Раздел 4. Язык и стиль научной работы
1. Для текстов научного стиля не характерно (-а)…
a. широкая употребительность суффиксов субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и.т.д.
b. преобладание прямого порядка слов
c. использование в сложных предложениях составных подчинительных союзов
2. К жанрам научного стиля относятся…
a. акт, комедия
b. дневниковая запись, реклама
c. статья, учебное пособие
d. коммюнике, распоряжение
3.К жанрам академического красноречия НЕ относится:
a. лекция вузовская, школьная
b. научное сообщение
c. приветственное слово
4. К жанрам научного стиля относится…
a. беседа, репортаж
b. монография, тезисы
c. заявление, иск
d. характеристика, устав
5. Укажите, какие из приведенных особенностей НЕ характерны для научного стиля:
a. преимущественное употребление существительных вместо глаголов
b. логическая последовательность изложения
c. научная фразеология
d. широкое использование лексики и фразеологии других стилей
6. В научных текстах обычно употребляются слова:
a. анализировать, свойство, дистанционный
b. кооператор, гласность, безработица
c. следует, обязуется, назначается
d. лазурный, нескончаемый, предчувствовать
7. К жанровым разновидностям письменной научной речи относятся:
a. репортаж, очерк, фельетон
b. реферат, монография, статья
c. закон, инструкция, постановление
d. рассказ, роман, поэма
8. Основными чертами научного стиля и в устной, и в письменной речи являются:
a. непринужденный характер общения, эмоционально-экспрессивная окраска речи, лексическая разновидность
b. точность, абстрактность, логичность, объективность
c. точность, стандартизированность, предписывающий характер изложения
d. эмоциональность, разнообразие изобразительных средств, метафоричность, содержательная многоплановость
9. Тезис – это….
a. основная мысль текста или выступления, сформулированная в виде предложения
b. мысль, высказанная субъектом речи
c. процесс приведения доказательства для обоснования какой-либо мысли
d. точка зрения субъекта речи
10. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?
a. Уфлянд, Ухов, Чижов, Шаров, Шаповалов
b. Чижов, Уфлянд, Ухов, Шаров, Шаповалов
c. Ухов, Уфлянд, Шаповалов, Шаров, Чижов
d. Уфлянд, Ухов, Чижов, Шаповалов, Шаров
11. Для научного текста НЕ характерно:
a. смысловая законченность
b. целостность
c. связность
d. эмоциональность
12. Возможность в краткой и экономичной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов и явлений достигается благодаря…
a. терминам
b. Междометиям
c. вводным словам
13. Язык и стиль научной работы сложились под влиянием…
a. академического этикета
b. классической литературы
c. живой разговорной речи
14. Стиль письменной научной речи НЕ допускает:
a. форму изложения от третьего лица («автор полагает…»)
b. предложения со страдательным залогом («разработан новый подход…»)
c. авторское «я»
15. Укажите строку, в которой верно указано общепринятое сокращение слов:
a. в-во (вещество); т.к. (так как); т.о. (таким образом); доц. (доцент);
b. млрд. (миллиард); кг. (килограмм); наприм. (например);
16. Укажите словосочетания, не принятые в научном стиле речи:
a. убедительные факты
b. сторонники метода
c. в результате поиска
d. наметим основные вопросы
e. премного благодарен
17. К наиболее употребительным выражениям общего характера в научно-профессиональной речиНЕ относится:
a. В первую очередь хотелось бы остановиться на…
b. Хотелось бы подчеркнуть, что…
c. Необходимо заметить…
d. Я и представить себе не мог, что…
18. К наиболее употребительным выражениям общего характера в научно-профессиональной речиотносится:
a. Таким образом, в работе нашло отражение…
b. Довожу до Вашего сведения, что…
c. Необходимо осуществить контроль…
d. Прошу Вашего разрешения…
19. Выделенные в тексте слова являются…
Земная кора состоит из пород 3 основных типов – магматических,осадочных и метаморфических. Магматические породы образуются при остыванииикристаллизации магмы, поднявшейся из недр Земли. Осадочные породы формируются путём уплотнения и цементации рыхлых наносов, которые откладывались слой за слоем на дне морей и рек. Метаморфические породы – продукт изменения ранее существовавших породпод воздействием температур, давления и химических реакций в глубинных слоях земной коры.
