Роль воображения в жизни человека

Лекция 5

Воображение

§ 1. Понятие о воображении. Что такое воображение. Чем воображение отличается от восприятия. Каковы основные виды воображения человека.

§ 2. Роль воображения в жизни человека. Для чего человеку нужно вооб­ражение. Какую роль воображение играет в планировании управления дея­тельностью человека. Какова роль воображения в регуляции процессов удовле­творения потребностей человека. Какова роль воображения в различных ви­дах творческой деятельности человека.

§ 3. Природные факторы и социальные условия, влияющие на вообра­жение. Каким образом воображение человека связано с процессами, происходя­щими в организме. Как органические процессы, влияют на воображение челове­ка. Каким образом психические процессы и состояния человека воздействуют на его воображение. Какова связь воображения с тем, что происходит в жиз­ни человека, вокруг него.

§ 4. Развитие воображения. Можно ли развивать воображение. Что следу­ет понимать под развитием воображения. Каковы основные направления раз­вития воображения. Что представляют собой средства развития воображения.

Понятие о воображении

Что такое воображение.Воображение можно определить как процесс представления информации в виде образов, при­чем речь идет о таком ее представлении, при котором образы отличаются от реальной действительности. Иными словами, в образах, рождаемых воображением человека, всегда содер­жится нечто такое, чего нет в реальной действительности.

С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный мо­мент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы имеем дело в наших мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который включает в се­бя образы в качестве продуктов творчества. Из сказанного можно сделать вывод о том, что воображение человека име­ет много общего с его восприятием, памятью и мышлением. Чтобы уточнить, что понимается под воображением, рассмо­трим отличия воображения от названных выше познаватель­ных процессов.

Чем воображение отличается от восприятия, памяти и мышления.Обсуждая данный вопрос, можно говорить, с од­ной стороны, об отличиях воображения как познавательно­го процесса от указанных выше других познавательных про­цессов, а с другой — об отличиях образов, рождаемых вооб­ражением человека, от образов, связанных с функционированием познавательных процессов. Время от времени мы бу­дем говорить как о первых, так и о вторых отличиях вооб­ражения от восприятия, памяти и мышления.

Восприятие — это процесс порождения образов в резуль­тате непосредственного воздействия информации на органы чувств человека, причем соответствующая информация ка­сается реально существующих предметов и явлений, кото­рые воздействуют на органы чувств в данный момент вре­мени. Восприятие — это процесс порождения образов в от­сутствие реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Иными словами, в восприятии образы рождаются лишь тогда, ко­гда связанные с ними предметы и явления присутствуют в окружающем мире и воздействуют на органы чувств чело­века, а в воображении образы возникают, когда соответст­вующие предметы и явления отсутствуют. В этом заключа­ется первое отличие воображения от восприятия.

Второе отличие воображения от восприятия состоит в том, что образы восприятия более или менее точно отража­ют объективно существующие явления и предметы и обыч­но не имеют в себе такого, чего не было бы в этих предме­тах и явлениях. Образы, рождаемые воображением челове­ка, всегда несут в себе нечто, чего нет в реальной действи­тельности. Иногда они являются продуктом чистой фанта­зии, то есть ничему в реальной действительности не соответ­ствуют вообще.

Достаточно близка к воображению человека его образная память. Но и здесь можно увидеть существенные отличия воображения от памяти. Прежде всего, память может вос­произвести лишь то, что человек когда-то запомнил. В ней нет ничего такого, чего не было бы в памяти человека, дол­говременной или оперативной. Правда, могут иметь место искажения, ошибки памяти, но и они не являются случай­ными и по своему содержанию практически всегда чем-то напоминают то, что сохранилось в памяти. Образы, рождае­мые воображением, всегда имеют в себе нечто ранее несущестовавшее в памяти.

Роль воображения в жизни человека - student2.ru Роль воображения в жизни человека - student2.ru Воображение, особенно творческое, напоминает мышле­ние. Как продукт, так и результат творческого воображения представляют собой придуманный человеком образ. Однако когда мы говорим о мышлении, под ним мы понимаем целенаправленный процесс решения задачи, результат которого как бы известен заранее.

