Три насущных вопроса, пересмотр - 2
УР: Роберт, являются ли исследование и преданность или сдача Богу надежными практиками?
Р: Это одно и то же. Сдача Богу ведет к свободе. Она ведет к исследованию. Бхакта и атма-вичара – это одно и то же, разницы нет. Человек, который по-настоящему любит Бога и предан ему всем своим сердцем, придет к той же цели, что и человек, который практикует атма-вичару. Это одно и то же, разницы нет. Но истинная сдача означает, что вы действительно должны отдать все. У вас не должно быть собственных мыслей. У вас не должно быть собственного ума. У вас не должно быть собственных представлений: «Да будет воля Твоя, а не моя». Для большинства людей это тяжело. Если вы отбрасываете все свои мысли, это то же самое, что и самоисследование. Таким образом, полная сдача означает отказ от своего собственного чувства «я». Вы должны отбросить все свои мысли. Это одно и то же.
УД: Перед этим вы упомянули, что Бог – это нечто, чему нас учат, обыкновенно в детстве в нашей культуре, и в конечном счете, Бога нет, есть просто истинное Я, тогда кому можно сдаться?
Р: Себе, реальности. Вы сдаете свое эго.
УД: Такое впечатление, что, когда вы говорите о Боге, даже я отношусь к этому в своем сердце, как к чему-то очень желанному. Сейчас у меня есть конфликт с тем, как представить себе этого Бога, или же, пока он не станет персонифицированным, и когда известно, что, в конечном счете, Бога нет, тогда…
Р: Когда мы говорим здесь о Боге, имеется в виду истинное Я, или абсолютная реальность, или чистое осознавание. То есть, сдаться Богу, знать Бога, визуализировать Бога означает опустошить свой ум. Когда ваш ум пустой, Бог будет сиять в качестве вашего истинного Я. (УД: Когда вы говорите: «Да будет воля Твоя, а не моя», кого вы имеете в виду под «Твоя»?) Истинное Я, пустой ум. Истинное Я – это всегда «воля Твоя». Ваше чистое Я. (УД: Тогда сдача – это отпустить эго. Правильно?) Это о том, чтобы отпустить свои мысли, свои реакции. Полнейший покой, гармония.
УК: Как мы можем не реагировать, я нахожу, что это практически невозможно?
Р: Просто начните наблюдать себя. Если вы реагируете на людей, у вас плохой характер, и вы всегда защищаете свои права, тогда начните наблюдать за собой, когда вы так делаете. Задавайте себе вопрос: «У кого есть эта проблема?» Вы спрашиваете: «У кого появилась эта проблема?»
УД: Но есть такие реакции, которые не выглядят как проблема, это восхищение закатом или реакция любви. Вы и это включаете?
Р: То, о чем вы говорите, называется проблесками. Когда у вас появляется абсолютная человеческая любовь, человеческая любовь к солнцу или дереву, это маленькая реализация. Но полная реализация в том, чтобы знать, что все это исходит из вашего ума. Оно появилось из вашего воображения. Вы являетесь создателем всего в жизни, всей вселенной, и когда вы отбрасываете это, приходит блаженство, абсолютная гармония, абсолютная любовь, которая отличается от человеческой люби.
УГ: Но это отбрасывается, творение?Нужно отбросить творение?
Р: Да. Я предполагаю, что здесь никто не понимает, как это -переживать другого после того, как вы отбрасываете творение. Но есть то, что вне творения, это есть окончательное сознание, абсолютный покой, чистое осознавание, сат-чит-ананда, нирвана. И когда вы переживете это, то не сможете ничего сказать. Для материального человека очень трудно узнать что-то, выходящее за пределы материализма, а что, если человек сдастся и все отбросит? На его место приходит нечто более прекрасное, чем вы можете себе представить, и с этого момента вы живете в полном блаженстве. Абсолютное счастье – это четвертое состояние, абсолютное блаженное счастье, абсолютное единство, всеприсутствие.
УР: Такое впечатление, что мы увлекаемся иллюзией, когда вдохновляем других людей стремиться к этому.
Р: Вы никого ни на что не вдохновляете. (УР:Я имею в виду как личность.) Вы имеете в виду, что человек потакает себе? (УР:Если пытаться вдохновить других людей на поиски истинного Я.) Кто вам это сказал?(УР: Этот человек, которого я встретил внизу, в… нет… Это я сам (смех) Это что-то вроде чувства долга, которое пришло от моего тела-ума.) Именно. Когда вы ищете истинное Я внутри себя и получаете проблеск того, о чем я говорю, вы словно становитесь светом, и люди автоматически собираются вокруг вас без всяких действий с вашей стороны. Но, когда идете искать кого-то, или проповедовать, или пытаетесь изменить чей-то путь, это ваше эго, как вы только что сами сказали. (смеется) Это ваше эго, но никто вам не говорил делать что-то подобное, а только работать над собой. Познай себя и стань свободным. Не волнуйтесь за других. Все само о себе позаботится.
