Метод пиктограмм и его использование в патопсихологии.
Анализ образов "Пиктограмм" позволяет судить о характере ассоциаций обследуемого.
Оцениваются:
1) особенности выполнения рисунков (величина, завершенность, их обрамление, подчеркивание, наличие уточняющих линий, отличия и сходство рисунков, относящихся к различным понятиям);
2) расположение рисунков на листе;
3) принципы запоминания;
4) оригинальность или стандартность.
Выделяют варианты изображений:
· Стандартные образы — если рисунки совпадают в контексте культуры (например, изображение флагов, шаров для запоминания понятия "веселый праздник").
· Атрибутивные образы — если при изображении понятий используется принадлежность к чему-то, то есть преобладают рисунки, отражающие неотъемлемую часть понятия (например, изображение блюд, ассоциирующихся с "вкусным ужином").
· Конкретные образы — если рисунки содержат предметы или явления, непосредственно связанные с ситуацией (например, лежащий в постели человек при изображении понятия "болезнь").
· Метафоры — если для изображении понятия берутся конкретные образы, прямо с ним не связанные и использующие абстрагирование (например, туча, закрывающая солнце, при изображении "болезни").
· Индивидуально значимые образы — если при изображении понятий используются значимые для данного человека образы (например, ребенок на понятие "счастье"). "Органичность " графики — если в рисунках преобладают незаконченные линии, штриховка в тех случаях, когда предполагается завершенность (круг), повторные линии, персевераторные включения.
· Грубая органическая графика — если преобладают макрографии, подчеркивание, обрамление рисунков, чрезмерная стереотипия рисунков.
· Геометрические изображения — если понятия запоминаются с помощью геометрических фигур.
В норме преобладают конкретные, атрибутивные, стандартные упорядоченные образы.
Для органических поражений головного мозга характерны стереотипии, упорядоченность, подчеркнутая аккуратность изображений, незавершенность линий, штриховка, подчеркивание, обрамление изображений. При шизофрении преобладают вычурные, абстрактные образы, буквенное изображение, геометрические фигуры, атипичное расположение рисунков.
Основные приемы исследования нарушений личности.
Понятие личности является многомерным и охватывает множество сфер психической деятельности, связанных с Я и системой отношений с другими, хотя всегда необходимо выявлять "ядро", то есть специфические характеристики данной личности. Субъективные характеристики личности выявляются проективными тестами, тестом Роршаха, Тематическим Апперцептивным Тестом, тестом незаконченных предложений и субъективным интервью. Объективные характеристики личности определяют с помощью MMPI, рейтинговыми шкалами, прямым описанием личности, стандартизацией и этологическими методами, эмоционально-оценочные характеристики — тестами Айзенка и Кэттела. Структура личности также описывается на основе структуры мотивации к действию (жизни) и смерти, психологического благополучия/неблагополучия, формирования самосознания, значимой деятельности и одаренности, воли, чувства, восприятия. Они составляют ядро личности, которая имеет конституциональное измерение, связанное с морфологией тела (пикник, нормастеник, астеник).
Нарушения сознания.
Признаки расстройства сознания (По К.Ясперсу). Он делит их на 4 блока:
1.
1) отрешенность от действительности
2) фрагментарность восприятия
3) ослаблено или утрачено понимание действительности
2. Дизориентрировка (аутопсихическая, т.е. в своей личности и аллопсихическая, т.е. в окружающей среде)
3. Затреднено мышление, речь фрагментарна, непоследовательность действий
4. Конградный нарушения памяти (неполные, отрывочные).
Классификация расстройств сознания:
1) по динамике:
· параксизмальные
· непараксизмальные
2) по структуре:
· Отключение сознания (оглушенность, сопор, кома)
· Помрачение сознания (онероид, делирий, аменция)
Оглушение – выраженная его степень граничит с сопором, однако больного удается «растормошить» и он приходит на короткое время в сознание. При отсутствии сильных стимулов извне (энергичные окрики, встряхивание) больной снова погружается в спячку. После выздоровления при тяжелом оглушении амнезия на период нарушения сознания почти полная. При средней степени оглушенности сонливость менее глубока; больной сам не говорит, но на вопросы отвечает, хотя и со значительной задержкой; нарушено осмысление окружающего, а при выздоровлении наблюдается частичная амнезия. При более легком оглушении происходит колеблющееся по интенсивности легкое затемнение сознания с затруднением осмысливания ситуации, понимания смысла происходящего и чужой речи, больной сонлив, медленно и мало говорит.
Сопор – глубокое выключение сознания, ориентировка отсутствует, утрата произвольной и сохранностью рефлекторной деятельности.
Кома – экстремальное состояние, при котором есть лишь ритм сердца, полная конградная амнезия, никаких рефлексов.
Онейроид – характеризуется преобладанием у больных наплывов фантастических зрительных псевдогаллюцинаторных переживаний, напоминающих сновидения или грезы. Больные полностью дезориентированы и погружены в свой внутренний мир или сохраняют двойственность ориентировки. Воспоминания о пережитом сохраняются частичные, причем больные обычно забывают реальные события, но помнят болезненные фантастические переживания. Чаще наблюдается при тяжелых инфекциях и шизофрении.
Делирий – характеризуется преобладанием у больных наплывов ярких сценоподобных истинных зрительных галлюцинаций. Делириозное помрачение сознания обычно усиливается к вечеру и ночью, а днем могут наступать периоды относительного прояснения сознания. Поведение больного зависимо от содержания психопатологической продукции. Воспоминания на период делерия после выздоровления сохраняются частичные. Типичный пример – алкогольная «белая горячка».