Приступая к творческому мышлению, человек знает, что он собирается создать, и постоянно сверяет продукт своего образного мышления с намеченной целью. Для творческого воображения никакой заранее намеченной цели не сущест­вует. В творческом воображении рождаемый фантазией че­ловека образ непредсказуем, появляется и изменяется в са­мом процессе и почти всегда является в чем-то неожидан­ным для самого человека.

Теперь, определив, что такое воображение, и выяснив его отличия от восприятия, памяти и мышления, попробуем от­ветить на вопрос:

Каковы основные виды воображения человека.Таких видов у человека несколько. Это — пассивное и активное воображение, репродуктивное и продуктивное (творческое) воображение. Рассмотрим каждый из этих видов воображе­ния в отдельности.

Пассивным называют воображение, в котором образы рож­даются самопроизвольно, без участия сознания и воли челове­ка. Они появляются в голове, всплывают, изменяются неожи­данно, и человек не в состоянии их контролировать. Приме­рами пассивного воображения являются образы сновидений и галлюцинаций, а также образы, возникающие во время болез­ненных изменений сознания человека, например в бреду.

Активное воображение — это воображение, рождающее образы при активном участии сознания и воли человека. Здесь человек ставит перед собой цель придумать, предста­вить нечто в виде образа, и последовательно, контролируя процесс, решает определенную задачу. Примерами активно­го воображения выступают образы художников, писателей, инженеров, которые занимаются сознательным творческим трудом. Активно воображение ребенка, который придумыва­ет что-то, например, рисует, сочиняет и т.п.

Репродуктивное воображение — это воображение, которое в основном воспроизводит известное, имея, конечно, в порож­даемых им образах значительную долю фантазии. Так, напри­мер, репродукция картины известного художника является более или менее точной ее копией, но вместе с тем чем-то от­личается от оригинала. Репродуктивным можно также на­звать воображение, образы которого созданы на основе известных элементов, путем их нового сочетания или новой комби­нации. Если, к примеру, ребенок сложил известную мозаич­ную фигуру из предложенного ему набора элементов, то вооб­ражение такого ребенка будет репродуктивным.

Продуктивным называют воображение, порождающее со­вершенно оригинальный образ, который в целом и по частям существенно отличается от всего известного. К примеру, в большинстве случаев продуктивным будет воображение ху­дожника, писателя, инженера, которые создают новое про­изведение искусства, литературы или новую технику.

Роль воображения в жизни человека

Для чего человеку нужно воображение. Каковы основ­ные функции воображения.Человек, по-видимому, являет­ся единственным из всех живых существ, обладающих ак­тивным и продуктивным воображением. Следовательно, вполне резонно поставить и попытаться найти ответ на воп­рос о том, какую роль эти виды воображения играют в жиз­ни человека. Но у него также есть и два других, названных выше, вида воображения: пассивное и репродуктивное. На­верное, и они решают важную задачу в жизни людей. Отве­тить на вопрос о том, для чего человеку нужно воображение, можно, раскрыв его основные функции.

Воображение, во-первых, позволяет человеку представлять в виде образов и идей то, что он не может непосредственно вос­принимать в данный момент, или то, что вообще или в данный момент времени не существует в действительности. Например, человеку может понадобиться представить какой-либо пред­мет, которого нет в его поле зрения в настоящий момент, или то, что он только еще собирается создать (воображение худож­ника, писателя, актера в момент начала их творческой дея­тельности), и тогда он обращается к своему воображению.

Во-вторых, воображение необходимо, чтобы в образной форме решать некоторые задачи, не действуя практически с вещами, а только манипулируя в сознании образами вещей, с которыми эти задачи связаны. К примеру, решая задачу удобной расстановки тяжелых и крупногабаритных пред­метов мебели в комнате, человек сначала мысленно, в своем воображении, представляет картину новой расстановки ме­бели, и только затем, решив, что она оптимальная, предпри­нимает соответствующие практические действия.

