календарный план исследовательской работы студента[2]
Пункты плана | Даты | Контроль и документация |
1.Планирование выполнения работы. | Ноябрь | Представление плана руководителю |
2. Поиск литературы, составление библиографического списка для аналитического обзора. 3. Составление развернутого структурного плана работы (оглавление). | Декабрь | Отчет о выполнении у руководителя Межсессионная аттестация |
4. Планирование эмпирического исследования. 5. Подбор и подготовка диагностического инструментария. 6. Сбор эмпирических данных | Ноябрь Декабрь | Отчет о выполнении у руководителя работы |
7. Черновой вариант аналитического обзора (глава 1) с предоставлением чернового варианта руководителю. 8. Сбор, обработка и анализ эмпирических данных. | Февраль− март | Отчет о выполнении у руководителя |
9. Формулировка основных выводов, практических рекомендаций и т.п. 10. Подготовка первого варианта ВКР и представление его руководителю | Апрель, Май За 4 недели | Научно-исследовательская; преддипломная практика межсессионная аттестация |
12. Корректировка текста работы с учетом замечаний руководителя. 13. Апробация работы на студенческой научной конференции и (или) предзащита 14. Для ВКР - проверка на объем заимствований и размещение текста ВКР в электронной библиотеке ПГГПУ 15. Завершение оформления и представление исследовательской работы руководителю. | Апрель – май За 3 недели | Допуск к защите курсовых работ Допуск к защите ВКР |
16. Публичная защита КР: 2 курс 3 курс Предварительная защита ВКР бакалавров и магистров Защита ВКР | Апрель − Май май не позднее 30.06 | Защита курсовой работы на открытых заседаниях комиссий, утвержденных деканатом факультета, либо в форме доклада на конференции; допуск к защите ВКР. Защиты ВКР бакалавров и магистров на открытых заседаниях ГЭК |
Титульный лист
Первым листомработы является титульный лист. Титульный лист оформляется в соответствии с примерами, приведенными в прил. 5.
На титульном листе должны быть указаны:
- название учредителя, вуза, факультета, кафедры, где выполнялась работа (вверху, в центре);
- название темы (посередине, в центре);
- фамилия, имя, отчество, личная подпись обучающегося (полностью, ниже названия, справа), направление подготовки (с указанием кода), а для магистров – название магистерской программы;
- фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность и личная подпись научного руководителя;
- информация о допуске работы к защите с подписью заведующего
кафедрой;
- город, год написания работы (внизу, в центре).
Номер страницы на титульном листе не указывается.
Оглавление
На втором листе помещается оглавление, где указываются основные разделы работы и соответствующие им страницы. Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы, наименование приложений, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. В ГОСТе 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» указано, что наименования, которые включены в содержание, прописываются строчными буквами, начинаясь с прописной. Однако, ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе» не затрагивает этот вопрос, а по причине обладания им предпочтением над ГОСТ 2.105-95, автор решает сам, как прописывать наименования. Желательно (но не обязательно), чтобы оглавление помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме.
При условии создания в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft) электронной структуры документа оглавление автоматически генерируется в нужном месте с указанием страниц каждого структурного компонента. Это очень удобно, так как после коррекции текста изменить оглавление с указанием новых номеров страниц и новых пунктов можно автоматически. Обучающие уроки по созданию автоматического оглавления в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft) легко найти в Интернете.
Пример оформления оглавления приведен в прил.6.
Введение
Раздел «Введение» располагается непосредственно после оглавления (содержания) и должен включать следующие подразделы:
- краткое обоснование выбора темы;
- проблема исследования и его актуальность;
- теоретическая и/или практическая значимость работы, возможности и формы использования полученных результатов;
- методологические основания исследования (перечисление теорий, концепций, подходов, которые лежат в его основе, с указанием авторов);
- эмпирические основания работы (результаты эмпирических исследований, лежащие в основе работы);
- цель, объект, предмет и задачи исследования;
- гипотеза(ы) исследования;
- методы исследования и анализа данных;
- апробация (этот пункт может быть опущен).
