Ощущение – это отражение свойства реальности, возникающей в результате воздействия их на органы чувств и воздействия на ЦНС.
Ощущение
Ощущение – это отражение свойства реальности, возникающей в результате воздействия их на органы чувств и воздействия на ЦНС.
В зависимости от видов стимулов раздражителей ощущения делятся на:
Ø проприоцептивные (в мышцах);
Ø интероцептивные (внутренние органы);
Ø экстероцептивные (поверхность тела);
Ø cпецифические (ощущение времени).
В зависимости от стимулов раздражителей:
Ø зрительные;
Ø слуховые;
Ø вкусовые;
Ø обонятельные;
Ø осязательные (тактильные).
Ощущения поддаются тренировке. Глубокое дыхание способствует улучшению ощущений.
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, длительность:
КАЧЕСТВО | Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, а зрительные - цветовым тоном, насыщенностью, светлотой. |
ИНТЕНСИВНОСТЬ | Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. |
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ | Определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя, его интенсивностью. |
Восприятие
Восприятие – это форма целостного психического отражения предметов или явлений в целом, а не отдельных их свойств, как при ощущениях. Это не сумма ощущений, а новая ступень познания.
Классификация восприятия:
Основные свойства восприятия:
· Предметность;
· Способность отражать объекты реального мира в форме отдельных предметов;
· Выделение фигуры объекта или предмета из фона;
· Структурность или обобщенность – это соотношение каждого образа к некому фону, некому классу;
· Константность – это независимость образа от физических условий. Например, ежик в тумане;
· Осмысленность – это способность восприятия сознательно воспринимать предмет, то есть мысленно назвать его, отнести к определенной группе, классу, назвать определенным словом. Например, БОМЖ.
· Апперцепция. В восприятии всегда сказывается личность человека, эта зависимость от нашей психической жизни называется апперцепцией. Здесь важен опыт, прошлая практика;
· Активность;
· Избирательность. То, что к делу не относится.
Память
Память – это совокупность, общность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением.
:
По характеру психической активности: |
По характеру целей деятельности |
По продолжительности сохранения материала |
ü произвольные (автоматическая) Ø от цели запоминания: надо, не надо Ø от приема заучивания: § механическое, дословные, много времени и сил, результат низкий; § логический пересказ, пересказ своими словами; § образные приемы: перевод информации в графики, картинки; § зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная § мнемотехнические приемы. Они индивидуальны ü непроизвольные |
ü долговременная (длительное сохранение информации) Ø с сознательным доступом, открыто, по своей воле; Ø закрытая (не имеет доступа); ü кратковременная (около 20 с., относительно может контролироваться, любая информация попадает сюда, может, как бы забыться полностью, можно достать почти все методом гипноза, через стресс); ü оперативная; ü промежуточная (накапливает информацию в течение дня, а после ночного сна забывается). ü сенсорный тип памяти (то, что помнят рецепторы 0,1-0,5 с, укус). |
Виды памяти: |
ü двигательная (сохранение или воспроизведение различных движений); ü эмоциональная.Характерна для актеров. ü образная.Способность представлять предметы) ü словесно-логическая и др. |
Процессы и механизмы памяти:
· Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения информации;
· Сохранение – это процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Зависит от глубины понимания. Важна осмысленность;
· Установка;
· Забывание. Неравномерно. После механического запоминания происходит быстрее, поэтому повторение не откладывать.
· Реминисценция. Отсроченное на 2-3 дня лучше, чем сразу после заучивания. Повторение должно быть разнообразным: сам и с кем-то.
· Воспроизведение и узнавание. Это процессы восстановления прежде воспринятого. Оно бывает:
Ø непроизвольное. Без цели вспомнить.
Ø произвольное. Целенаправленное желание вспомнить.
§ узнавание;
§ припоминание;
§ эйдетизм. Зрительная память, сохраняющая яркий образ со всеми деталями.
· Забывание. Это естественный процесс и бороться с ним бессмысленно. Забывается в первую очередь то, что не применяется, то к чему нет интереса, что несущественно. Детали забываются скорее. Забывание бывает:
Ø полное. Материал даже не узнается;
Ø частичное. Узнается не весь материал, то, что узнается, содержит ошибки;
Ø длительное. Оно полное или частичное. При этом человек не может припомнить;
Ø усредненное. Происходит за время меньше часа, чтобы забыть механически выученный материал.
§ Против забывания:
v повторение,
v осмысление.
Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов. Часто после черепно-мозговых травм наступает амнезия. Чем серьезнее травма, тем более обширная информация забывается.
Мышление
Язык и речь
Воображение
Внимание
Произвольное внимание
Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Послепроизвольное внимание
Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания.
Формы внимания в зависимости от содержания деятельности:
· внешнее внимание — обращено на объекты внешнего мира.
· внутреннее внимание — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;
· чувственное внимание;
· моторное внимание;
Свойства внимания
ü Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте.
ü Объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью.
ü Устойчивость. Способность удерживать внимание на объекте.
ü Переключаемость.Способность переключать внимание с объекта на объект.
ü Распределение.Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.
Эмоции
Астенические эмоции
Пассивность, созерцательность, расслабление – все это астенические эмоции.
Стрессовые состояния
Ощущение
Ощущение – это отражение свойства реальности, возникающей в результате воздействия их на органы чувств и воздействия на ЦНС.
В зависимости от видов стимулов раздражителей ощущения делятся на:
Ø проприоцептивные (в мышцах);
Ø интероцептивные (внутренние органы);
Ø экстероцептивные (поверхность тела);
Ø cпецифические (ощущение времени).
В зависимости от стимулов раздражителей:
Ø зрительные;
Ø слуховые;
Ø вкусовые;
Ø обонятельные;
Ø осязательные (тактильные).
Ощущения поддаются тренировке. Глубокое дыхание способствует улучшению ощущений.
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, длительность:
КАЧЕСТВО | Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, а зрительные - цветовым тоном, насыщенностью, светлотой. |
ИНТЕНСИВНОСТЬ | Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. |
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ | Определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя, его интенсивностью. |
Восприятие