РАЗДЕЛ II. Внимание и его свойства. Как научиться быть внимательным?

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. Под направленностью следует понимать избирательный характер восприятия, т.е. выделение из окружения значимых для индивида конкретных предметов. Сосредоточенность – это углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большая углубленность необходима.

Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга, которая осуществляется прежде всего ретикулярной формацией, а также гипоталамическими структурами.

Среди "пусковых" механизмов ретикулярной формации следует отметить ориентировочный рефлекс. Это – врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. На лекции все внимательно слушают лекцию, но дверь приоткрылась и, несмотря на поглощенность работой, все студенты посмотрели на дверь.

Однако лишь одним этим рефлексом внимание объяснить нельзя. Физиологические механизмы сложны и включают в себя две основные группы, которые осуществляют фильтрацию раздражителей: периферические и центральные.

К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука, и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. Внимание – это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, то есть, на периферии.

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Более сильное возбуждение подавляет возникающее одновременно с ним слабое возбуждение и определяет течение психической деятельности в соответствующем направлении.

Внимание своим наличием обязано еще двум механизмам: иррадиации нервных процессов (возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция).

Согласно принципу доминанты, выдвинутому А.А.Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность.

До конца же механизмы внимания могут быть раскрыты, если учитывать особенности человека, постановку и уточнение целей деятельности. Современные исследователи доказали, что у людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях мозга, где находятся особого типа нервные клетки (нейроны); в этих клетках закодирована информация о различных свойствах предметов и, в зависимости от возникающих потребностей, внимание сосредоточивается на той или иной их стороне. (Так, сытая кошка не воспринимает мышь как пищу, но с удовольствием с ней поиграет).

Таким образом, внимание обусловлено активностью сложной системы мозговых структур.

Виды внимания

Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный и произвольный характер.

Непроизвольное внимание еще называют пассивным или непреднамеренным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Непроизвольное внимание обусловлено многими причинам (физическими, психическими, психофизиологическими и т.д.). Условно их можно разделить на группы.

1 группа причин: связана с характером внешнего раздражителя, его силой и интенсивностью. Громкие звуки, яркий свет, резкий неприятный запах – все это невольно привлекает внимание. Контраст между раздражителями, длительность раздражителя, его величина и форма, а также новизна и необычность раздражителя; привлекает внимание все движущееся, пульсирующее. Именно на этих закономерностях непроизвольного внимания построена реклама и средства наглядной агитации.

2 группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и, прежде всего, имеющимся у него потребностям. Голодный и сытый человек будут по-разному реагировать на витрины продуктовых магазинов или разговор о еде. Со стороны физиологии действие этих причин находит свое объяснение в предложенном А.А. Ухтамским принципе доминанты.

3 группа причин связана с общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно. Именно поэтому архитектор, гуляя по незнакомому городу, обращает внимание на красоту зданий, милиционер – на неправильно припаркованный автомобиль, а молодой человек – на красивых девушек…

4 группа причин – те чувства, которые вызывают у нас воздействующий раздражитель. То, что нам интересно и вызывает определенную эмоциональную реакцию. Читая интересную книгу, мы полностью сосредоточены на восприятии ее содержания и не обращаем внимания на то, что происходит вокруг.

Главная особенность произвольного внимания заключается в наличии сознательной цели. Этот вид внимания тесно связан с волей человека (недаром его называют волевым), и был выработан только с переходом первобытных людей к трудовой деятельности.

Поставив определенную цель, мы реализуем ее, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно, но чем нам нужно заняться (через три дня ответственный экзамен, и хотя по телевизору идет великолепный боевик, студент, желающий хорошо сдать сессию, телевизор выключает и садится за учебники).

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает у ребенка после его рождения, а формируется в процессе общения со взрослыми. "Формула" произвольного внимания такова: "Мне надо быть внимательным и я заставлю себя быть внимательным несмотря ни на что".

Внешние условия влияют и на организацию произвольного внимания. Труднее заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Поэтому лучше всего работается тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, когда рабочее место (пусть это даже рабочий стол или парта) специально подготовлено (ничего лишнего), когда сильные посторонние раздражители устранены.