Аменция - более тяжёлая форма помрачения сознания, чем делирий. Характерно: нарушение синтеза восприятий, бессвязность в речи (спутанность мышления), дезориентировка в среде и собственной личности, возникновение обильных галлюцинаций. Галлюцинации немногочисленны, отрывочные, могут наблюдаться бредовые идеи. Полной ясности сознания не наступает.
12. Галлюцинации.
Галлюцинация – восприятие несуществующих реально объектов в кач-ве реальных с утратой критичности, либо с сохранением самокритики. Обычно возникают при сильной усталости, прослушивании звуков определенных частот, употреблении определённых веществ (т. н. галлюциногены) и при некоторых психических заболеваниях.
Бывают истинные и ложные галлюцинации.
Признак | истинные | ложные |
1. осознание галлюцинаторного образа | Не отличимы от образа реального восприятия | Осознается как что-то субъективное и отличное от реальных объектов |
2. суждение о способе запечатления образа | Убежденность в обычном способе восприятия одним из анализаторов | Убежденность в восприятии каким-то необычным анализатором |
3. идентификация галлюцинаторного образа с реальным | Полная (т.е. если я вижу, то объект реально существует) | Галлюцинаторный образ отличается от реального |
4. проекция галлюцинаторного образа | В реальное пространство (в зоне досягаемых органов чувств) | Субъективное пространство |
5. чувство сделанности | отсутствует | присутствует |
Классификация в зависимости от анализаторных систем:
- зрител.,
- звуковые,
- обонятел.,
- слуховые…
Классификация в зависимости от вовлеченности анализаторов:
- простые (в одном анализаторе)
- сложные (в 2-ух и более)
Классификация по условиям возникновения:
1. функциональные (зрител., слуховые..)
2. рефлекторные ( реальные образы сопровождаются галлюцинаторными)
3. гипнотические (предшественники засыпания)
4. апперцептивные (связаны с волевым усилием больного).
Псевдогаллюцинации (впервые описаны Кандинским и Клерамбо) - восприятие не существующих реально предметов и явлений, причем в отличие от истинных галлюцинаций объект восприятия находится в субъективном психическом пространстве, то есть воспринимаемые при псевдогаллюцинациях объекты не проецируются вовне, не отождествляются с реальными объектами.
Агнозия, ее формы.
Агнозия – нарушение различ видов восприятия, которое возникает при нарушении в коре больших полушарий и ближайших подкорковых структурах. Как правило, поражение 2-ого функционал блока.
По органам чувств выделяют зрительные, тактильные и слуховые агнозии.
1. Зрительные агнозии подразделяются на:
— тотальную агнозию (неузнавание предметов или их изображений);
— симультанную агнозию (узнавание предметов и их изображений, но неузнавание изображения ситуации, в которой участвуют эти предметы);
— агнозию цвета (цвета различает, но не узнает цвета предметов) и шрифтов (пишет, но не может прочитать);
— пространственную агнозию (нарушение ориентировки в пространственных признаках изображения);
— лицевую агнозию;
— географическую агнозию (неузнавание маршрута или местности).
2. Тактильная агнозия выступает в виде:
— астереогнозии (предметы не воспринимаются на ощупь, не распознается материал, из которого они состоят, — агнозия текстуры, или агнозия пальцевая, когда не идентифицируются пальцы рук);
— соматогнозии (не узнается схема своего тела).симультанрная – при дву- или правостороннем поражении теменных отделов. Больной держит в фокусе только 1 объект. При менее грубых нарушениях – потеря некоторых деталей.
Псевдоагнозия при деменции.
Так как в основе агностических расстройств лежит нарушение смысловой стороны восприятия, это дало основания считать, что наиболее четко эти расстройства должны выступать у больных с органической деменцией (при органической деменции в первую очередь отмечается интеллектуально-мнестическое снижение).
Экспериментальное исследование, проведенное Г. В. Биренбаум, подтвердило это предположение. Действительно дементные больные не узнавали силуэтных и пунктирных рисунков. Особенно ярко нарушения восприятия у таких больных проявляются при экспозиции сюжетных картинок. Помимо того, что дементные больные не узнают сюжета, у них отмечается еще целый ряд очень характерных феноменов. Они часто описывают отдельные предметы, не понимая общего смысла изображения, отдельные части рисунков сливаются с фоном. У некоторых больных агнозия распространялась и на структуру, на форму изображения (что не встречается у больных без интеллектуального снижения). Так, больной не мог узнать треугольник, называя его клином. Иногда больные воспринимали форму предметов, но тут же быстро наступал распад его структуры.
При псевдоагнозиях отчетливо выступает нарушение не только смысловых, но и структурных компонентов внимания. По мнению Г. В. Биренбаум, это связано с нарушениями оптического внимания. Больные, случайно выхватывая из изображения и описывая отдельные предметы, не могли уловить общего изображения картинки. Например, больной остро торчащие уши лошади ошибочно принял за птицу, при этом он сначала правильно описал изображенную рядом телегу.
При восприятии раскрашенных сюжетных картинок больные легко поддаются впечатлению яркой раскраски отдельных частей картинки и не могут из-за этого осознать ее сюжет.
Таким образом, у дементных больных восприятие, освобожденное от организующей роли мышления, становится диффузным, легко возникает его структурный распад, несущественные элементы рисунка становятся центром внимания и ведут к неправильному узнаванию. Из-за этого у больных оказываются нарушенными также константность и произвольность восприятия. Так, больные не узнают привычное изображение, если его демонстрировать в перевернутом виде.
Таким образом, исследование нарушений восприятия у дементных больных подтверждает ведущую роль фактора осмысленности и обобщенности в любом акте перцептивной деятельности.