Социальная психология как наука. Предмет и задачи социальной психологии.

Социальная психология как наука. Предмет и задачи социальной психологии.

Соц псих-я как наука изучает особ-ти поведения чел среди др людей в различных жизненных ситуациях и в отдельных исторических контекстах.

Соц псих-ия – наука, изуч-ая закон-ости поведения и деят-ти людей, обусловленных их вкл-ем в соц группы, а также псих-е хар-ки самих этих групп. Наука, изуч-я псих-иеявл-я (св-ва, процессы и состояния), харак-иеиндив-ого и груп-го субъектов соцвзаим-ия.

Предметомявл-я исслед-ие закон-ей психи-говзаим-ия личностей и способов влияния на чел, коллектив… соц-псих-е хар-ки индивида как субъекта соцотнош-й, изучение закон-ей поведения и деят-и людей, обусл-х включ-м их в соц группы, а также псих-х хар-к самих этих групп.

Соц псих-я вкл-т в себя 3 осн-х раздела:

· Соцпсих-я групп;

· Соц псих-я общения;

· Соц-я псих-я личности.

Соцпсих-я, по мнению Б. Д. Парыгина, изучает:

· Соц-ю псих-ю личности;

· Соц-ю псих-ю общностей и общения;

· Соц-е отнош-я;

· формы духовной деятельности.

Задачи

1. Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.

2. Соц-псих-е хар-и соц групп как целостных образований.

3. Массовые психические явления.

4. Собственно психо-е мех-мы соц влияний на чел и его общности как участников соц жизни, субъектов соцвзаим-ия.

5. Выработка практ-х рекомендаций в плане совершенствования взаим-ия людей; усоверш-ниесоц псих-и как сис-мы З; иссл-ие проблем в б-х группах (классы, нации); иссл-ие проблем в м-х группах (межлич-е отн-я, лидерство); соц-псих-е проявления личности в коллективе.

Объект– личность в группе, межлич-е взаим-е, м-я группа, межгруп-е взаим-е, б-я группа.

2.

Становление и развитие социальной психологии.

Этапы становления социальной психологии:

а) Донаучный. На заре своего развития люди использовали ряд соц-психхявл-й и закон-ей. В разл-х сист-х др воззрений учит-сьмассовидныенастр-я, подверженность психи-му заражению. Из поколения в поколение перед-cь обряды, ритуалы, табу как регуляторы общес-х отнош-й.

б) Филос-й. В античности воп-ысоц-псих проблемрассм-л Аристотель, Платон; вноввр Руссо, Гегель, Гоббс, Локк, проис-т расщепление соц-псих-гозн-я на теор-е (концептуальное) и практ-е (прикладное).

в) Феноменологический. предшествует станов-ю соц псих-и как науки (сер XIX в). Собир-ся мат-л для науки. Ученые не пров-ли экспе-ов, не обраб-ли материал колич-но. Они собир-ли, сравн-ли и анал-ли этногр-ие, истор-ие, языковые мат-лы. Соц-псих-ие феномены выд-ся в самос-ый класс псих-ихявл-й (пов-ие толпы, подражание, колле-ый нар дух и т.д.).

1859г. – зарож-е эмпир-ой описат-ой соц псих-ии. Х. Штейнталь и М. Лацауруснач издавать журнал «Психология народов и языкознание» по этничпсих-и и языкознанию. Зарож-ся первые соц-псих-ие концепции.

1) Психология народов – сер. XIX в., Германия. Признано сущес-ниесверхиндив-ой души, подчи-ой сверхиндив-ой целостности - народу, нации.

2) Психология масс – II пол XIX в. Франция. Созд-и С. Сигеле, Г.Лебон. Противо-сь масса и элита общ-ва, где масса – любое скоп-е людей. Чел в массе обезлич-ся, он подвержен разн влияниям– масса хаотична, ей нужен вождь из элиты.