Едва ли удастся сосредоточиться, если на всю мощность включен магнитофон или рядом товарищи обсуждают какую-то животрепещущую, но совершенно постороннюю по отношению к вашей работе проблему. В то же время не стоит требовать полной, "стерильной" тишины или терроризировать окружающих истерическими возгласами: "Тише! Мешаете!" А ведь люди с таким изнеженным вниманием встречаются. Иногда стремление избавиться от отвлекающих раздражителей становится болезненным. Французский писатель М. Пруст приказал обить стены своего кабинета пробкой, но даже в такой тщательной изоляции он не мог работать днем, опасаясь шумов.

С другой стороны, известно немало примеров, свидетельствующих о том, что даже сложная творческая деятельность может протекать в совсем, казалось бы, неподходящих условиях. Исследователь психологии творчества польский писатель Я. Парандовский в очень интересной книге "Алхимия слова" рассказывает о писателях и поэтах, которые обладали способностью абстрагироваться от любого окружения. Такие умудряются писать среди шума, гама, суеты - в казармах, в канцеляриях, на вокзале, в редакции. К ним принадлежал Сенкевич, который за столиком кондитерской в Закопане набрасывал на бумагу приключения Кмитица (речь идет о замечательном польском писателе Генрике Сенкевиче (1846-1916), авторе романов "Огнем и мечом", "Крестоносцы" и др.).

Здесь многое зависит и от состояния здоровья, и от привычного стиля деятельности. Очень важно найти свой, т. е. наиболее благоприятный режим, ритм и внешние условия работы. Чаще всего соответствующий стиль вырабатывается как бы сам по себе. Но иногда его приходится искать методом проб и ошибок.

Дополнительные раздражители могут порой не только не мешать работе, но даже способствовать концентрации внимания. Дело в том, что, когда в центральной нервной системе существует доминирующее возбуждение, посторонние (не слишком сильные, конечно!) раздражители создают дополнительные субдоминантные очаги, которые как бы притягиваются к главному, отдают ему свою энергию, усиливают, укрепляют доминанту. Именно поэтому тихая музыка, рабочий шумок, нормальные уличные шумы часто помогают сосредоточиться. Этот закон, кстати сказать, используют инженерные психологи, разрабатывая программы функциональной музыки, которую транслируют в цехах промышленных предприятий. В зависимости от характера труда музыка, конечно, должна быть разной по жанру и силе звучания.

Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга.

Существует еще один вид внимания. Он носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек "входит" в работу: интересным и значимым становится не только результат, но и сам процесс деятельности. Такое внимание было названо послепроизвольным. Студент, решая трудную задачу по математике, первоначально прилагает к этому определенные усилия. Он берется за нее только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более отчетливо, а задача – понятной. Студент все больше увлекается, перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным, но в отличие от последнего послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий, исчезает момент напряжения (соревнование, фильм, спектакль…). В бытовом языке для этого вида внимания есть выражение: "Зрелище целиком поглотило меня" или "Было неинтересно, я сначала заставлял себя читать, а потом так увлекся, что не мог от книги оторваться, пока ее не дочитал".

Характеристики (свойства) внимания.

1. Устойчивость внимания заключается в длительности сохранения интенсивного внимания на предмете или какой-либо деятельности. Показатель - высокая продуктивность деятельности. Ньютон, отвечая на вопрос, как ему удалось открыть закон тяготения, сказал: "Благодаря тому, что я непрестанно думал об этом вопросе". Ссылаясь на эти слова Кювье определяет гений как неустанное внимание.

Ученые доказали, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является отсутствие однообразия, монотонности, возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи.

2. Концентрация - это удержание внимания на одном и том же объекте или виде деятельности при отвлечении от всего остального (сосредоточенность).

3. Распределение – способность человека удерживать в поле внимания одновременно определенное число разнородных объектов. В результате воспринимается большой объем информации (многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, выполнять одновременно семь не связанных между собой дел). Однако есть основания предполагать, что одновременно протекает только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение совместности выполнения нескольких – обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Поэтому следующее свойство внимания, связанное с распределением, это:

4. Переключаемость– сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Рассеянность – в житейском смысле – означает плохую переключаемость внимания. Сатирик 30-х годов писал, что для обыкновенных людей рассеянный человек – чистое мучение: он надевает чужие колоши, иногда новые вместо своих старых, целует чужих жен, думая, что это – его собственная, и всегда забудет то, что обещал или что ему поручили сделать.

5. Объем внимания – это количество объектов, которые воспринимаются одномоментно с достаточной ясностью. Объем внимания школьников – 2-5 объектов; взрослого – 5-9. Определяется эта характеристика с помощью прибора, называемого тахистоскопом.

Наши рекомендации