Задача введения – сориентировать читателя в том, для чего проводилась работа и на чем она основывалась. В этой части желательно кратко раскрыть содержательную структуру выпускной работы, т.е. прокомментировать обозначенные в оглавлении ее разделы. Объем этого раздела – 2–4 страницы.
Основная часть
Содержание основной части [Положение о ВКР ПГГПУ, 2013, с. 8–9] состоит из двух-трех разделов (глав) и зависит отхарактера работы. В основной части должно быть представлено:
- обзор современных исследований по данной или близкой по тематике проблеме с обязательным указанием источника;
- раскрыто содержание выполненного исследования;
- авторский анализ и обобщение имеющегося материала (данному пункту должно быть уделено основное внимание).
Содержаниеосновной части зависит от выбранной темы, цели, объекта, предмета исследования, использованного фактического материала. Например, в реферативных работах (например, в курсовых работах за 2-й курс) дается авторское изложение изученного материала; в экспериментальных − описание хода эксперимента и полученных результатов. Центральной задачей любого исследования является накопление собственных, новых в научном отношении, материалов, их обработка, обобщение, объяснение фактов с последующим формулированием выводов и предложений.
Разделы основной части ВКР называются главами. Каждая глава может иметь небольшое по объему введение, отражающее цель излагаемого материала, и заключение с развернутыми выводами, подводящее итоги описанного в ней теоретического или практического исследования. В свою очередь глава может состоять из меньших подразделов − параграфов, а параграфы − из
пунктов и т.д.
Самой мелкой единицей рубрикации текста является абзац, который, как правило, соответствует одной мысли. Он состоит из одного или нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, и выделяется абзацным
отступом.
Теоретическое исследование
Теоретическое исследование − одна из самых сложных форм исследовательской деятельности. Для более сложных работ, в особенности магистерских диссертаций, недостаточно простого аналитического обзора научной литературы. Качественно выполненная магистерская диссертация предполагает самостоятельное авторское теоретическое исследование. Основу теоретического исследования составляет проблемный анализ, а итогом его является собственный подход к разрешению проблемы и его обоснование. В целом теоретическое исследование должно продуцировать новое знание, полученное логическим
путем.
Теоретическое исследование может представлять собой:
- теоретическую разработку какого-либо понятия из изучаемой области (например, понятия «эмоциональный интеллект» и его взаимосвязей с другими психологическими феноменами);
- обоснование нового взгляда на изучаемое явление или нового подхода к его исследованию (например, проблема места когнитивных проявлений в структуре интегральной индивидуальности);
- создание теоретической модели явления (например, отражающей структуру психологического пространства и времени индивидуальности, структуру коммуникативной активности и др.);
- создание новой классификации явлений;
- классификацию методов исследования по теме;
- разработку и обоснование структурной модели, лежащей в основе какой-либо диагностической методики (например, структуры диагностики психологического здоровья старшеклассников);
- разработку и обоснование принципов коррекционной, развивающей или обучающей программы.
Теоретическое исследование начинается с постановки проблемы. Часто такое исследование предваряется литературным обзором, в конце которого уже обозначены основные проблемы, далее выбирается одна из них. Что может служить индикатором существования проблемы:
- существуют «белые пятна» − неизученные или мало изученные вопросы;
- имеют место противоречивые концепции, рассогласования в понимании явления, противоречивые эмпирические данные;
- существуют методологические сложности при изучении явления;
- отсутствует необходимый инструментарий;
- исследования не имеют практического выхода.
Далее следует разработка нового способа решения проблемы и его обоснование. Это описание занимает большую часть теоретической главы работы.