3) Теория инстинктов соц поведения – сер XIX в. Шотландия. СоздМакдугалл. Причсоцпов-ияявлврожд инстинкты. Всё, что происходит в сознании наход-ся в прямой зав-и от бессознательного. Внутр-е выражение инстинктов – эмоции. Связь м-у инстинктами и эмоциями систематична и определенна. Выделяется 6 пар

г) Научный.Нач в 20-е гг. XX в. Хар-сяприм-емэкспери-ого метода для изуч-я лич-и и гр-ы, техникой получения и колич-ой обр-ки данных. В. Мёде, Р. Олпорт, В.М. Бехтерева, перешли к сис-меэкспер-ого изуч-я соц-псих-х явл-й в гр-е ( 7-10 чел).В. Мёде выявил разницу в спос-ти выносить боль в одиночку и в группе. Р. Олпорт – испытуемые вып-ли зад-я в изоли-ой комнате и в общей. Результаты: суждения выше по качеству в изол-хусл-х, чем в группе. В.М. Бехтерев (совместно с М.В.Ланге и В.Н.Мясищевым)экспер-но установили: группа способствует: а) увеличению объема знаний, б) исправлению ошибок, в) смягчению отношения к проступку; группа позволяет выдержать более сильные раздражители; группа дает общие сдвиги в показателях.

Понятие конфликта, его структура, динамика. Стратегии поведения в конфликте.

Конфликт– это такое отношение м-у субъектами соц. взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).

Структура конфликта

1. Стороны (участника) конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

2. Предмет противостояния (конфликта) – это то, из-за чего возникает конфликт.

3. Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

4. Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

5. Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем заявляют участники конфликта друг другу в ходе конфликтного взаимодействия.

Понятие социализации личности. Содержание социализации.

Социализация – процесс и результат социального развития человека.

Социализация непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества.

Целенаправленные процессы воздействия на личность реализуются в воспитании и обучении. Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др. Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержаний. Внешний процесс – совокупность всех социальных воздействий на человека. Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности.

К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность. Детство как первичный период социализации по сравнению с предшествующими эпохами значительно увеличилось. Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.

Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии.

А В Петровский выделяет три стадии развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений (воспитывается родителями, воспитателями, учителями и т. д.). Человек обучается быть личностью.

На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Человек уже способен проявить себя как уникальная индивидуальность. Стадия проявления различий между людьми.

Интеграция предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом.

Пассивная позиция – когда индивид усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция – когда индивид воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; активно-пассивная позиция – когда он способен интегрировать субъект-объектные отношения.

Социальная психология как наука. Предмет и задачи социальной психологии.

Соц псих-я как наука изучает особ-ти поведения чел среди др людей в различных жизненных ситуациях и в отдельных исторических контекстах.

Соц псих-ия – наука, изуч-ая закон-ости поведения и деят-ти людей, обусловленных их вкл-ем в соц группы, а также псих-е хар-ки самих этих групп. Наука, изуч-я псих-иеявл-я (св-ва, процессы и состояния), харак-иеиндив-ого и груп-го субъектов соцвзаим-ия.

Предметомявл-я исслед-ие закон-ей психи-говзаим-ия личностей и способов влияния на чел, коллектив… соц-псих-е хар-ки индивида как субъекта соцотнош-й, изучение закон-ей поведения и деят-и людей, обусл-х включ-м их в соц группы, а также псих-х хар-к самих этих групп.

Соц псих-я вкл-т в себя 3 осн-х раздела:

· Соцпсих-я групп;

· Соц псих-я общения;

· Соц-я псих-я личности.

Соцпсих-я, по мнению Б. Д. Парыгина, изучает:

· Соц-ю псих-ю личности;

· Соц-ю псих-ю общностей и общения;

· Соц-е отнош-я;

· формы духовной деятельности.

Задачи

1. Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.

2. Соц-псих-е хар-и соц групп как целостных образований.

3. Массовые психические явления.

4. Собственно психо-е мех-мы соц влияний на чел и его общности как участников соц жизни, субъектов соцвзаим-ия.

5. Выработка практ-х рекомендаций в плане совершенствования взаим-ия людей; усоверш-ниесоц псих-и как сис-мы З; иссл-ие проблем в б-х группах (классы, нации); иссл-ие проблем в м-х группах (межлич-е отн-я, лидерство); соц-псих-е проявления личности в коллективе.

Объект– личность в группе, межлич-е взаим-е, м-я группа, межгруп-е взаим-е, б-я группа.

2.

Наши рекомендации