УД: Одно дело обращать других на свой путь, я понимаю, что нет необходимости делать это, но если люди, которые практикуют, спрашивают о пути, на котором ты находишься?
Р: Тогда вы можете поделиться с ними. Вы не сходите со своего пути, если они приходят к вам, это нечто другое. Но вы сами никогда не идете и не обращаете никого и не привлекаете никого на свою сторону. Помните, что каждый раз, когда вы хотите это сделать, это эго. Истинное Я покоится в тишине. Ему не нужно ничего делать.
УД: То есть, истинное Я будет отвечать только как понимание?
Р: Да. Например, я не просил того, чтобы сидеть здесь, чтобы вы сидели здесь, это просто произошло. Я не просил того, чтобы учить. Я никогда не хотел основывать движение или зачинать религию, или делать что-нибудь еще. Это просто произошло само по себе. Поэтому мне неважно, приходит кто-то или нет. Я всегда сам могу поговорить со своим истинным Я. (смех)
УМ: Роберт, есть какие-то физические изменения, которые претерпевает тело в этом процессе?
Р: У всех по-разному, это определяется вашей кармой. Некоторые люди проходят через состояние, которое называется «химизация», и это означает, что все становится относительно хуже. Потому что происходит так, что вызывается вся старая карма из предыдущих жизней. И тогда для человека все становится относительно хуже. Но если они выдержат какое-то время и не будут реагировать, тогда все потухнет, и они станут спокойными и умиротворенными. Они станут истинным Я.
УД: То есть, это что-то вроде очищения временем?
Р: Любой человек, который серьезно находится на пути и практикует самоисследование, вызывает все, что было у него в этой и прошлой жизнях. Все это всплывает на поверхность. Поэтому для вас, для эго, может казаться, что все стало относительно хуже. Все это на относительном плане, но опять-таки, если вы будете держаться и стойко продолжать, это тоже пройдет, и вы окажетесь в покое. Когда вы на таком пути, как этот, не беспокойтесь, пускай происходит то, что происходит. Потому что вы учитесь не реагировать. Вы не для того, чтобы реагировать. Будь что будет, не реагируйте, и вы выйдете победителем. Но если вы реагируете и выигрываете, тогда вам придется пройти через то же самое снова и снова, поскольку вы накапливаете карму. Поэтому не реагируйте, и вы выйдете за пределы ситуации. Несопротивление превосходит карму, сопротивление накапливает карму. Не имеет разницы, какое обстоятельство имеет место быть.
УН: Роберт, вы говорили про самоисследование и сдачу, а что по поводу ведической практики «я есть Брахман»?
Р: Кто говорит «я есть Брахман?», эго. Если вы Брахман, почему вы говорите «Я есть Брахман»? Просто будьте, вы просто есть. В действительности, этот текст в Упанишадах означает: «Я-ЕСТЬ есть Брахман!» Вы видите разницу? Это не означает, «я»-эго есть брахман. Это означает «Я-ЕСТЬ» или «сознание» есть сознание. (УН: Это еще одна практика?) Нет, это то же самое. (УН: Как самоисследование?) Да. (УН: Но одно является утверждением, а другое – вопрос?) Вам не нужно делать утверждение. Вы говорите: «Кто это «я есть»?», вы задаете себе вопрос «кто я?», и я всегда обернется к Я-ЕСТЬ. Я-ЕСТЬ и Брахман – это одно и то же. Разницы нет. Итак, когда вы становитесь Брахманом, никого не остается, чтобы говорить: «Я есть Брахман». Какая польза в том, чтобы это говорить. Это эго говорит: «Я есть Брахман». Но, если вы просто пребываете, никого не остается, чтобы что-то говорить. Вы находитесь в покое и не делаете каких-то утверждений.
УК: Это опять нас двое?
