Лекция 7. Социальные конфликты

Понятие конфликта:

- конфликт – проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон

- социальный конфликт – борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют соперников (Л. Козер)

Под объектом подразумевают конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или использованию которой стремятся обе стороны конфликта.

Под предметом конфликта понимается объективно существующая или мыслимая проблема, служащая причиной раздора между сторонами.

Типология конфликтов:

- По проблемно – деятельностному признаку (управленческие, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие)

- По времени протекания конфликта (острые и хронические, быстротекущие, длительные, вялотекущие)

- По содержанию конфликта (содержательные, проблемные)

- По тенденции к преобразованиям и возможностям разрешения конфликта (конструктивные и деструктивные, неконструктивные)

- По степени остроты противоречий (недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда, война)

- По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные

- Типология по зонам разногласий: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, конфликт с внешней средой

Конструктивные функции конфликта:

- на общем уровне: информационная, снятие социальной напряженности, интегративная функция, функция объединения и т.д.

Деструктивные функции конфликта:

- на общем уровне: дестабилизация и дезорганизация общества, замедление темпов экономического и социального развития

- на личностном уровне: негативное воздействие на социально – психологический климат в группе, вызывает чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентаций

Стадии конфликта:

- предконфликтная стадия: это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы (материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника – информация, власть, связи, престиж)

- непосредственно конфликт: наличие инцидента, то есть социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта.

- разрешение конфликта: внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие.

Причины социальных конфликтов:

- наличие противоположных ориентаций

- идеологические причины

- причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства

- причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной культуры

Стратегия поведения в конфликте – ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

К. Томас выделяет типы поведения в конфликтной ситуации:

- соперничество как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому

- избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей

- компромисс: взвешенность, сбалансированность, осторожность

- приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого

- сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон

Разрешение конфликта:

- полное разрешение конфликта: если имеет место преобразование или устранение основы конфликта, то конфликт разрешается полностью

- неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.п.

Предпосылки разрешения конфликта:

- достаточная зрелость конфликта, выражающаяся в видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации ими своих противоположных интересов и позиций, в организации конфликтных групп и более или менее сложившихся способов противоборства

- потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить

- наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта: материальных, политических, культурологических

Процесс разрешения конфликта (этапы):

- подготовительный этап: диагностика конфликта

- второй этап: разработка стратегии разрешения конфликта

- третий этап: непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта – реализация комплекса методов и средств

Условия разрешения конфликта:

- наличие организационно – правового механизма разрешения конфликтов

- достаточно высокий уровень демократической культуры в обществе

- развитая социальная активность главных слоев населения

- наличие опыта конструктивного решения конфликтов, развитие коммуникативных связей

Методы разрешения конфликта:

- негативные методы

- позитивные методы

Наши рекомендации