Роль и место воображения в структуре познават. деятельности человека.
Воображение - это пс. процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Это форма человеч. психики, стоящая отдельно от всех психич. процессов и вместе с тем занимающая промежуточное место между восприятием, памятью и мышлением.
Рубинштейн: «Воображение – это отлет отпрошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».
Воображение - это необходимый элемент творческой д-ти чел-а, выражающийся:
a. в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
b. в создании программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;
c. в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;
d. в создании образов, соответствующих описанию объекта.
Виды воображения:
I. по степени активности:
· Активное - пользуясь им чел-к по собственному желанию, усилием воли может вызывать у себя соответствующие образы:
- воссоздающее – когда необходимо создать тот или иной образ, соответствующий описанию
- творческое - предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах д-ти и является неотъемлемой стороной технического, художествен. творчества
- мечта - активное воображение, необходимое условие преобразования действит-ти, создание образа желаемого будущего.
· Пассивное - образы возникают спонтанно, помимо воли и желания чел-а.
II. по степени волевых усилий:
· преднамеренное - создает образы, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь (грезы - психич. состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего с несколько идеализированным будущим);
· непреднамеренное - наблюдается при ослаблении д-ти сознания, при его расстройствах, в полудремном состоянии (сновидения, сон, дремотное состояние).
Процесс воображения всегда протекает неразрывно с двумя др. пс. процессами – памятью и мышлением.
Воображение тесным образом связано с памятью:
I. Воспроизведение образов - основная характеристика памяти, преобразование образов - основная характер-ка воображения.
II. Память и воображение опираются на прошлый опыт, но у них разное отношение к нему. Память тесно связана с прошлым опытом, а воображение свободно от него. Образы памяти - это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти - сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта. Функция воображения - их преобразовать. Память в ее высших сознательных проявлениях характер-ся тем, что образ, активно воспроизводящий прошлое, осознается в том отношении к нему как его воспроизведение. Это связано с установкой на точность воспроизведения. Воображение в тех высших его формах, в которых проявляется его специфичность, не менее характерным является другое отношение к прошлому опыту - создание известной свободы по отношению к нему, дающей возможность его преобразовать.
Связь воображения с мышлением:
I. Оба процесса возник. в потребностной ситуации и мотивируются потребностями личности (реальному процессу удовлетворения потребности может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей).
II. Основное содержание мышления – понятия, а воображения – яркие представления. Т.е. опережающее отражение действит-ти в воображении происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений. В мышлении опережающее отражение происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир. Существует 2 системы опережения сознанием результатов д-ти: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий.
III. В зависимости от обстоятельств, которыми характер-ся проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и мышления. Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у чел-а аппарата воображения.
Связь воображениея с восприятием:
I. Конечным продуктом и воображения, и восприятия явл. образы.
II. Но образы восприятия носят характер непосредственной чувственной данности, а образы воображения не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого.
III. Восприятие всегда объективизированно (отражает то, что есть на самом деле), а воображать – значит преобразовывать действительность, видоизменять ее.
«Техники» воображения (по Рубинштейну):
· Комбинирование;
· Акцентуирование;
· Типизация (специфическое обобщение)
· Использование символов.