I. показатели методики пиктограмм

I. Смысловой ряд показателей.

а) в рисунках, содержательная сторона (тема, сюжет, значение деталей);

б) в объяснениях, ясность понимания смысла при пользовании понятиями и значение каждого понятия для испытуемого.

1. КОНФОРМНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

определяется количеством рисунков и объяснений (каждое отдельно), повторяющихся у многих людей.

1. Мышление конформное, если дано от 1/2 до 2/3 рисунков и объясне­ний, повторяющихся у многих людей.

2. Не конформное—от 1/3 до 1/2.

3. Резко не конформное—не менее 1/3. ч 4. Резко конформное (банальное, стандартное) — более 2/3.

Примечание. Значение этого показателя может определять только экспериментатор, имеющий значительный опыт работы с методикой, т.е. накопивший данные повторности изображений у разных испытуемых.

2. ЧЕТКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

определяется по преобразованию в объяснениях основных, слабых или случайных признаков явления, относящих его к определенной категории понятий:

Основной (главный) признак—тот, который всегда присущ данной катего­рии и отличает ее от других. Слабый—всегда относится к данной категории и каким-то другим.

В соответствии с этим при:

ЧЕТКОМ МЫШЛЕНИИ—преобладают рисунки и объяснения, строящиеся на основных (2/3 и более всех слов-понятий) признаках;

НЕДОСТАТОЧНО ЧЕТКОМ — на основных (не менее 1/2) и слабых при­знаках;

НЕЧЕТКОМ — резко преобладают слабые (более 1/2) и встречаются случай­ные признаки;

ПАТОЛОГИИ — резко преобладают случайные признаки.

3. ОБЪЕМ МЫШЛЕНИЯ

определяется количеством признаков, из которых составлена характе­ристика понятия в объяснении при:

НОРМАЛЬНО — выделен главный и некоторые другие явления и предметы;

СУЖЕННОМ ОБЪЕМЕ—дан главный, но объяснение ограничено указани­ем одной группы (вида) явлений и предметов;

РАСШИРЕННОМ—в категорию включены явления и предметы, отражаю­щие слабые и случайные признаки понятия.

4. ТИП ОРГАНИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ

определяется по построению процесса объяснения, если: объяснение строится от простых признаков к более сложным при со­хранении их соотношения между собой — ВЫСОКАЯ (логическая) ОРГАНИ­ЗОВАННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ.

Объяснение строится на ситуативных связях предметов — КОНКРЕТНО-СИ-ТУАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Оба типа организованности мышления характерны для нормальной (здоровой) психики.

5. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА МЫШЛЕНИЯ

отражается на четкости мышления испытуемого при объяснении (рис.) на слова-понятия, имеющие положительное (веселый праздник, дружба, счастье...) или отрицательное (разлука, тяжелая болезнь, горе...) эмоцио­нальное содержание. Положительные или отрицательные эмоции, вызван­ные словом-понятием, могут усиливать или ослаблять четкость мышле­ния, т.е. мобилизовать или демобилизовать человека, в зависимости от окраски его переживаний.

6. ЗАВИСИМОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ОТ КОНТАКТА С ЛЮДЬМИ

определяется по рисунку и объяснению на слово-понятие, включающее контакт с человеком (дружба, разлука, ядовитый вопрос). При этом чет­кость мышления может повышаться или понижаться (по отношению к ха­рактерной, общей четкости мышления испытуемого).

Характеризует способность испытуемого к совместной (с другими) де­ятельности: его контактность, адаптированность, распределение внима­ния при деятельности в группе людей.

7. СООТНОШЕНИЕ АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО МЫШЛЕНИЯ определяется по изображениям с учетом соответствующих им объясне­ний.

АБСТРАКТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ—схемы, геометрические фигуры, знаки (математические и др.), символы и им подобные рисунки.

КОНКРЕТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ всегда изображают предметы (яв­ления, объекты, реально существующие. Они реалистичны.

Абстрактные изображения могут быть:

КОНФОРМНЫ — прямо геометрические фигуры, диаграммы, стрелки, точ­ки, круги;

НЕКОНФОРМНЫ—абстрактные изображения сложной и негеометричес­кой формы, символы и знаки не традиционного типа.

Степень абстрактности мышления следует соотнести с общим показа­телем конформности.

Конкретность мышления в сочетании с его конформностью обычно повышает способность человека к адаптации среди людей.

Конкретность, основанная только на личном опыте в сочетании с не­конформным мышлением затрудняет и, особенно, ограничивает возмож­ность адаптации.

Наши рекомендации