Понятие малой группы. Виды малых групп. Коллектив, его структура и признаки.

Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.

Среди групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным другим всевозможным признакам.

Малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Внутри малых групп обычно возникают микрогруппы, отличающиеся особой близостью отношений между их членами. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

Рассмотрим классификацию малых групп.

Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно – только в лаборатории.

Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.

Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название – официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, группа функцмонирует в соотв-ии с заранее установленными целями, положениями, инструк-ми, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций, на основе личных симпатий и антипатий. (сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу).

Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.

по длит-тисущ-я: постоянные, временные; по содержанию выполняемой деятельности::научные, военные, учебные, торговые и т.д.

Все естественные группы можно разделить навысокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).

коллектив – высокоразвитая группа, отношения которой строятся на морали, а цель деятельности не противоречит целям, принятым в обществе. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма тогоже количества индивидов, работающих в отдельности.

Признаки коллектива: - должен успешно справляться с возложенными на него обязанностями; - д.б. сложившаяся иерархия взаимоотношений; - условия для развития каждой личности; - д.б. способен к творчеству; - цель деятельности д.б. социально одобряема.

Этапы развития коллектива:

1) первичный (слаборазвитая группа) – формальные взаимоотношения, отсутствие в отношений каких-либо проблем

2) стадия притирки – складывается иерархия взаимоотношений, возникают конфликты, борьба за лидерство.

Стратометрическаяконцепциягрупповой____ активности (А.В. Петровский). Согласно данной концепции, структура группы со­стоит из трех страт (слоев), каждая из которых характеризуется опреде­ленным принципом построения отношений между ее членами (рис.).

Понятие малой группы. Виды малых групп. Коллектив, его структура и признаки. - student2.ru

Центральное звено групповой структуры (А) образует сама группо­вая деятельность.

Вторая ядерная страта (Б), фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельно­сти, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотива­цию деятельности, ее социальный смысл для каждого участника.

В третьей страте (В) локализуются характеристики деловых взаимоотношений, которые складываются в коллективе.

Поверхностный слой межличностных отношений (Г) предполагает наличие связей (главным образом, эмоциональных), по отношению друг к другу, личные взаимоотношения.

Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития.

18 Понятие о характере. Формирование характера человека.

Характер (греч. — чеканка, отпечаток) есть совокупность устойчи­вых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и прояв­ляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения.

В характере выражаются наиболее типичные, существенные осо­бенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предви­деть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

Особенности личности, относящиеся к характеру, называют черта­ми характера. Черты характера — это не случайные проявления лично­сти, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, кото­рые стали свойствами самой личности. Различные черты, входящие в характер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру. В данной структуре выде­ляют четыре группы черт, выражающие отношение личности к действи­тельности:

- к деятельности (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчи­вость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной ра­боте, безответственность, пассивность);

-к другим людям, коллективу, обществу (например, общитель­ность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);

- к самому себе (например, чувство собственного достоинства, пра­вильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скром­ность и противоположное ей самомнение (иногда переходящее в тще­славие), заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);

-к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость, ску­пость и т. п.).

Абсолютной или универсальной классификации характеров не существует. Основания для разделения характеров на типогруппы, как правило, вводятся учеными для решения конкретных исследовательских задач. Так, по К. Юнгу, характеры можно разделить на экстравертиро­ванный и интровертированный. Экстравертированный тип. Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье они часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени.готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь.сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей.

Нередко характеры делят на: 1) волевой (активный, целеустремленный, деятельный), 2) эмоциональный (дейст­вующий под влиянием порыва, переживаний); 3) рассудочный (оцени­вающий все с точки зрения разумности).

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека

Как было отмечено выше, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает своим близким. При помощи прямого учения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества - эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде - трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

10 типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1. Гипертимный тип (гиперактивный). Его характеризует чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться.серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклотимный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором, активной стороной. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется. Предъявляет повышенные требования к себе; особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен; иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. Человек с акцентуацией такого типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем он с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда он изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. А отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают “с полуслова”. Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не “выплескивая” наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип акцентуации характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такой человек демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Люди с акцентуацией такого типа раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков.: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов.черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

19 Задатки и способности. Условия развития способностей

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности ор­ганизма, являющиеся базой для развития способностей. (Теплов Б.М.).

Задатки многозначны, на основе одного задатки могут сформиро­ваться самые различные способности.

Способности - это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно зани­маться и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Известный советский психолог Б.М. Теплов выделил три важнейшие характеристики способностей:

- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого

- индивидуальные особенности, которые имеют от­ношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;

- «способность» не сводится к тем ЗУН, ко­торые выработаны у данного человека, а является как бы благоприятной предпосылкой для их формирования.

В качестве способностей могут выступать и свойства индивида, и от­ношения личности. В данном случае к свойствам индивида относится раз­витость познавательной, эмоциональной и волевой деятельности. Отноше­ния личности включают увлеченность, сознание долга, интерес, т. е. на­правленность личности. Например, у человека есть способности к познава­тельной деятельности, располагающей его к инженерной профессии, но нет никакого интереса к ней. И если не поднять мотивацию и не развить ин­терес, все познавательные способности останутся нереализованными.

Способности разделяют наспециальные и общие. Специальные спо­собности определяют возможности развития отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятель­ности. Общие способности связаны с развитием интеллекта и определен­ных особенностей личности. Например, это:

-готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;

-черты характера — внимательность, собранность, целенаправлен­ность, наблюдательность;

-развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентиро­ваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умст­венной деятельности.

Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

Условия развития способностей:

1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;

2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);

3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:

- простая деятельность - снижение интересов;

- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.

Факторы, влияющие на развитие способностей: - исходная предпосылка - врожденные задатки; - время выявления; - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес; - всестороннее развитие интересов и способностей; - соперничество и сотрудничество.

Способности разделяют на специальные и общие. Специальные способности определяют возможности развития отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятель­ности. Общие способности связаны с развитием интеллекта и определенных особенностей личности. Например, это: -готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность; -черты характера — внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность; -развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности и возможности переключения с одного вида деятельности на другой. Эффективность таких видов деятельности как управленческая, преподавательская, исследовательско-диагностического типа (исследователь, конструктор) определяется в большей степени развитием общих способностей. Кроме того, общая способность выступает как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности (преподавательской, инженерной, музыкальной и т. д.).

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет его одаренность.Она обуславливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, выполняющих ее на тех же условиях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом.Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений инди­видуальных особенностей личности.

Наши рекомендации