a. профессиональными
b. разговорными
c. общеупотребительными
d. терминами
20. Выделенные в тексте слова являются…
Магматические породы формируются из расплавленной магмы. Их различают по текстуре, составу и условиям образования. Кислые магматические породы обычно светлые и имеют низкую плотность. Они содержат большое количество кремнезёма.Основные магматические породы более тёмные и плотные. В них гораздо меньше кремнезёма, зато много оксидов металлов – магния и кальция. Ультраосновные породы очень плотные. В них много магния. Основные и ультраосновные породы содержат минералы: оливин, пироксены, роговую обманку.
a. разговорными
b. терминами
c. общеупотребительными
d. профессиональными
21. Выделенные в тексте слова являются…
Животная клетка имеет тонкую внешнюю оболочку, позволяющую нужным веществам проникать внутрь, а ненужным – выходить наружу. Внутри оболочки заключена студенистая жидкость – цитоплазма, в которую погружены мелкие тельца – органеллы, выполняющие различныефункции. Главная органелла – это ядро. В нём находятся гены, определяющие строение клетки и её работу. Другие органеллывысвобождают энергию, содержащуюся в пище, выводятпродукты обмена веществ или защищают клетку. Клетки бактерий не имеют ядра, поэтому их называют прокариотными. С прокариотных клеток началась эволюция клеточных форм жизни на Земле.
1. общеупотребительными
2. разговорными
3. профессиональными
4. терминами
22. Монография, реферат, рецензия на диссертацию являются жанрами ________ стиля.
a. Научного
b. художественного
c. официально-делового
d. публицистического
23.Диатомовая водоросль – это совершенно особая группа одноклеточных организмов. В отличие от других водорослей она окружена твердой оболочкой-панцирем. Они бывают настолько разнообразны, тонки, изящны, затейливы и причудливы, что можно подумать, что это творения художника.
Стиль (подстиль) текста…
a. научно-популярный
b. собственно научный
c. газетно-публицистический
d. художественный
24. Рубрикация – это…
a. краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено
b. процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями
c. перечень книг и статей, использованных в работе
d. деление текста на логически самостоятельные составные части
25. Библиография – это…
a. краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено
b. процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями
c. перечень книг и статей, использованных в работе
d. деление текста на логически самостоятельные составные части
26. Редактирование – это…
a. краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено
b. процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями
c. перечень книг и статей, использованных в работе
d. деление текста на логически самостоятельные составные части
27. Деление текста на логически самостоятельные составные части – это…
a. аннотация
b. рубрикация
c. библиография
d. редактирование
28. Перечень книг и статей, использованных в работе – это…
a. аннотация
b. рубрикация
c. библиография
d. редактирование
29. Процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями – это…
a. аннотация
b. рубрикация
c. библиография
d. редактирование
30. Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств – это…
a. текст
b. абзац
c. параграф
d. глава
31. Разновидность литературного языка, употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности – это…
a. художественный стиль
b. официально-деловой стиль
c. газетно-публицистический стиль
d. научный стиль
32. Лексико-фразеологический состав научного стиля характеризуется употреблением…
a. переносных значений слов
b. слов других стилей речи
c. научной и технической терминологии
d. тропов
33. Цитата – это…
a. передача чего-либо своими словами, пересказ близкий к тексту
b. дословная выдержка из какого-либо текста, дословно приводимые чьи-либо высказывания
c. ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств
d. выдача чужого за собственное, присвоение чужого авторства
34. Парафраз – это…
a. передача чего-либо своими словами, пересказ близкий к тексту
b. дословная выдержка из какого-либо текста, дословно приводимые чьи-либо высказывания
c. ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств
d. выдача чужого за собственное, присвоение чужого авторства
35. Плагиат – это…
a. передача чего-либо своими словами, пересказ близкий к тексту
b. дословная выдержка из какого-либо текста, дословно приводимые чьи-либо высказывания
c. ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств
d. выдача чужого за собственное, присвоение чужого авторства
36. Введение как структурный элемент научного исследования НЕ включает в себя:
a. обоснование актуальности темы
b. замысел работы, ее цель и задачи
c. предполагаемые методы и способы достижения поставленных цели и задач
d. выводы и заключения
37. Преамбула введения научного исследования…
a. содержит предварительные выводы исследования