Р: Откуда вы появились? Как было в Хо Чине? Вы туда ездили? (УК:Но люди используют это как мантру.) Хо Чин? (смех) О чем вы говорите? (УК:Я Брахман.)Я Брахман? Некоторые люди используют это, как мантру, и проходит двадцать лет, а они все еще используют это как мантру. (смех) Лучшее, что можно сделать, это быть в тишине. Вы были в Индии, разве вы не видели людей, которые годами повторяли мантры до тех пор, пока не становились стариками и умирали. (смех) (УК: И, с другой стороны, видел ли я противоположное?) Мантры действительно успокаивают ум. Цель мантры в том, чтобы сделать ум тихим и однонаправленным. Если вы делаете это правильно, это может успокоить ум и сделать его тихим. Но зачем идти этим путем, это тяжелый путь. Лучше задать вопрос: «У кого появляется этот шумный ум?», вы обнаружите, что я задаю эти вопросы, у меня есть эта проблема. Обнаружьте источник «я» и станьте свободными, это легкий путь.
УВ: Роберт, я хочу спросить о вопросе «Кто я?», иногда, когда я задаю этот вопрос: «Кто я? Я есть я». Слова не приходят, ничего не приходит... Это как…
Р: Это хорошо, просто отдыхайте в ничто. Просто будьте спокойными.
УВ: Ладно, также я пробовал после того, как говорить «кто я?», о, я есть я, этот вопрос словно навязан «я», и смотреть на него. На самом деле это не ведет ни к какому другому чувству. Это, будто так, что я видел «я», которое я не могу поймать. Это так, будто «я»… Зачем называть, зачем называть меня? Всего лишь на секунду оно кажется осязаемым, а затем уходит. Это как ускользающее приведение или что-то, это так, будто оно есть, а затем его нет. Это как ощущение. И это то, что я называю «я», не совсем оно – и, иногда, оно связано с этим, но это будто (щелкает пальцами) вспыхивающий образ в уме. (Р: В чем вопрос?) Как на это смотреть? Что это такое, и как на это смотреть?
Р: Вы можете задать вопрос: «К кому приходит этот опыт?», или же вы можете быть тихим и наблюдать за ним, ничего не делать, и стать свидетелем всего процесса. (УВ: Ладно.) И просто смотреть. Когда вы задаете вопрос, каким бы ни был вопрос, не выдавайте свой вопрос. (УВ: Хорошо, ладно, то есть, я могу видеть, что я говорил:«Вот это «я», и теперь я вижу его».)Кто это видит? (УВ: Да.) Когда никого нет, чтобы видеть, ваша индивидуальность растворяется в пустоте. (УВ: Ладно, я поймал это. Я говорил: «О, это я, теперь я вижу себя».) Да, но если бы это были действительно вы, и это действительно было «Я», не было бы никого, кто бы остался, чтобы видеть. Пока вы видите это, это не настоящее «Я». (УВ: Я об этом и говорил, вы знаете, я говорил:«О, нет, это не может быть Я, это мимолетно».) Но вы это говорили. (смеется) (УВ: Да, точно.) Если бы это было истинно, вы бы это не говорили, понимаете? (УВ: Я пропустил эту часть.) Если бы это было настоящее «Я», никого бы не осталось, чтобы так говорить.(УВ: Если бы я видел его тем, что оно есть, вы это имеете в виду?) Не осталось бы никого, чтобы видеть это. (УВ: Оно бы виделось тем, что оно есть в действительности?) Видящий бы растворился. Не было бы видящего, ничего нет, чтобы видеть. Пока есть видящий и что-то, чтобы видеть, это не реальность. Видящий и видимое, и то, и другое, должны уйти. Тогда остается единственная реальность. Пока вы считаете, что у вас есть опыт, это идет из вашего ума. Потому что, когда приходит настоящее переживание, ничего не остается, чтобы были опыты. (УВ: Никого не остается?) Нет, никого не остается. Все это пустота.
УД: Это пустота или, я сказал бы, полнота?
Р: Нет, это пустота, пустота означает блаженство, абсолютную реальность. (УД:Я больше могу об этом думать, как о полноте, когда мы говорим о внутренней связи со всеми этими вещами, например, для меня это отлично от пустоты.) Вы говорите о пустоте как ничто? (УД:Правильно.) Нет, это не правда. Пустота – это еще одно название сознания. Промежуток между словами – это пустота, и это сознание. Поэтому когда вы тихи, сознание само по себе проявляется и освобождает вас.(УД:То есть, точно так же, нет ответа на «кто я?») Нет, если ответ есть, это отвечает ваше эго. Тишина – это хороший учитель.
УР: Я думал об идее блаженства, это ведь может быть эмоциональная и психологическая вещь, это действительно блаженство, или это не блаженство в этом смысле?
