Психология как наука: понятие, задачи.
Психология как наука: понятие, задачи.
Психология – наука, изучающая психику и психические явления. Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний — философии и естественных наук. Психология как наука относится к гуманитарным дисциплинам. При этом существуют две группы представлений о ней: житейские и научные.
Отличия житейских психологических знаний от научных.
1. Житейские знания конкретны, а научные стремятся к обобщению.
2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер, то есть в большинстве случаев приобретены случайным образом в результате попадания человека в конкретную ситуацию, столкновения с новыми условиями существования. Научное же знание основано на проверке его опытным (экспериментальным) путем, что позволяет говорить о достоверности полученных результатов.
3. Житейские знания передаются от человека к человеку и воспользоваться индивидуальным опытом конкретного лица часто может быть затруднительно. Научные же знания принадлежат обществу и доступны к освоению каждым человеком.
4. Накопленные в результате кропотливого труда многих людей на протяжении длительного времени научные знания более обширны и разнообразны, чем житейские, являющиеся результатом накопления опыта человека в течение его жизни.
Предметом изучения в психологии является психика и порождаемые ею психические явления. Под психикой понимается способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.
Частными задачами психологии являются:
1) изучение механизмов психических явлений и процессов;
2) анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;
3) содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.
Отрасли психологии
Отрасли:
- зоопсихология (Животных)
- детская психология (детей)
- социальная психология (взаимодействие людей)
- педагогическая психология (изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания)
Методы психологических исследований: понятие и классификация
Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и правильны. Все это справедливо и по отношению к психологии.
В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии. В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы:
1. Всеобщий метод научного исследования - диалектический. В этом пункте система методов психологии тождественна методологии и методам любого научного познания. Диалектический метод как основа всех других методов исследования имманентно присутствует в них.
2. Методы исследования, применяемые в психологии и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют общенаучными логическими методы познания.
3. Частные методы психологии, присущие только психологии.
Метод наблюдения
Метод беседы
Метод анкетирования
Метод тестирования
Проективный метод
Метод эксперимента
Метод наблюдения
В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения. Именно акты поведения, выделенные и зарегистрированные определенным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний человека. Важнейшим профессиональным качеством любого исследователя (и наблюдателя в том числе) является наблюдательность, т.е. способность подмечать существенные, характерные и малозаметные свойства предметов и явлений.
Свойства научного наблюдения.
1.Целенаправленность: четко определенная цель наблюдения.
2.Систематичность: когда и сколько времени будет отведено для проведения наблюдения.
3.Планомерность, т.е. есть программа наблюдений: каким образом будет проведено наблюдение, где, когда, при каких условиях.
4.Аналитичность: она предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление их психологической природы.
5.Регистрациярезультатов, т.е. их обязательное документирование.
6.Оперирование системой однозначных понятий: способствует сопоставимости возможных интерпретаций.
Виды научных наблюдений.
Включенное — стороннее (в зависимости от степени вовлечения исследователя в изучаемую среду).
Скрытое — открытое. При скрытом люди не знают, что являются наблюдаемыми. Открытое, когда люди знают о наблюдении, через некоторое время привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя естественно.
Внешнее — за поведением других людей; внутреннее — интроспекция (наблюдение за самим собой).
Однократное — периодическое — лонгитюдное (количество времени затраченного на наблюдение).
Сплошное — когда регистрируется поведение всех доступных объектов, выборочное — когда исследователя интересуют отдельные параметры поведения или типы реакций.
Констатирующее — сбор фактов, т.е. четкая и подробная регистрах наличия и характеристик значимых форм поведения; оценивающее — когда исследователь сравнивает факты по степени их выраженности, используя, например, шкалу рейтинга.
Свободное, поисковое — когда нет четких ограничений, на что надо обращать внимание. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил. Обычно применяется на ранних стадиях научной работы; структурированное, стандартизированное — когда все четко расписано: что наблюдать, каким образомпроизводить анализ данных. Здесь сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость получаемых результатов.
Этапы научного наблюдения.
1. Определение цели наблюдения.
2. Выбор объекта исследования.
3. Уточнение предмета исследования (какие именно стороны поведения раскрывают содержание исследуемых психических феноменов).