Теоретическое исследование должно претендовать на новизну. Поэтому важно, чтобы в его основе лежала «сильная» идея. Признаки «хорошей идеи проявляются в том, что она [Мельникова, 2009]:
1)углубляет, расширяет теоретические знания;
2) дает более простое объяснение известному явлению;
3) позволяет построить теоретическую модель явления;
4) дает ключ к разрешению какого-нибудь противоречия;
5) позволяет создать «красивую» практическую технологию;
6) открывает возможности для дальнейших исследований.
Целью эмпирической части, сопровождающей теоретическое исследование, может быть доказательство собственной концепции, апробирование разработанной модели или сбор эмпирической информации в соответствии с новым подходом.
Обоснование выбранного направления работы должно показывать его преимущества по сравнению с другими возможными решениями проблемы. Необходимо дать оценку принятому направлению исследования с точки зрения его эффективности как научной, так и практической. Обоснование цели ВКР и рабочей гипотезы должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре, с учетом конкретных условий проведения научно-исследовательской работы.
Обоснование выбранного направления (цели) работы не следует подменять обоснованием ее целесообразности (необходимости) самой работы.
Вариант 1. Эмпирические исследования фундаментального характера
Фундаментальное исследование направлено на разработку наиболее общих научных закономерностей, характеризующих психологические явления.
Например, если мы исследуем ошибки социального восприятия, то фундаментальное исследование призвано определить, какие вообще существуют ошибки, и выявить механизмы их возникновения. (Для сравнения − в прикладном исследовании могут изучаться ошибки социального восприятия, характерные для какой-либо группы испытуемых, или же разрабатываться способы их коррекции в рамках той или иной профессиональной деятельности).
Поскольку в фундаментальном исследовании изучаются наиболее общие закономерности, его результаты не должны зависеть от особенностей выборки, с помощью которой проводилось эмпирическое исследование. Поэтому к фундаментальным исследованиям привлекаются большие по объему выборки, где «стерты» (т.е. усреднены) социально-демографические характеристики; или же несколько разнообразных выборок, что позволяет выделить наиболее общие закономерности, независимые от специфики привлеченных к исследованию групп. Только такой подход предоставляет возможность широкого переноса результатов исследования, позволяет говорить о закономерностях, которые характерны для всех.
Важно помнить, что в фундаментальном исследовании не изучаются особенности конкретных испытуемых или групп, а изучаются характеристики некоторого психологического явления. Поэтому испытуемые здесь не могут служить объектом исследования (они выступают лишь в качестве носителя психологических феноменов). Именно в фундаментальных исследованиях наиболее ясно и отчетливо проявляется описанная выше классическая позиция, когда объектом выступает некоторое явление, а предметом − его характеристики и свойства (см. примеры 1−6 в табл. 3).
Для фундаментальных исследований выборка испытуемых описывается отдельно. Далее рассмотрим варианты, когда именно выборка испытуемых обозначается в качестве объекта исследования (см. примеры 7−11 втабл. 3). Это имеет место тогда, когда изучаются характеристики именно индивидов или групп или же специфика проявления общих психологических закономерностей в этих группах.
Вариант 2. Прикладные исследования. Поскольку целью прикладного исследования выступает изучение некоторых психологических параметров именно в конкретной социальной группе, на конкретном предприятии или в конкретной школе, объектом такого исследования могут быть члены этой группы, сотрудники предприятия, учащиеся школы и т.д. Например: «В качестве объекта исследования выступили сотрудники организации «N» в возрасте от 27 до 36 лет, из них 12 мужчин и 14 женщин». Предметом прикладного исследования выступают характеристики исследуемых групп или изучаемые автором работы психологические явления, протекающие в этих группах.
Полученные в прикладном исследовании результаты относятся только к изучаемой группе испытуемых и не могут быть применены к другой группе людей. В этом их важное отличие от фундаментальных исследований.
