Раздел 1. Методология научного исследования
1. Отличительными признаками научного исследования являются:
a. целенаправленность
b. поиск нового
c. систематичность
d. строгая доказательность
e. все перечисленные признаки
2. Основная функция метода:
a. внутренняя организация и регулирование процесса познания
b. поиск общего у ряда единичных явлений
c. достижение результата
3. _____________ - это совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов.
a. метод
b. принцип
c. эксперимент
d. разработка
4. _____________ - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении.
a. наука
b. апробация
c. концепция
d. теория
5. _____________ - это учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.
a. методология
b. идеология
c. аналогия
d. морфология
6.Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся:
a. философские
b. общенаучные
c. частнонаучные
d. дисциплинарные
e. определяющие
7. В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Из перечисленного к ним НЕ относится:
a. наблюдение
b. эксперимент
c. сравнение
d. формализация
8. Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции. Из представленного к ним НЕ относится:
a. опытная проверка гипотез и теорий
b. формирование новых научных концепций
c. заинтересованное отношение к изучаемому предмету
9.К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится:
a. анализ
b. синтез
c. абстрагирование
d. эксперимент
10. Замысел исследования – это…
a. основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы
b. литературное оформление результатов исследования
c. накопление фактического материала
11. Наука выполняет функции:
a. гносеологическую
b. трансформационную
c. гносеологическую и трансформационную
12. При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы:
a. структурный
b. организационный
c. функциональный
d. структурный, организационный и функциональный
13. Исходя из результатов деятельности, наука может быть:
a. фундаментальная
b. прикладная
c. в виде разработок
d. фундаментальная, прикладная и в виде разработок
14. Научно-техническая политика в развитии науки может быть:
a. фронтальная
b. селективная
c. ассимиляционная
d. фронтальная, селективная и ассимиляционная
15. Главными целями научной политики в системе образования являются:
a. подготовка научно-педагогических кадров
b. совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса
c. совершенствование планирования и финансирования научной деятельности
d. все перечисленные цели
16. Главным источником финансирования научно-исследовательских работ в вузах являются:
a. местный бюджет
b. федеральный бюджет
c. внебюджетные средства
17. Основное внимание Министерство образования РФ уделяет финансированию научно-исследовательских работ:
a. фундаментальных
b. прикладных
c. разработок
18. В системе Министерства образования РФ особое внимание уделяется научно-техническим программам (НТП):
a. федеральным целевым программам
b. программам Министерства образования России
c. программам других министерств
d. региональным программам
19. В общем объеме финансирования НИР удельный вес исследований, выполняемых финансово-экономическими вузами:
a. высокий
b. средний
c. незначителен
20. Методика научного исследования представляет собой:
a. систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования
b. систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов
c. совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности
d. способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений
e. все перечисленные определения
21. Экономический эффект определяется по:
a. фундаментальным и поисковым НИР
b. прикладным НИР и научным разработкам
22. В формировании научной теории важная роль отводится:
a. индукции и дедукции
b. абдукции
c. моделированию и эксперименту
d. всем перечисленным инструментам
23. Существует ли однозначная точка зрения о времени возникновения науки?
a. да
b. нет
24. В какой период времени наука возникла как непосредственная производительная сила?
a. в период античности
b. в Новое время
c. с середины XIX в.
d. со второй половины XX.
25. В какой период времени наука возникла как социальный институт?
a. в период античности
b. в Новое время
c. с середины XIX в.
d. со второй половины XX.
26. В какой период времени наука возникла как форма общественного сознания?
a. в период античности
b. в Новое время
c. с середины XIX в.
d. со второй половины XX.
27. _________ - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
a. наука
b. гипотеза
c. теория
d. концепция
28. В какой период времени наука возникла как система подготовки кадров?
a. в период античности
b. в Новое время
c. с середины XIX в.
d. со второй половины XX.
29. Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это …
a. научное направление
b. научная теория
c. научная концепция
d. научный эксперимент
30. Основу любой науки составляет…
a. терминология, профессиональная лексика
b. обычный разговорный язык
31. Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета:
a. Анализ
b. Синтез
c. Индукция
d. Дедукция
32. Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:
a. Наблюдение
b. Эксперимент
c. Аналогия
d. Синтез
33. Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей:
a. Моделирование
b. Аналогия
c. Эксперимент
d. Синтез
34. Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям:
a. Анализ
b. Синтез
c. Индукция
d. Дедукция
35. Система знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных человечеством в ходе общественно-исторической жизни, которая представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, объективных знаний – это…
a. опыт
b. наука
c. философия
d. естествознание
36. Функцией науки в обществе является…
a. создание грамотного, «умного» общества
b. построение эффективной работы социума
c. описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею (наукой) законов
d. создание базы для дальнейших научных исследований
37. Наука как форма общественного сознания возникла в…
a. Древней Греции
b. Древнем Риме
c. Египте
d. Новое время
38. Наука как социальный институт возникла в…
a. Древней Греции
b. Древнем Риме
c. Египте
d. Новое время
39. Наука как система подготовки кадров существует с…
a. 16 века
b. 17 века
c. середины 19 века
d. середины 18 века
40. Науки о природе называются…
a. общественные науки
b. философские науки
c. технические науки
d. естественные науки
41. Науки об обществе называются…
a. общественные науки
b. философские науки
c. технические науки
d. естественные науки
42. Науки об общих законах развития природы, общества и мышления называются…
a. общественные науки
b. философские науки
c. технические науки
d. естественные науки
43. Науки, занимающиеся решением технологических, инженерных, экономических и иных проблем, называются…
a. общественные науки
b. философские науки
c. технические науки
d. естественные науки
44. Физика, механика, химия, биология относятся к…
a. общественным наукам
b. философским наукам
c. техническим наукам
d. естественным наукам
45. Какие науки направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды?
a. прикладные науки
b. фундаментальные науки
c. технические науки
d. естественные науки
46. Какие науки направлены на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач?
a. прикладные науки
b. фундаментальные науки
c. технические науки
d. естественные науки
47. Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, называется…
a. научная теория
b. научная практика
c. научный метод
d. научное исследование
48. Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?
a. целенаправленность
b. поиск нового
c. бессистемность
d. доказательность
49. Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?
a. целенаправленность
b. поиск нового
c. систематичность
d. бездоказательность
50. Обычно научное исследование состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний?
a. подготовительный
b. творческий
c. исследовательский
d. заключительный
51. Определение объекта и предмета, цели и задач происходит на _______________ этапе научного исследования.
a. подготовительном
b. втором
c. исследовательском
d. заключительном
52. Разработка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.
a. втором
b. исследовательском
c. подготовительном
d. заключительном
53. Проверка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.
a. первом
b. исследовательском (втором)
c. подготовительном
d. заключительном
54. Формулировка предварительных выводов, их апробирование и уточнение происходит на _______________ этапе научного исследования.
a. первом
b. подготовительном
c. исследовательском (втором)
d. заключительном
55. Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций происходит на _______________ этапе научного исследования.
a. первом
b. подготовительном
c. заключительном
d. исследовательском (втором)
56. Внедрение результатов исследования в практику происходит на _______________ этапе научного исследования.
a. первом
b. подготовительном
c. исследовательском (втором)
d. заключительном (третьем)
57. Проблема научного исследования – это…
a. то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
b. то, что не получается у автора научного исследования
c. источник информации, необходимой для исследования
d. более конкретный источник информации, необходимой для исследования
58. Объект научного исследования – это…
a. то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
b. то, что не получается у автора научного исследования
c. источник информации, необходимой для исследования
d. более конкретный источник информации, необходимой для исследования
59. Предмет научного исследования – это…
a. то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
b. то, что не получается у автора научного исследования
c. источник информации, необходимой для исследования
d. более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах предмета
60. Тема научного исследования должна быть…
a. с размытой формулировкой
b. точно сформулированной
c. сформулирована в конце исследования
d. сформулирована так, чтобы вы могли обоснованно от нее отступать
61. Цель научного исследования – это…
a. краткая и точная формулировка того, что автор намеревается сделать в рамках исследования
b. уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
c. источник информации, необходимой для исследования
d. то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
62. Тема научного исследования – это…
a. уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
b. то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
c. источник информации, необходимой для исследования
d. более конкретный источник информации, необходимой для исследования
63. Гипотеза научного исследования – это…
a. уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
b. то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
c. предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений
d. источник информации, необходимой для исследования
64. Рабочая гипотеза – это…
a. реальное положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию
b. временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала
c. уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
d. то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
65. Метод научного исследования – это…
a. система последовательных действий, модель исследования
b. предварительные обобщения и выводы
c. временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала
d. способ исследования, способ деятельности
66. Методика научного исследования – это…
a. система последовательных действий, модель исследования
b. предварительные обобщения и выводы
c. временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала
d. способ исследования, способ деятельности
67. _____________ - это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата.