4. Планирование ситуаций наблюдения (в каких случаях и при каких условиях предмет исследования обнаруживает себя наиболее отчетливо).
5. Подбор способа наблюдения, наименее влияющего на объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации.
6. Установление продолжительности и числа наблюдений.
7. Выбор способов регистрации материала.
8. Прогнозирование возможных ошибок наблюдения и поиск возможностей их предотвращения.
9. Проведение сеанса предварительного, пробного наблюдения и уточнение всех его параметров.
10. Исправление программы наблюдения.
11. Этап проведения наблюдения.
12. Обработка и интерпретация полученной информации.
Метод беседы
Беседа (интервью) — исследовательский метод, предполагающий получение информации в процессе непосредственного речевого общения.
Основные требования к применению метода.
1. Общение должно проходить в доверительной обстановке.
2. Следует четко сформулировать цель беседы и в соответствии с этим оставить ее план.
3. Беседа должна включать в себя правильно разработанные и корректно сформулированные вопросы респонденту (интервьюируемому).
4. Необходимо четко фиксировать (документировать) процесс и результат беседы.
Достоинства метода беседы:
·возможность подстройки под индивидуальные особенности каждого обследуемого;
·возможность выявить и прояснить проблемы глубоко интимного характера (в случае гарантии конфиденциальности);
·способствует снятию межличностных барьеров;
·часто имеет психотерапевтический эффект.
Недостатки:
Один из наиболее субъективных методов научного познания; в нем очень велик риск получения недостоверного, преднамеренно или случайно искаженного сообщения из-за:
податливости собеседника реальному или воображаемому давлению опрашивающего; склонности испытуемого к выражению социально одобряемых мнений; неотчетливого осознанияиспытуемым собственных мнений, позиций, отношений; незнания опрашиваемым каких-либо фактов или ложной информированности; антипатии к исследователю; сомнений в конфиденциальности; по причине сознательного обмана, либо умолчания; в связи с ошибками памяти; недостаточной квалификации интервьюера.
Основные виды интервью классифицируются:
1. По цели организации: исследовательское; диагностическое; клиническое – психотерапевтическая беседа.
2. По форме общения:
·Свободное – когда исследователь имеет возможность самостоятельно изменять направленность и структуру вопросов.
·Стандартизированное – проведение опроса по четко разработанной схеме, одинаковой для всех респондентов. Не разрешается менять формулировки, порядок вопросов, задавать новые вопросы.
·Полустандартизированное – когда используются два вида вопросов: обязательные (основные), задаваемые каждому опрашиваемому и уточняющие («подвопросы», дополнительные), которые применяются в зависимости от ответов испытуемого на основные вопросы.
Этапы организации беседы.
Различают три основных этапа: подготовительный, коммуникативный и аналитический.
1.Подготовительный этап включает:
·определение предмета и объекта опроса, постановку исследовательской задачи, выбор той или иной разновидности интервью.
·сбор формальных данных об обследуемом: возраст, пол, образование /класс, курс/, профиль учебного заведения, отношение учащегося к процессу обучения, индивидуальные особенности. Они должны быть получены до проведения основной беседы, т.к. они могут существенно повлиять на содержание вопросов и направление беседы;
·проектирование инструментария беседы: составление плана, формулирование вопросов, подготовка технических средств регистрации и обработки данных.
2.Коммуникативный этап.
Это собственно исследование методом беседы. Успех здесь во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сможет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Однако создание доброжелательной атмосферы вовсе не предполагает установления панибратских отношений с респондентом, способным затруднить дальнейшее управление диалогом. Нежелание ответить на вопрос должно восприниматься с уважением, что, однако, не предполагает вернуться к нему в дальнейшем в измененной формулировке. Нецелесообразно резко обрывать монолог респондента, пытаясь перейти к следующему вопросу или демонстрировать равнодушие. Сохранение взаимного доверия ценнее экономии времени. Весь процесс беседы целесообразно фиксировать (конспектировать, стенографировать, записывать при помощи любого технического средства). Причем фиксация разговора должна производиться аккуратно, не привлекая внимания обследуемого и с предварительного его согласия на запись беседы.
3. Аналитический этап.