Роль воображения в жизни человека - student2.ru В-третьих, воображение помогает человеку выйти за пре­делы настоящего времени и, перенеся себя мысленно в про­шлое или в будущее, проиграть в уме соответствующие дей­ствия. Например, анализируя уже совершенные нами по­ступки, мы иногда мысленно переносим себя в прошлое и представляем, каким бы было наше поведение, если бы мы действовали по-другому. Если, напротив, возникает задача хорошо подготовиться к будущему, то мы в своем воображе­нии представляем себе будущую ситуацию и различные ва­рианты своего поведения в ней.

У человеческого воображения есть и две специальные, психологческие функции. Одна из них называется психоди­агностической, а другая — психотерапевтической. Психо­диагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно су­дить о его психологии.

Эта функция активно используется в психологических те­стах, где человеку предлагается что-либо придумать (напри­мер, несуществующее животное), сочинить рассказ, усмот­реть что-либо определенное в беспорядочном нагромождении линий, красок, фигур и т.п. Предполагается, что в продук­тах фантазии человека непосредственно отражаются его пси­хологические особенности. Подвергая продукты фантазии человека специальному анализу, мы можем сделать опреде­ленные выводы о его психологии.

Психотерапевтическая функция воображения в свою оче­редь состоит в том, что через него можно оказывать поло­жительное влияние на психологическое состояние и поведе­ние человека. Известно, что, произвольно вызывая у себя определенные образы, мы через них можем изменять свои собственные психические и физические состояния. Предста­вляя, например, жаркое лето, солнце, мы начинаем внут­ренне ощущать тепло. Мысленно воображая, что мы нахо­димся на морозе, мы начинаем ощущать холод.

1 Аутогенная тренировка — это метод практической психологии, включаю­щий в себя освоение человеком системы физических, дыхательных и других специальных упражнений, связанных с самовнушением и рассчитанных на эф­фективную психофизиологическую саморегуляцию человека.

Гештальттерапия — это метод групповой практической психологии, где во­ображение используется для того, чтобы представлять себе какого-либо челове­ка присутствующим в данный момент времени и вести с ним открытый диалог. Нейролингвистическое программирование — это также один из методов психо­терапии, основанный на активном использовании воображения в терапевтиче­ских целях, в частности, для образного представления самого себя, как бы наблюдающего за самим собой со стороны.

Есть, однако, и типичные, довольно часто встречающиеся в жизни каждого человека случаи, когда все люди время от времени обращаются к ис­пользованию воображения. Эти случаи связаны с планирова­нием и управлением деятельностью человека, с регулирова­нием процесса удовлетворения потребностей, с различными видами творческой деятельности.

Какую роль воображение играет в планировании и уп­равлении деятельностью человека.Когда человек планиру­ет свою деятельность, он, естественно, пытается предста­вить, как она может разворачиваться в будущем. Это буду­щее для него еще не наступило, и представлять его можно лишь в воображении. Следовательно, любое планирование будущего основано на достаточно активном воображении че­ловека, и чем богаче его воображение, тем детальнее и на бо­лее длительный срок он может планировать свою жизнь на будущее.

В качестве примера планирования деятельности с участи­ем воображения можно взять размышления шахматиста над своим очередным ходом. Опытный шахматист может почти наверняка спланировать развитие ситуации на шахматной доске на несколько шагов вперед, причем хорошо представ­ляет ее в своем воображении, прежде чем принять оконча­тельное решение.

То же самое делает и опытный бизнесмен, принимая ка­кое-либо решение по развитию бизнеса, опытный политик, принимая определенное политическое решение, рассчиты­вая на то, что оно вызовет в обществе определенный резо­нанс. Вообще, в любой деятельности способность мысленно представлять себе всевозможные варианты развития собы­тий в будущем выступает как одно из профессионально зна­чимых качеств человека. Проверку уровня развития такой способности часто включают в процедуры профессионально­го отбора людей. Не менее важна роль воображения в управлении актуаль­ной деятельностью человека, то есть деятельностью, кото­рой он занят в данный момент. Дело в том, что планирова­ние человеком любой его деятельности, особенно целенапра­вленной, всегда несколько опережает происходящие в ней реальные события, если, конечно, это сознательно управля­емая деятельность. Всякий очередной свой шаг в этой дея­тельности человек должен соотносить с ее целью, то есть представлять себе, приблизится он или, напротив, удалится от соответствующей цели, предприняв очередное, связанное с данной деятельностью, действие.

