Лекция 7. Социальные проблемы и их систематизация
1. Типы социальных проблем.
2. Построение «дерева социальных проблем».
Как уже отмечалось ранее, наиболее распространенная интерпретация понятия «социальная проблема» – это разрыв между действительным и желательным, создающий своеобразное поле неопределенности. Любое социологическое исследование, прогностическое в частности, – это прежде всего научное исследование социальных проблем, которым подчинен выбор соответствующих предметов исследования.
Характерные особенности социальных проблем следующие:
1) решение проблемы одного уровня вызывает появление более сложных проблем более высокого уровня;
2) связь с конкретно-исторической обстановкой данного общества на данном этапе его развития;
3) решение социальной проблемы обязательно связано с социальной целью (подразумевается сознательная целенаправленная деятельность людей).
Структурные компоненты механизма генезиса социальной проблемы таковы:
1) социально-экономическая обстановка, существовавшая, когда социальные проблемы были существенно иными;
2) социальные институты, созданные в реальных условиях для решения проблем;
3) возникновение новой социально-экономической обстановки (по мере решения проблем);
4) растущая неадекватность старых институтов новой обстановке (назревание проблемы);
5) осознание необходимости создания новых институтов для решения новых, назревающих проблем (путей решения проблемы).
Наиболее важны для проведения поискового прогностического исследования следующие группы проблем (таблица):
– глобальные, региональные и локальные. Их интерпретация в поисковом прогнозе зависит от того, какой пространственный масштаб исследуется. Если рассматриваются общемировые социальные проблемы, глобальным будет именно общемировой уровень, т.е. проблемы, актуальные для всего человечества в целом. Региональным здесь будет крупный социально-экономический регион мира (Латинская Америка, напр.) или достаточно крупное государство (с соответствующими оговорками в каждом конкретном случае). Локальное же будет относиться к отдельному государству, отдельному району крупных государств (тоже с оговорками).
Типы социальных проблем
Критерий выделения проблемы | Тип проблемы |
Объект исследования | Социально-культурные, социально-образовательные, социально-этнические, социально-правовые, социально-политические и т.п. |
Масштабный фактор (пространственный признак) и т.п. | Глобальные, региональные, локальные и т.п. |
Отношение к социальным ценностям общества (признак рациональности) | Проблемы и псевдопроблемы |
Фактор длительности (временной признак) | Текущие и перспективные |
Степень настоятельности (признак интенсивности) | Первостепенные и второстепенные |
Время возникновения | Традиционные и новые |
Характер проявления (мотивационный признак) | Непосредственные и опосредованные другими проблемами |
Отношение к социальному окружению (референтный признак) | Самодовлеющие и привходящие |
Степень сложности (структурный признак) | Простые (элементарные) и сложные |
Ценностная ориентация | Более высокие и более низкие |
Роль в системе проблем | Ключевые и производные разных порядков |
Характер проявления порядков | Неслучайные (циклические) и случайные (спорадические) |
При анализе проблем, характерных для отдельных мировых социальных систем, понятие «глобальное» относится к ним, а понятия «региональное» и «локальное» опускаются на уровень ниже, до масштабов отдельных государств и их отдельных районов.
Если же исследуются социальные проблемы какой-либо отдельной страны, понятие «глобальное» относится к ней в целом, понятие «региональное» более четко соотносится с тем или иным районом страны, а понятие «локальное» – с отдельными населенными пунктами.
– традиционные и новые. Традиционные – те, которые в том или ином виде сохранились со времени предшествующей социально-экономической обстановки и требуют дополнительных усилий для своего разрешения. Новые – возникшие при сложившейся новой социально-экономической обстановке; по ним еще не предпринималось попыток разрешения; они, как правило, требуют эвристического, принципиально нового подхода к разрешению.
– текущие и перспективные (наиболее важные для поискового социального прогнозирования). В широком плане текущие проблемы – те, которые успешно разрешаются в настоящее время или имеют тенденцию к скорой самоликвидации, перспективные – разрешение которых предполагает более или менее длительные дополнительные усилия в будущем. В более узком и строгом смысле перспективными считаются те проблемы, которые имеют тенденцию к назреванию в долгосрочной перспективе порядка нескольких ближайших десятилетий и требуют качественно нового подхода к своему разрешению, тогда все прочие относят к разряду текущих.
