Отвлекаемость и рассеянность внимания.
Отвлекаемость(отвлечение) внимания- это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. Как было сказано, в ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс.
Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы студент мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие его от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду, чувство оскорбленного достоинства и пр. Воспитание стойкого и глубокого интереса к знаниям также является важным условием "борьбы" с отвлекаем остью внимания.
Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности.
При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать более слабый очаг, соответствующий объекту внимания; по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотонной работой.
Внимание может быть направлено на внешние сигналы и на себя – свои мысли, переживания, ощущения… (внешнее внимание и внутреннее). Внешнее часто выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию. Внутреннее – в углубленности, сосредоточенности на предмете размышления. Взгляд при этом направлен как бы внутрь себя, устремлен в одну точку.
Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга: невозможно быть одинаково сосредоточенным одновременно на внешних сигналах и на внутренних ощущениях или мыслях. (По преданию великий греческий философ Демократ ослепил себя для того, чтобы внешние впечатления не мешали самосозерцанию, то есть, внутреннему вниманию). Поэтому и студентам достаточно непросто выполнять одновременно два задания: слушать лекцию и ее конспектировать как можно более подробно.
Кроме того, внешнее внимание переключается легко, а внутреннее – труднее. Это значит, что переключить внимание с одного объекта на другой легче, чем с одной мысли на другую.
Одним из видом нарушения внимания является рассеянность человека, то есть уменьшение способности к концентрации и переключению внимания. Однако причины рассеянности могут быть разные. Много забавных историй рассказывают о рассеянности ученых, художников, композиторов.
Так, немало рассказывали о рассеянности известного композитора и химика А.П. Бородина. Однажды он с женой поехал за границу. При проверке паспортов чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин по своей рассеянности никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это время в комнату вошла его жена, Екатерина Сергеевна, и композитор, бросился к ней: "Катя! Ради Бога, как тебя зовут?" (См. Музыканты смеются. Киев, 1976).
Однако рассеянность таких людей часто является оборотной стороной максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете интересов. Они так глубоко погружены в свои мысли, так сконцентрированы на них, что при столкновении с житейскими мелочами не переключаются и могут оказаться в смешном положении.
И еще один факт. У известного математика Гилберта был званый вечер. После прихода одного именитого гостя мадам Гилберт попросила мужа сменить галстук. Он ушел. Прошел час, но муж не появлялся. Встревоженная супруга отправилась на поиски и, заглянув в спальню, увидела, его спящим в постели. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук, автоматически стал раздеваться дальше и лег в кровать.
В чем причина описанной рассеянности? В том, что выработав бытовые стереотипы, ученые пользовались каждым случаем, чтобы вывести из сознания контроль за их исполнением или своевременным переключением на другую программу, и тем самым освободить поле внимания для решения основной научной задачи.
Совсем иные особенности имеет старческая рассеянность (настоящая, а не мнимая); внимание в силу атеросклероза сосудов мозга становится неустойчивым, и необходимы усилия, чтобы удержать внимание старого человека в нужном русле.
Причиной истинной, а не мнимой ("профессорской") рассеянности может быть расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание клеток мозга.
Иногда рассеянность – результат физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний. Причинами могут быть: перегрузка мозга большим количеством впечатлений, разбросанность интересов…, а также неправильное воспитание в семье, когда выполняются все желания и прихоти ребенка, а его самого освобождают от трудовых обязанностей.
В связи с тем, что в бездеятельном состоянии внимание не проявляется, есть только одно средство его развития – сама деятельность. Поскольку свойства произвольного внимания отражают свойства волевого усилия, то развитие воли будет означать и развитие волевого (произвольного) внимания.
В конечном итоге в результате постоянного упражнения внимания развивается наблюдательность как черта характера личности. Наблюдательный человек всегда заметит многое и даже то, что от него хотели бы скрыть. З. Фрейд по этому поводу замечал: "Имеющий глаза, чтобы видеть, имеющий уши, чтобы слышать, может убедиться, что ни один смертный не способен скрыть секреты. Если молчат губы, то проговариваются пальцы рук." (З. Фрейд. Лекции по введению в психоанализ. М., 1922, т.2, с. 114).
Роль внимания в жизни человека переоценить трудно, поскольку без него, как и без памяти невозможен ни один познавательный психический процесс.