Вариант 3. Исследования особенностей представителей различных социально-демографических групп. Выборка испытуемых обозначается в качестве объекта исследования также и в том случае, когда важно получить информацию относительно представителей определенных социально-демографических групп. Например, исследователя могут интересовать факторы, влияющие на удовлетворенность жизнью, характерные именно для пенсионеров, динамика адаптации переселенцев только из стран Востока или мотивация студентов именно младших курсов.
Такие исследования могут носить как фундаментальный (когда исследуются закономерности, характерные для всех представителей исследуемой популяции; например, для всех пенсионеров), так и прикладной характер (для конкретной группы; например, пенсионеров, работавших в организации N). Однако, поскольку интерес исследователя направлен прежде всего на социальную группу, ее представители и выступают в качестве объекта исследования. Например: «В качестве объекта исследования выступили представители пенсионного возраста (от 55 до 65 лет), в количестве 240 человек, из них 110 мужчин и 130 женщин»; или: «Объектом исследования выступили 50 воспитанников интернатов от 7 до 10 лет: 25 мальчиков и 25 девочек».
Важно, чтобы к исследованию была привлечена репрезентативная выборка, отражающая особенности всей популяции (пенсионеров, студентов младших курсов и др.). Также следует помнить, что здесь возможности распространения полученных результатов ограничиваются группами, имеющими идентичные социально-демографические характеристики.
Вариант 4. Исследования групповых феноменов. В качестве предмета социально-психологических исследований часто выступают некоторые надындивидуальные образования, которые проявляются только в группе (например, явления групповой динамики). В этом случае носителями изучаемого феномена выступают не отдельные испытуемые, а группы как целостные социально-психологические образования. Поэтому в таких исследованиях используют не выборку испытуемых, а выборку групп.
Выборка групп может служить объектом исследования, если изучаются именно особенности некоторых типов групп, например, терапевтических групп или спортивных команд. Тогда мы говорим, что, например: «Объектом исследования послужили 5 групп личностного роста, в составе каждой из которых насчитывалось от 9 до 12 человек».
Существует и вариант, когда изучаются непосредственно групповые явления, независимо от типа групп; например, общие принципы возникновения лидерства в группе. Тогда в качестве объекта обозначается именно изучаемый феномен (в данном случае − групповое лидерство), а выборка описывается
отдельно.
Еще один вариант исследования, со своим соотношением предмета и объекта, возникает в том случае, когда в поле зрения исследователя попадают продукты деятельности человека.
Вариант 5. Исследования, основанные на изучении продуктов деятельности. О многих психологических феноменах могут сказать продукты человеческой деятельности. Это могут быть сказки, письма, произведения искусства, газетные статьи, телепередачи, рекламные продукты и т.д. Они могут служить объектом исследования, если непосредственно изучается заложенное в них психологическое содержание. Например, исследователя может заинтересовать архетипическое содержание сказок или способы психологического воздействия, содержащиеся в рекламе (см. примеры 12−13 в табл. 3). Часто к таким исследованиям формируется выборка продуктов деятельности. Тогда формулировка объекта исследования может быть примерно следующая: «Объектом исследования послужили 80 телевизионных рекламных роликов, демонстрируемых каналом ТВЦ с 8:00 до 10:00 утра на протяжении 1 месяца (март 2015 г.)».
Однако если в исследовании изучаются, например, особенности восприятия рекламы потребителями, то исследование направлено уже на изучение характеристик потребителей. Соответственно, объектом такого исследования будет являться выборка испытуемых, привлеченных к оценке роликов.
Вариант 6. Методические и практические разработки. Как правило, в таких работах объектом служит сама разработанная методика или программа, предметом − некоторые ее характеристики. Такими характеристиками, например, могут быть психометрические характеристики методики, возможности и ограничения ее применения, действенность используемых в коррекционной программе методических средств и т.д. (см. примеры 14−16 табл. 1).
Для методических и практических разработок выборка испытуемых, на которых проводилась проверка методики или пр