Анализ беседы обычно состоит из двух частей: Сначала отмечают общие характеристики испытуемого, его психологический статус на момент исследования: особенности контакта с исследователем, его заинтересованность в исследовании, эмоциональное состояние в данный момент, работоспособность, скорость переключения с одной темы на другую, темп работы, характеристики речи — оживленность, последовательность, обстоятельность и пр. Далее следует анализ информации, полученной исследователем, который строится по определенной схеме, выбранной им же по собственному усмотрению: по порядку поступления информации, от простых проявлений к сложным или, наоборот, от причин к поведенческим проявлениям или в обратном порядке.
4.Подведение итогов
Метод опроса
Анкетирование – это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.
Достоинства метода анкетирования:
Высокая оперативность получения информации, возможность массовых обследований, сравнительно малая трудоемкость, отсутствие влияния личности исследователя на респондента.
Недостатки метода анкетирования:
Не всегда достаточная достоверность полученных данных, не гибкость из-за жесткой, формализованной процедуры.
Структура анкеты. Анкета состоит из трех частей:
1. Вводная часть. Здесь помещается обращение к опрашиваемому, указываются цели и задачи исследования, важность роли респондента для решения этих задач, гарантии анонимности анкеты, описание техники ее заполнения и выражение благодарности (авансом) за сотрудничество. Главная функция этой части – возбудить желание отвечать на вопросы.
2. Основная часть. Главная функция – получение нужной исследователю информации. Первые вопросы обычно составляют максимально легкими и интересными. После контактных вопросов идут основные, отвечающие цели исследования. Простые вопросы постепенно усложняются и подготавливают респондента к наиболее сложным ответам. На последнее место ставятся заключительные вопросы. Их главная цель – снять напряжение, дать почувствовать, что сделана большая, важная работа.
3. Формальные характеристики испытуемого (ФИО, пол, возраст, соц.статус и т.д.)
Составление анкеты.
Конструирование любого опросника начинается с определения характера, информации, которую планируется получить в исследовании. После формулирования темы исследования необходимо определить исследуемые (программные, «цeлевые» т.е. наиболее значимые) вопросы. В программных вопросах выражена задача исследования. Следующий шаг – перевод программных вопросов в анкетные, содержащие тексты вопросов в том виде, в каком они предлагаются респондентам. Причем одному программному вопросу может соответствовать от одного до нескольких десятков анкетных. Анкетные вопросы раскрывают в доступном для респондентов виде сложный, научно сформулированный программный вопрос.
Виды анкетных вопросов.
·Закрытый вопрос, содержащий полный набор возможных ответов.
·Полузакрытый вопрос, кроме перечня ответов содержит графу «другие ответы» и несколько пустых строк.
·Открытый вопрос, когда ответ формулирует сам респондент.
Этапы анкетирования.
1. Анализ темы и выделение программных вопросов.
2. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов.
3. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов.
4. Уточнение формулировок, инструкций и содержания вопросов.
5. Анкетирование.
6. Обобщение и интерпретация результатов.
Метод тестирования
Тестирование – стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности у индивида психических свойств или состояний при выполнении различных практических заданий. Термин происходит от английского слова test – испытание, исследование.
Основные требования предъявляемые к тестам.
1. Единообразие интерпретации – определяется системой теоретических допущений (возрастные, групповые нормы, их относительность; стандартные показатели и др.), относительно предмета тестирования.
2. Надежность (устойчивость) –позволяет судить, насколько можно, доверять данным тестирования. Количественным выражением надежности служит коэффициент надежности.
3. Валидность (от англ. «пригодный», «имеющий силу») – комплексная характеристика теста, указывающая на обоснованность его применения. Это понятие говорит нам о том, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.
4. Экономичность – целесообразность применения теста, определяемая соотношением затрат на тестирование и пользы от него.
Достоинства: Тестовые методики можно применять к людям разного возраста, принадлежащим к разным культурам, имеющим различный уровень образования и неодинаковый жизненный опыт.
Недостатки:Испытуемый может сознательно повлиять на получаемые в процессе тестирования результаты, особенно если он заранее знает как устроен тест или каким образом (по каким параметрам) будет производиться оценка результатов.