b. (1-2 абзаца) «перебрасывает» логический мостик между введением и первым разделом основного текста содержания работы
c. насчитывает несколько предложений (1 абзац) и служит для того, чтобы пояснить читателю работы ее предназначение
d. содержит описание концептуальных подходов к подготовке содержания и раскрытию темы, а также цели и задачи исследования
38. Описательная часть введения научного исследования…
a. содержит предварительные выводы исследования
b. (1-2 абзаца) «перебрасывает» логический мостик между введением и первым разделом основного текста содержания работы
c. насчитывает несколько предложений (1 абзац) и служит для того, чтобы пояснить читателю работы ее предназначение
d. содержит описание концептуальных подходов к подготовке содержания и раскрытию темы, а также цели и задачи исследования
39. Текстуальная подводка введения научного исследования…
a. содержит предварительные выводы исследования
b. (1-2 абзаца) «перебрасывает» логический мостик между введением и первым разделом основного текста содержания работы
c. насчитывает несколько предложений (1 абзац) и служит для того, чтобы пояснить читателю работы ее предназначение
d. содержит описание концептуальных подходов к подготовке содержания и раскрытию темы, а также цели и задачи исследования
Раздел 5.Оформление научного исследования
1. Заголовки структурных частей студенческих работ и заголовки разделов основной части располагают:
a. в середине строки без точки в конце, пишут прописными буквами, не подчеркивая
b. в середине строки с точкой в конце заголовка, пишут прописными буквами, подчеркивая
c. в середине строки с точкой в конце заголовка, пишут строчными буквами, подчеркивая
2. Перенос слов в заголовках письменной работы…
a. допускается
b. не допускается
3.К реквизитам титульного листа письменной работы НЕ относится:
a. наименование министерства (ведомства)
b. название учебного заведения
c. название кафедры учебного заведения
d. фамилия рецензента
4. По месту расположения относительно основного текста научной работы библиографические ссылки бывают:
a. внутритекстовые, подстрочные, затекстовые
b. внутритекстовые, дополнительные, затекстовые
c. внутристаничные, дополняющие, основные
5.В «Приложения» НЕ включают…
a. + список литературы
b. копии документов
c. производственные планы и протоколы
d. таблицы, графики, схемы
6. При наличии в работе более одного приложения они…
a. нумеруются арабскими цифрами без знака «№»
b. не нумеруются
c. нумеруются римскими цифрами со знаком «№»
7. Укажите правильное оформление цитаты:
a. Еще Г.В.Плеханов в свое время отмечал: «Всё изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми».
b. Еще Г.В.Плеханов в свое время отмечал, «Всё изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми.»
8. Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут:
a. cокращенно и без знака «№» (рис. 3)
b. cокращенно со знаком «№» (рис. № 3)
9.К основным способам группировки источников в «Списке литературы» НЕ относится:
a. алфавитная группировка (в алфавитном порядке фамилий авторов)
b. последовательная группировка (в порядке упоминания источников в тексте)
c. произвольная группировка
10. Деление текста на части, графическое отделение этих частей друг от друга, использование заголовков и нумераций называется…
a. рубрикация текста
b. редактирование текста
c. структурирование текста
11. В объем курсовой работы Не входят:
a. Титульный лист, содержание
b. Введение, заключение
c. Список литературы, титульный лист
d. Заключение, приложения
12. Правильным вариантом структуры реферата является:
a. Титульный лист – оглавление – введение – основное содержание – заключение – список литературы;
b. Титульный лист – введение – оглавление – заключение;
c. Титульный лист – оглавление – основное содержание – список литературы.
13. Ошибки в написании прописных букв допущены в ряду…
a. указ президента РФ; день конституции РФ
b. статья 2 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
c. у Вечного огня; на могиле Неизвестного солдата
d. Президентский полк Комендатуры Московского Кремля
14. Нарушены правила общепринятого сокращения слов в ряду…
a. Архангельская обл., Пушкинский р-н, 2000 – 2010гг.
b. см. на с. 12, напр., т.п.
c. и.о. зав. кафедрой, проф., 2008/2009 уч.г.
d. дир – р завода, от ст-ки, канд. фил. н.
15. Нарушено написание прописной или строчной буквы в документе в ряду…
a. Совет Федерации и Государственная Дума, Генеральный прокурор РФ
b. В Организации объединенных наций, Московский Государственный Университет
c. Академия наук России, Государственная Третьяковская галерея
d. Президент РФ, Парламент РФ
16. Неправильноесокращение приведено в ряду…
a. академ. (академик), зав. (заведующий), пом. (помощник)
b. инж. (инженер), проф. (профессор), и. о. (исполняющий обязанности)
c. с-х. (сельскохозяйственный), руб. (рублей), тыс. (тысяча)
d. и т. д. (и так далее), млрд. (миллиард), млн. (миллион)