Понятие личности в психологии. Структура личности. Направленность личности.
Личность - это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
В психологии широко используются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность и индивидуальность. Человек - представитель биологического вида. Это совокупность биологических и общественных характеристик, свойственных людям. Специфической особенностью человека как биологического существа являются, например, прямохождение, высокоразвитый мозг и т.д. Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать окружающий мир, но и активно преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии индивид. Индивид — конкретный человек, отдельный представитель человеческой общности. Индивид принадлежит к роду «человек», но один индивид отличается от другого.
Личность - это человек (индивид) в системе таких его психологических характеристик, которые формируются в процессе жизни в обществе. Главной в характеристике личности является ее общественная сущность.
Индивидуальность - это лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает одного человека от другого. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности.
Развитие личности определяется внешними и внутренними факторами. В качестве внешних факторов выступают окружающая среда и общество, к внутренним относятся биогенетические и физиологические особенности человека и его психики. Процесс развития личности имеет исторический характер. Современная психология считает, что личность биосоциальна, то есть ее развитие и функционирование определяется единством биологических и социальных факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга.
Уровень развития личности - это степень и показатели психического развития человека (ребенка) на различных этапах формирования его личности.
Основу личности составляет ее структура - относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация.
Способности понимаются как индивидуально-психологические устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько человек при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.
Темперамент – те индивидуальные свойства, которые в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Это – индивидуальная характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Черты тем-та яв-сянаследственными, поэтому плохо поддаются изменению.
Характер в узком смысле – определяется как Совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают или мешают личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе.
Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.
Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, лучше настраиваемся на совместную деятельность и общение. Эмоции организуют деятельность человека, стимулируя и направляя ее.
Мотивация – ее составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые психические факторы, побуждающие человека к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели.
Направленность личности.
Ведущий компонент структуры личности, основное системообразующее качество личности — направленность личности — система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.
Под направленностью личностипонимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Направленность.личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность включает несколько форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.
Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определённых социальных отношений, социальных ценностей.
Итак, поведение личности определяется её направленностью. Направленность личности определяет всю систему её побуждений, систему её стратегических и тактических целей.