Виды экспериментов
В зависимости от способа проведения испытуемых:
·Лабораторный эксперимент.Разновидность эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях. Необходим для того, чтобы обеспечить взаимодействие исследуемых явлений только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора.
·Полевой, или естественный эксперимент. Вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого. При этомвмешательство экспериментатора сведено к минимуму.
·Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.В данном виде эксперимента активное воздействие на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту. В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества.
Достоинства:
-Высокая точность за счет возможности многократных повторений
-Возможность использования различных технических средств и аппаратуры
-Осуществление максимального контроля
-Возможность активно управлять процессом (для экспериментатора)
Недостатки:
-Условия деятельности испытуемых сильно отличатся от реальных
-Возникновение искажающих эффектов
Психика: стадии развития
Психика как способность к отражению. Психика представляет собой системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Благодаря способности к отражению объективной действительности становится возможным регуляция взаимодействия организма с внешней средой.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
·оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
·сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
·психическое отражение углубляется и совершенствуется;
·обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
·преломляется через индивидуальность человека;
·носит опережающий характер.
В процессе своего эволюционного развития психика прошла следующие стадии:
1. Стадия элементарной сенсорной психики.
·Раздражимость. Со стороны организма возможны четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Обладают данным уровнем развития психики многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
·Чувствительность. Наличие ощущений. Проявляется способность к формированию элементарных условных рефлексов. Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. Обладают данным уровнем развития психики, например черви, моллюски, улитки.
2. Стадия перцептивной психики.
Характеризуется отражением внешней действительности в форме образов предметов.
·Активность.Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение. Обладают данным уровнем развития психики, например рыбы, насекомые.
·Поведение. Элементарные формы мышления (решение задач). Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. Обладают данным уровнем развития психики, например птицы.
·Деятельность. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы.
·Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний умений и навыков. Обладают данным уровнем развития психики, например собаки, дельфины.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека – высший уровень психического отражения.
Свойства ощущений
•качество (характеризует модальность – соответствие определенному анализатору);
Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду их модальность. Благодаря зрению мы видим объекты окружающего мира, обонянию – ощущаем запахи и т.п.
· интенсивность (влияет сила стимула-раздражителя и функциональное состояние рецептора);
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора. Например, молодые люди более чувствительны к зубной боли, чем пожилые.
· длительность (временная характеристика ощущений; самые краткие – обонятельные, а длительные – болевые ощущения).
Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но и временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Количественную характеристику ощущений дает такое понятие, как чувствительность. Различают два вида чувствительности: абсолютная чувствительность и относительная чувствительность.
Под абсолютной чувствительностью подразумеваются способность ощущать даже самые слабые раздражители, а под относительной чувствительностью – способность ощущать различия между раздражителями.
Пороги ощущений
Мы не способны ощущать все раздражители, а только те, которые находятся в определенном диапазоне – в границах ощущений (пороги)
Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают осознаваемых ощущений. Выделяют нижний и верхний порог ощущений.
Нижний абсолютный П. о. — величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение данного качества. Верхний абсолютный П. о. — величина раздражителя, при которой ощущение данного качества не возникает или качественно изменяется (например, мощный поток лучей света вызывает у человека не световое, а болевое ощущение).
Раздражители, сила которых находится ниже нижнего порога ощущение не вызывают, а раздражители сила которых превышает верхний порог в большинстве своем вызывают болевые ощущения или разрушение анализатора.
Свойства восприятия
К основным свойствам восприятия от носятся следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия.
Целостность восприятия . В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
Структурность восприятия . Свойство заключается в том, что мы воспринимаем не просто предметы, а их обобщенную структуру. Например, возможно угадать мелодию уже по первым прозвучавшим аккордам.
Константность восприятия . Данное свойство характеризует постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Константность, проявляется в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия и мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Апперцепция. Отражает зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия.
Осмысленность восприятия. Отражает связь восприятия с мышлением. Человек сознательно воспринимает предмет – это значит, что он может мысленно отнести его к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Активность восприятия. В любой момент времени наше восприятие направлено на предмет или группу предметов, которые для нас ясны и отчетливы. Все остальные предметы находятся вне поля нашего внимания.
Избирательностьзависит от интересов, потребностей, целей
Закономерности восприятия
При восприятии простых предметов действуют следующие закономерности.
1. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.
2. Похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.
3. Элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.
4. Элементы зрительного поля стремятся создавать целостные, замкнутые изображения.
Восприятие более сложных, осмысленных изображений происходит с учетом прошлого опыта и мышления. В результате воспринимаемом изображении выделяются в наиболее существенные места. Так исследования, проведенные А.Л. Ярбусом, показали, что при внимательном изучении элементов картин, более всего останавливается взор на информативных предметах, т.е. движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. При рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу.
В процессе восприятия пространства отражаются такие свойства предмета, как величина, форма, положение. При этом появляются следующие закономерности.
1. Фигура и фон . При восприятии объектов в пространстве какие-то всегда являются фигурой (ясными, четкими, отчетливыми), а какие-то фоном (размытыми нечеткими, плохо структурированными).
2. Часть-целое . Если элементы целого хорошо известны, то даже будучи разрозненными, они воспринимаются как целое.
3. Закон перспективы . Чем дальше предмет, тем меньше он кажется. Отдаленные предметы воспринимаются как расплывчатые с округлыми, нечеткими контурами. У близких предметов контуры четки, углы заострены.
4. Контрастность . Небольшой предмет в окружении больших кажется еще меньше и наоборот.
Типы восприятия
Восприятие движения.Восприятие движения обусловлено как перемещением образов предметов на сетчатке глаза, так и движениями глаз.
Оценка скорости движения объектов зависит от расстояния до них. Чем дальше объект, тем меньшая скорость ему приписывается.
Восприятие времени. Зависит от биологических ритмов (скорость протекания физиологических процессов в организме, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания).
Выделяют восприятие временной длительности и временной последовательности.
Временная длительность зависит от характера и интенсивности деятельности, интереса, эмоционального отношения (негативные эмоции удлиняют временной период).
Временная последовательность определяется причинно-следственными связями (соответствует логике событий; если логика трудно наблюдается, то возникает ощущение сумбурности, трудно восстановить последовательность).
Восприятие времени может быть субъективно (внутренние часы) и объективно-условно (регламентация времени, принятая в обществе).
Внимание: понятие и виды
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Выделяют следующие функции внимания:
· Активизация необходимых и торможение ненужных процессов;
· Осуществление целенаправленного отбора информации;
· Контроль и регуляция деятельности.
Виды внимания.
· Природное (Дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.) и социально обусловленное – складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты, результат воспитания.
· Непосредственное (не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.) и опосредованное (регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов).
· Непроизвольное (возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов.Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных), произвольное (направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели), послепроизвольное (возникает в ситуации, когда необходимость в концентрации отпадает, но возникший интерес продолжает ее поддерживать).
· Чувственное (внимание направлено на эмоции переживания) и интеллектуальное (направлено на мысли, процесс рассуждения).
Свойства внимания
· Устойчивость. Характеризует продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия. На устойчивость влияют индивидуальные особенности нервной системы, функциональное состояние, психическое состояние, мотивация, внешние обстоятельства.
· Направленность. Придает избирательный характер психической деятельности.
· Концентрация. Сосредоточенность, углубленность в деятельность (распределение ресурсов психики на решение задач) Выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов. Противоположность – рассеянность
· Переключение. Это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания. Непроизвольное переключение часто свидетельствует об утомлении Распределение. Это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.
· Объем внимания. Это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 7+-2 объекта, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.
· Рассеянность внимания. Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно. Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.
Развитие внимания
По мнению Л.С. Выготского, основа формирования внимания – внешние стимулы и средства. Ребенок усваивает ряд искусственных стимулов и средств.
Присутствует двойной ряд стимулов:
1. Это сами окружающие предметы, которые приковывают своей яркостью.
2. Речь взрослого, выступающая первоначально как стимул-указание.
С овладением речью ребенок начинает управлять своим вниманием.
Этапы развития внимания:
1. Первые недели жизни – ориентировочный рефлекс.
2. Конец первого года – возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности.
3. Начало второго года – обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого; направление взора на указанный предмет.
4. 2-3 год жизни – хорошее развитие произвольного внимания по указанию.
5. 4,5-5 – способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6. 5-6 – элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогате