Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Развитие личности, по мнению Э. Эриксона, определяется единством и взаимодействием трех основных линий: соматической, психосоциальной, психосексуальной.
Главным содержанием развития личности является процесс становления эго-идентичности. Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тождественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружением; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер.
Идентичность личности является условием эффективного функционирования человека в определенной культуре и системе общественных отношений. Весь процесс развития личности Э. Эриксон рассматривает с точки зрения становления и преобразования идентичности.
Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез — наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. План предусматривает поэтапность формирования органов, т. е. психологических способностей. В нем постулируется наличие «критических периодов» для возникновения и развития личностных структур. В каждый период существует особая чувствительность к формированию какого-то свойства личности, и, если этот период пропущен, личностное развитие искажается. Каждая стадия основана на предыдущей — существует преемственность и взаимосвязь стадий.
Развитие — процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития. В зависимости от выбора личностное развитие может быть позитивным или негативным. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.
Кризис осуществляется в радиусе значимых социальных отношений. Общество помогает в разрешении кризиса, предлагая ритуализации, устойчивые социокультурные формы взаимодействия личности и ее социального окружения, создающие необходимые условия для благополучного разрешения кризиса. Ритуализация имеет ряд особенностей:
1. Ритуальные действия имеют общее значение, понятное и разделяемое всеми участниками.
2. Ритуальные действия сочетают устойчивость и повторяемость взаимодействия с определенной новизной. Психологический смысл сочетания стабильности и новизны ритуала состоит в создании оптимальных условий для развития личности ребенка. Стабильность и устойчивость обеспечивают чувство безопасности , готовность активно взаимодействовать со взрослым. Привнесение элементов новизны в ритуал учит его действовать в новых ситуациях, не бояться нового
3. Ритуальные действия не только сохраняются на протяжении всей жизни человека, но преобразуются и приобретают новые формы, вбирая в себя опыт и растущую компетентность ребенка.
Ритуализмы – противоположны ритуалам, приводят к воспроизведению негативного сценария развития личности. Общество предлагает человеку как ритуалы, так и ритуализмы. Это обусловливает многообразие сценариев личностного развития.
Каждая стадия развития характеризуется модусом – способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру.
Оценивая концепцию Э. Эриксона, необходимо отметить «сильные» стороны, раскрывающие перспективы дальнейших следований:
■ развитие личности рассматривается в целостном жизненом цикле, охватывающем весь онтогенез человека;
■ развитие рассматривается как диалектический процесс преодоления кризисов, разрешения возникающих противоречий;
■ развитие понимается как процесс, в значительной степени обусловленный активностью самой личности. Выделено, как минимум, два различных сценария развития. Развитие не есть линейный и изначально запрограммированный процесс;
■ отношения личности и общества выступают как отношения сотрудничества, в которых позитивное развитие личности невозможно вне социальных отношений;
■ выделение двух типов новообразований— деструктивных и позитивных — определяет пространство возможных траекторий развития личности.