a. гипотеза
b. метод
c. цели
d. задачи
68. Диалектический и метафизический методы относятся к __________________ методам исследования.
a. общенаучным
b. частнонаучным
c. междисциплинарным
d. философским
69. Методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук относятся к ________________ методам исследования.
a. общенаучным
b. частнонаучным
c. междисциплинарным
d. философским
70. Наблюдение, эксперимент и сравнение относятся к основным ________________ методам исследования.
a. общекультурным
b. общелогическим
c. эмпирическим
d. теоретическим
71. Целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) – это…
a. наблюдение
b. эксперимент
c. сравнение
d. теоретизация
72. Активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса – это…
a. наблюдение
b. эксперимент
c. сравнение
d. теоретизация
73. Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов – это…
a. наблюдение
b. эксперимент
c. сравнение
d. теоретизация
74. Наблюдение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…
a. активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса
b. познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов
c. мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
d. целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)
75. Эксперимент как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…
a. активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса
b. познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов
c. мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
d. целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)
76. Сравнение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…
a. активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса
b. познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов
c. мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
d. целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)
77. Аксиома – это…
a. положение, которое в научном исследовании не принимается вне зависимости от того, имеет оно логические доказательства или нет
b. положение, которое в научном исследовании выступает в качестве проблемы
c. положение, которое принимается без логического доказательства
d. положение, которое принимается исключительно с логическими доказательствами
78. Конструктивистский метод теоретического исследования применяется в…
a. логико-математических науках и информатике
b. естествознании
c. технических и гуманитарных науках
d. математических науках
79. Аксиоматический метод теоретического исследования применяется в…
a. логико-математических науках и информатике
b. естествознании
c. технических и гуманитарных науках
d. математических науках
80. Гипотетико-дедуктивный метод теоретического исследования применяется в…
81. логико-математических науках и информатике
82. естествознании
83. технических и гуманитарных науках
84. математических науках
85. Прагматический метод теоретического исследования применяется в…
a. логико-математических науках и информатике
b. естествознании
c. технических и гуманитарных науках
d. математических науках
86. Абстрагирование как общелогический метод исследования – это…
a. разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
b. мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
c. прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов
d. метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
87. Обобщение как общелогический метод исследования – это…
a. разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
b. мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
c. прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов
d. метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
88. Анализ как общелогический метод исследования – это…
a. разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
b. мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
c. прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов
d. метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
89. Синтез как общелогический метод исследования – это…
a. разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
b. мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
c. прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов
d. метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
90. Индукция как общелогический метод исследования – это…
a. совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим
b. использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений
c. разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
d. метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
91. Дедукция как общелогический метод исследования – это…
a. совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим
b. использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений
c. разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
d. метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
92. Системный подход в научном исследовании – это…
a. совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим
b. использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений
c. разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
d. совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем
93. Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это…
a. синтез
b. системный подход
c. метод индукции
d. метод дедукции
94. Использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений – это…
a. синтез
b. системный подход
c. метод индукции
d. метод дедукции
95. Совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим – это…
a. синтез
b. системный подход
c. метод индукции
d. метод дедукции
96. Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое – это…
a. синтез
b. системный подход
c. метод индукции
d. метод дедукции
97. Метод разделения объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения – это…
a. синтез
b. анализ
c. метод индукции
d. метод дедукции
98. Прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов – это…
a. синтез
b. анализ
c. обобщение
d. абстрагирование
99. Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта – это…
a. синтез
b. анализ
c. обобщение
d. абстрагирование
100. Опрос, анкета, интервью, анализ документов относятся к _________________ методам исследования.
a. общенаучным
b. частнонаучным
c. социологическим
d. философским
101. При использовании данного метода исследования источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Что это за метод?
a. метод опроса
b. анализ документов
c. социологический эксперимент
d. моделирование
102. При использовании данного метода некоторая группа помещается в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора), где можно проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя (контрольных) характеристик. Что это за метод?
a. метод опроса
b. анализ документов
c. социологический эксперимент
d. Моделирование