Овладение словарным составом речи.
В основе недоразвития словарного запаса лежит невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов и нечеткость (полная невозможность) восприятия безударных частей слова, каковыми в русском языке чаще всего являются окончания, суффиксы и приставки.
слабослышащий ребенок нередко способен более или менее отчетливо воспринимать на слух лишь ударную (чаще корневую0 часть слова, что приводит к усеченности, неотчетливости и недостаточной устойчивости слуховых его образов, которые не могут служить полноценной основой для формирования лексической стороны речи.
С трудом усваиваются слабослышащими названия признаков предметов. Особую сложность представляет усвоение слов с отвлеченным значением, служебных слов, которые нередко состоят из согласных звуков, поэтому они опускаются детьми. Ограниченность имеющегося словарного запаса приводит к неточности употребления слов, к расширению их значения. Р. М. Боскис отмечает следующие наиболее характерные группы смысловых замен слов:
1. употребление характерного признака вместо самого предмета (кассавместо магазин);
2. название другого предмета ситуативно связанного с данным («клей» вместо «кисточка»);
3. название общей ситуации вместо предмета («магазин» вместо «деньги»);
4. название предмета сходного по назначению («ложка» - «вилка»);
5. название предмета внешне сходного с данным («кисточка» вместо «метла»);
6. название действия, которое может быть связано с данным предметом («спать» вместо «кровать»);
7. использование перифраза для обозначения предмета («дверь закрывают» вместо «замок»).
Формирование грамматического строя речи.
У глухих детей наблюдаются большие трудности при усвоении грамматического строя языка – как в случае необходимости грамматически правильно оформить свои мысли, так и в случае понимания грамматических конструкций в речи окружающих людей.
На разных стадиях овладения речью характер ошибок различен. На ранних этапах глухие дети нередко не различают части речи и не всегда правильно ими пользуются, с трудом овладевают местоимениями и предлогами, неправильно используют суффиксы.
В процессе обучения количество грубых ошибок уменьшается, но сохраняются ошибки, связанные с познанием тонких различительных признаков системы языка (например, различение категорий рода, числа, одушевленности, правильное использование падежных форм). Наиболее простая форма сообщения о множестве предметов, которой пользуются глухие дети, - многократное повторение названия. Своеобразие грамматических изменений слов сглаживается по мере обучения их речи и развития мышления. По мере того как глухие дети учатся употреблять разные грамматические категории в системе языка, у них возникают иные условия отражения действительности, иные возможности обобщения и абстракции.
В среднем школьном возрасте продолжают сохраняться у глухих трудности установления грамматических связей между словами в предложении. Регулярный характер ошибок при грамматическом оформлении речи свидетельствует о том, что в одних случаях они обусловлены особенностями сенсорного опыта глухих, в других – своеобразием их наглядно-образного мышления, трудностями познания сложной структуры языка, для овладения которой нужен высокий уровень развития понятийного мышления.
Аграмматизмы речи.
Коровин К.Г. отмечает у этих детей смешение аффиксов при сохранной корневой части слова. Это объясняется не только семантическим, но и фонетическим сходством слов. А также наблюдаются следующие особенности речи: смешение приставок (машина наехала в гараж), опущение приставок (машина ехала в гараж), лишние приставки (машина назаехала в гараж).
Для слабослышащих детей характерны грубые искажения звуко-слоговой структуры слов, сто объясняется недифференцированностью восприятия на слух:
1. выпадение некоторых звуков, особенно при стечении согласных;
2. вставка лишних звуков или смешение их, повторение слогов.
Дети долгое время не овладевают фразовой речью. Их речь состоит из несвязанных между собой слов:
· неправильное согласование слов (красный платье);
· неправильное употребление падежных окончаний (слушал птицы);
· пропуск предлогов (ехал школу);
· употребление лишних предлогов (ушёл в куда-то).