Какова роль воображения в регуляции процесса удов­летворения потребностей.Далеко не все свои потребности в силу тех или иных причин человек в состоянии постоянно и полностью удовлетворять, и это обстоятельство порождает у него хроническое состояние неполной удовлетворенности жизненно важных потребностей. Если бы дело обстояло та­ким образом, что у человека не было другого пути избавле­ния от чувства неудовлетворенности, кроме полного удовле­творения соответствующих потребностей, то ему никогда бы не удалось добиться нормализации своего психологического состояния.

К счастью, человек обладает уникальной способностью в какой-то степени удовлетворять свои потребности в вообра­жении, то есть не только реально, но и символически. К примеру, если человек мечтает о том, чтобы оказаться в ка­ком-либо привлекательном для него месте, но не может сде­лать этого вообще или в данный момент, то он может просто представить себе, что уже находится в желаемом месте. От этого, конечно, его потребность не будет полностью удовле­творена и окончательно не исчезнет, но ее острота, тем не менее, существенно снизится.

Обиженный человек может отомстить своему обидчику символически, в своем воображении. Это в какой-то степени успокоит его самого. Данный прием широко применяется, например, в Японии для самоуспокоения служащих, недо­вольных действиями своих начальников. Они могут войти в комнату, где находится фотография или манекен начальни­ка, и, заперевшись в ней, выразить фотографии или манеке­ну все, что хотели бы сказать или сделать реальному началь­нику. Популярная психологическая теория, объясняющая жиз­ненное назначение и содержание сновидений человека, ут­верждает, что одна из главных задач сновидений человека заключается в том, чтобы служить средством символическо­го удовлетворения актуальных, не полностью удовлетворен­ных потребностей и снимать напряжение, беспокойство, тревогу, порождаемые неудовлетворенными потребностями. Эта теория довольно популярна в психоанализе, с ней свя­зывается существование специального защитного механиз­ма1, который называется замещением. Суть его состоит в том, что, будучи не в состоянии удовлетворить свою потреб­ность с помощью одного, весьма привлекательного, объек­та, человек удовлетворяет ее с помощью другого, менее при­влекательного, и при этом в своем воображении искусствен­но поднимает цену доступного для него объекта, одновре­менно обесценивая менее доступный объект. Известным ли­тературным воплощением этой психологической ситуации является басня И.А.Крылова «Лиса и виноград», где лиса, не добравшись до винограда, утешается тем, что он зелен и что именно поэтому ей якобы его не хочется.

Какова роль воображения в различных видах творче­ской деятельности человека.Без богатого воображения лю­бая творческая деятельность человека была бы невозмож­ной. Это объясняется следующим.

Во-первых, сам продукт творчества или будущая цель творческой деятельности всегда представлены сначала в во­ображении творца и только затем становятся реальностью. Прежде чем нарисовать картину, художник в своем вообра­жении строит ее замысел.

Во-вторых, первончальный творческий замысел или про­ект почти никогда не остаются неизменными и чаще всего существенно изменяются в ходе самого творчества. Это из­менение задуманного в ходе творческой деятельности явля­ется именно ее неотъемлемым свойством и не может проис­ходить иначе, как в воображении.

1 Описано более 20 видов защитных механизмов. Начало исследованиям за­щитных механизмов было положено З.Фрейдом, рассматривавшим их как фор­мы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериори-зованными социальными требованиями и запретами, и А.Фрейд, видевшей в них также механизм разрешения внешних конфликтов, адаптации к социаль­ному окружению.

В-третьих, способности, талант любого творца не в пос­леднюю очередь оцениваются людьми именно по богатству его воображения. Что останется от картин известного ху­дожника Сальвадора Дали, если из его творчества убрать то, что относится к богатой творческой фантазии самого худож­ника, и оставить лишь то, что касается высокого техниче­ского мастерства его кисти? Это сразу же поставило бы Да­ли в ряд множества других, малоизвестных художников, ко­торые владеют кистью не хуже, чем он. А разве мы не оце­ниваем достоинство автомобиля, в частности, по оригиналь­ности его дизайна?

Наши рекомендации