Р: Нет, блаженство за пределами всех ожиданий. Оно вне всего известного. (УР:Тогда что есть то, что наслаждается блаженством?) Оно само, оно содержит само себя. (УР:Это не эмоция?) Нет. Это не похоже ни на что, что мы знаем в относительном мире. (УР:Мы используем слово «блаженство», как статус-кво, но, в действительности, оно не это?) Верно! Это невыразимо. Это нечто, что вы должны пережить. Конечно, ничего не остается, чтобы переживать. (смех) Тогда вы его достигли.(УР:Когда оно достигается, это нельзя назвать.)Это нельзя назвать. Это ничто. Поэтому, когда кто-то говорит вам: «Ты ничто!», поблагодарите его. (смех)
УВ: Переживание жизни в пустоте, которым «я», что бы это ни было, наслаждается или любит, или…
Р: Тогда это исходит из вашего ума, потому что, чем бы ни наслаждалось «я», что бы «я»ни любило - это ментальная концепция.
УВ: Разве это не так, что «я» наслаждается частью этого? Оно исходит из ума, и другая часть – это опыт?
Р: И то, и другое от ума. Пока у вас есть переживания, и вы думаете, что у вас есть переживание, и то, и другое ошибочно.
УВ: Понимаю.
Р: Иметь настоящее переживание – значит не переживать. Никого не остается, чтобы иметь переживание. Нужно превзойти и переживающего, и переживание. И снова, вы возвращаетесь в тишину.
УР: Когда истинное Я достигает этого этапа, что оно делает для развлечения?
Р: Истинное Я ничего не делает, но кажется, что тело продолжает делать то, что оно всегда делало.
УВ: Это переживание происходит всегда?
Р: Конечно да, для всех.
УВ: Это так, что мы выходим из него и потом…?
Р: Это как иллюзия. Когда вы в пустыне и видите воду, то идете за водой, а она превращается в песок. Точно так же, если мы ошибочно отождествляемся с относительным миром.
УВ: Хорошо.
Р: И думаем, что относительный мир реальный. Это единственная проблема, которая у нас есть. То есть, мы не пытаемся ничего достичь. Мы пытаемся устранить идею об относительности, и тогда все происходит само собой. Например, вы смотрите на меня, и видите тело. Я могу вас заверить, что я не тело. Но а-джняни видит тело, он видит тело, которое проходит через обыкновенные вещи. Но, я могу заверить вас, что это не так. Это не правда, хотя так кажется. Никого нет дома.
УД: Тогда почему видимость продолжается?
Р: Почему небо голубое? Мы представляем, что небо голубое. Мы смотрим вверх, на небо, и говорим: «Посмотрите на голубое небо». Когда вы исследуете, нет ни неба, ни голубого. Точно так же, нет тела, нет мира, нет вселенной, нет просветления, нет Бога.
УД: Тогда, как началась иллюзия?
Р: Она никогда не начиналась. Вы верите, что началась.
УВ: Почему такое сильное желание узнать то, что мы не знаем?
Р: Потому что это наша настоящая природа. Ваша истинная природа всегда ждет того, чтобы вы вернулись к ней, она хочет, чтобы вы были истинным Я. Поэтому каждое человеческое существо, в конце концов, станет истинным Я, рано или поздно. Поэтому мне всегда нравится говорить: «Мы все обречены на рай, нравится нам это или нет». (смех)
УГ: Почему так кажется, что истинное Я отделило себя от себя?
Р: Это не так. Вы думаете, что это так. Так вам кажется. Вы видите это так, но Оно никогда не было разделено, разделения никогда не было. Это как спросить: «Почему мне снятся сны, и в этих снах все кажется реальным?» Это точно так же, как я буду с вами во сне и буду пытаться сказать: «Генри, вы спите». Вы скажете: «Нет, я не сплю, Роберт, это реально, посмотри, я ущипну тебя и покажу тебе». И вы меня щипаете, а я говорю: «Ооой», и вы говорите: «Видите, это реально». А затем вы просыпаетесь. (смех) Здесь то же самое. Мир кажется реальным, но кому он кажется реальным? Задайте себе этот вопрос.
УФ: То есть, иллюзия в том, что кажется, что есть иллюзия?
Р: Да. Кому? Спросите себя.
УХ: Кажется, что это ум всегда видит иллюзию.
Р: Верно
УХ: Я не знаю, можете ли вы знать, кто это, но просто… Я просто слушаю то, что вы говорите, вы сказали, «Кто я»?» или «Откуда появляется «я»?» Все эти вопросы исходят из ума?
Р: Да, конечно, из ума, откуда еще они могут исходить?
УХ: Они не могут исходить больше ниоткуда…
(аудиозапись заканчивается)