Свойства ощущений. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности.

К основным свойствам ощущений относят:

• Качество – свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.

• Интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая зависит от силы действующего раздражителя.

• Продолжительность – временная характеристика ощущений.

• Пространственная локализация – свойство ощущений, которые заключаются в том, что переживаемые ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

• Абсолютный (нижний) порог – это минимальный по величине стимул, способный вызвать едва заметное сенсорное ощущение.

• Абсолютный (верхний) порог – это максимальная величина раздражителя, который еще продолжает восприниматься человеком как раздражитель соответственной модальности.

• Относительный порог – минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях.

Если в результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах и качествах предмета, то восприятие дает целостный образ предмета или явления.

Ощущения находятся в нас самих, воспринимая же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (яркости, соленого, звука и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

19 Понятие восприятия. Основные свойства и феномены восприятия. Специфика сенсорных и перцептивных образов, условия их возникновения.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Его результатом является целостный образ предмета. Восприятие, в отличии от ощущений, всегда целостно и предметно. Восприятие человека содержит и понимание того, что воспринимается.

Основные свойства:

• Предметность (Решающую роль играют осязание и движение; объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело)

• Целостность (ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений; внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе)

• Структурность (мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени)

• Константность (относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются; многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа)

• Осмысленность (восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его)

• Избирательность (преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими)

Феномены:1)Сенсорное качество; 2)Конфигурация; 3)Константность; 4)Системы отсчета; 5)Предметность; 6)Установка.

Основная характеристика сенсорно-перцептивного отражения в том и состоит, что оно возникает в условиях непосредственного воздействия предметов и их свойств на органы чувств человека и развертывается в реальном масштабе времени. Человек воспринимает предмет в том месте, в котором тот находится, и в тот момент, когда тот действует на органы чувств.

Сенсорный образ - это явление, имеющее как нейрофизиологическое, так и субъективное содержание, и находящееся в основе и построения и в основе всех проявлений феномена сознания. Это субъективное проявление объективной работы рецепторов.

На начальной стадии формирования перцептивного образа отмечено развернутое взаимодействие ориентировочно-исследовательских, познавательных и исполнительных действий. На высших стадиях развития восприятия взаимоотношений основных компонентов действий происходит неявно, а преобразование зрительного образа совершается в соответствии с поставленной задачей. Глаз в процессе зрения совершает своеобразные движения поиска объекта. Исследования показали, что характер движений зависит от степени осведомленности об объекте, его сложности, значимости для личности.

20. Восприятие пространства. Восприятие времени. Восприятие движения. Апперцепция.

Восприятие пространства - образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие формы, величины, цвета и иных особенностей предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают, слуховой, зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы.

Восприятие пространства включает в себя:

    • восприятие отдаления,
    • восприятие расстояния между объектами,
    • восприятие направления,
    • восприятие величины объектов,
    • восприятие формы объектов.

Восприятие времени – это образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как цикличность, длительность, скорость протекания и последовательность.

Базовым инструментом для оценки длительности событий являются элементарные ритмические явления организма, известные под названием "биологических часов". К ним относятся ритмические процессы, например, чередования сна и отдыха.

Таким образом, в восприятии времени человеком выделяются два аспекта:

- субъективный,

- объективно-условный.

Если первый аспект отражает наше непосредственное ощущение времени, то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени с помощью опорных инструментов.

Восприятие движения – это отражение изменения положения объекта в пространстве и во времени, т.е. его направленности и скорости.

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Также восприятие движения возможно и с помощью слухового анализатора. При этом слышимая громкость звука усиливается при приближении к нам источника звука и ослабевает при его удалении.

Апперцепция— зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта.

Впервые в новую психологию понятие «апперцепция» ввел Г. Лейбниц.

21. Мышление как психический процесс. Физиологическая основа мышления. Важнейшие характеристики мышления.

Мышление— процесс психического отражения в мозге окружающего реального мира, высшая форма творческой активности человека. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы

Кроме опосредованности, мышление обеспечивает обобщенное отражение действительности, позволяющее человеку предвидеть, что произойдет в каждом конкретном случае. Например, если мы воспринимаем треугольник, то, даже не измеряя, мы знаем, что сумма внутренних углов этого конкретного треугольника равна 180 градусам.

Таким образом, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов, в отличие от общих свойств жидкости, общие признаки глаголов, в отличие от общих признаков прилагательного и т. д.

Мышление играет огромную роль в познании действительности. Оно расширяет до бесконечности пределы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятий, предвидеть наступление каких-то событий.

Физиологическая основа- временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий.

22. Виды мышления, их характеристика.

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

вида мышления – наглядно-образного – зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов

Последний из обозначенных на схеме видов мышления – это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

23. Основные операции мышления. Формы мышления человека.

Свойства ощущений. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. - student2.ru

Операции:

1)Анализ- это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.

2)Сравнение- Операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.

3)Синтез- это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.

4)Абстрагирование- это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков.

5)Обобщение- это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

6)Конкретизация- это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

Формы:

1) Понятие- это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат знания об этих предметах или явлениях.

2) Суждение-это форма мышления, содержа­щая утверждение или отрицание какого-либо положения относи­тельно предметов, явлений или их свойств.

3) Умозаключение- такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключе­ний — индуктивными и дедуктивными.

Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

24. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности. Мышление и мотивация.

В рамках нашего подхода мышление предстает прежде всего как мыслительная деятельность, реализуемая рядом процессов, в том числе и эмоциональным. Основная сложность заключается в том, что о конкретном вкладе эмоций в регуляцию мыслительной деятельности нельзя судить без анализа других регулирующих деятельность психических образований — потребностей, мотивов, целей, установок, гипотез, планов. Логично полагать, что эмоция не может быть поставлена в этот список как рядовой регулятор, так как эмоции оказываются необходимым компонентом их формирования и функционирования, и в этом проявляется исключительность и особенность участия эмоций в регуляции .

Анализ и синтез, вообще мыслительная деятельность, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями личности.
Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.д.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов.
человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности.

25. Мышление и интеллект. Взаимосвязь мышления и речи.

1)МЫШЛЕНИЕ (англ. thinking ) — процесс психического отражения в мозге окружающего реального мира, высшая форма творческой активности человека.

ИНТЕЛЛЕКТ (англ. intelligence ; от лат. intellectus – понимание, познание) – 1) общая способность к познанию и решению проблем , определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способностей;

Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наделенный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект — это способность к мышлению, а мышление — процесс реализации интеллекта.

2)Человеческое мышление рождается с помощью языка, развивается с помощью языка и выражается в речи. Мышление и речь взаимно поддерживают друг друга.

Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке - устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями.

Речь - помощник мышления. Кроме того, речь помогает выстраиванию правильного размышления и решению задач. Проговаривание (вначале проговаривание вслух, потом про себя, во внутренней речи) - распространенный прием для помощи мышлению, для его правильного выстраивания. Некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе решения задачи, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Четкое проговаривание, формулирование вслух определений, правил и производимых шагов облегчает решение задач.

26. Понятие о языке и речи. Речь в структуре сознания человека.

РЕЧЬ (англ. speech ) – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка .

Язык – система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. ).

Речевое общение осуществляется по законам данного языка (рус., англ. и т. п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Р. и язык составляют сложное диалектическое единство. Р. осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.

Р. и язык современного человека – результат длительного исторического развития. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в Р. (см. Развитие речи детей ). Благодаря Р. (особенно в ее письменном виде) осуществляется историческая преемственность опыта людей. Вне Р. немыслимо овладение человеком знаниями и формирование сознания .

Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется через посредство речи.

Наши рекомендации