Однако следует иметь в виду, что попытки составления перечней социальных проблем, какими они предстают перед исследователями, дают мало конструктивного в плане их анализа, диагноза и прогноза, пока не выделен основополагающий критерий систематизации, сведения проблем в определенную систему. Только после этого появляется возможность выявления особенностей процесса назревания перспективной социальной проблемы (или ее разрешения, если таковое уже наметилось, и проблема, таким образом, носит преходящий, текущий характер). Методология системного подхода требует рассмотрения каждой проблемы в контексте системы – определенного проблемного состояния, более того, в рамках метасистемы – комплекса подобных состояний, который именуется проблемной ситуацией.
Собственно процедура построения поисковой прогностической модели состоит из изучения и затем формализации качественно-количественных оценок перспектив развития проблемной ситуации. Основные характеристики развития этого социального явления таковы:
– проблема как особого вида противоречие, разрыв между действительным и желательным;
– проблемное состояние, при котором объективно существует и субъективно осознается человеком, социальной группой или обществом в целом необходимость существенных изменений, чтобы по возможности сблизить желательное и действительное состояния;
– проблемная ситуация как совокупность проблемных состояний, такое положение вещей в какой-либо области в целом, при котором указанная необходимость выступает как внешний императивный комплекс для личности, группы или общества, как социальное явление. При этом следует иметь в виду, что проблема и проблемное состояние могут и не носить социального характера.
Если проблема или проблемная ситуация объективно существует, но субъективно не осознается людьми, она практически не является актуальной (хотя в теории объективно ее актуальность может быть достаточно высокой). Если же ситуация представляется людям проблемной, а объективно таковой не является, то это псевдопроблемная ситуация.
Исходный момент в этой цепи – обычная нормальная ситуация, при которой разрыв между действительным и желательным несущественен и носит по преимуществу количественный характер. Только такая ситуация может являться нормальной, так как отсутствие разрыва между действительным и желательным влечет за собой исчезновение стимулов не только развития, но и просто существования, и вызывает катастрофу (распад, деградацию личности, группы, общества, не способных нормально существовать).
Когда разрыв между действительным и желательным становится чрезмерным, не совместимым с нормальным функционированием социального объекта, возникает проблемная ситуация. Процесс перехода от нормальной ситуации к проблемной обычно развивается постепенно, и это развитие называется назреванием проблемной ситуации. Если происходит своевременное вмешательство сферы социального управления, то процесс назревания прерывается и ситуация возвращается, точнее превращается вновь в нормальную, но обычно уже на более высоком уровне функционирования, благодаря чему и происходит развитие личности, общества.
Если же сфера управления бездействует или запаздывает с реакцией, то проблемная ситуация оказывается полностью назревшей, сформировавшейся, и возникает необходимость существенных изменений под страхом приостановки нормального функционирования и тем более развития социального объекта. В этом случае вмешательство со стороны сферы управления крайне необходимо для составления более или менее отчетливого представления о генезисе и структуре, тенденциях и перспективах развития, путях решения этих проблем как определенной системы. Опыт социологических исследований показывает, что осмыслить и использовать какой-либо дискретный набор практически реально только тогда, когда анализу подлежит не более чем несколько десятков структурных единиц. Чтобы привести в такое состояние тысячи реально существующих проблем, их агрегируют в блоки как можно более общего характера. Чтобы минимизировать при этом опасность потери репрезентативности изучаемого круга проблем, сделав набор блоков в каких-то отношениях односторонним, необходима упорядоченная совокупность концепций, определяющая характер и направление анализа, диагноза и прогноза изучаемого объекта, принцип сведения проблем в определенную систему. Без этого не только невозможно критически оценивать конструируемые системы социальных показателей или проблем (степень объективности или субъективности их построения), но даже сопоставлять такие системы.