Сущность и основные особенности восприятия.

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов – называется восприятием (иногда употребляется термин "перцепция", "перцептивный процесс"). Или: восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания. Мы воспринимаем, например, яблоко, а не сумму цвета, твердости и шарообразной формы. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его. Поэтому восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления.

Свойства восприятий.

Ощущения и восприятия неразрывно взаимосвязаны, но они имеют и свои отличительные особенности. Чтобы получить отражение мира (предметов, явлений), мы должны заметить физическую энергию в окружающем мире и закодировать ее в виде нейронных сигналов. Это – процесс, ощущения. А затем мы должны отобрать, организовать (то есть выделить предметы из окружения, различить постоянную форму, определить покоятся они или движутся и на каком расстоянии находятся и т.д.) и интерпретировать свои ощущения. Этот процесс отбора, организации и интерпретации ощущений и есть восприятие. Мы слышим не просто какую-то путаницу звуков, но … плач ребенка, шум моря или музыку. Мы превращаем бессмысленные ощущения в значимые восприятия, которым присущи особые свойства.

Предметность. Она проявляется в том, что объект предстает перед нами как абсолютное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Это свойство наиболее ярко проявляется в феномене выделения фигуры из фона.

Впервые попытку исследования этого явления предпринял Рубин на примере восприятия двойственных изображений или изображений со взаимообратимыми фигурой и фоном. Когда мы смотрим, нам попеременно видятся то ваза, то два человеческих профиля; в каждый момент что-нибудь одно. Исследования показали, что восприятие объекта как фигуры связано с относительно более детальным анализом информации по сравнению с восприятием объекта как фона. Проще говоря, фигура – это то, на что мы в данный момент обращаем преимущественное внимание. В общем шуме кто-то вдруг произносит Вашу фамилию… Улавливаем запах розы, находясь в группе курильщиков или запах сигареты у клумбы с розами. Наш мозг имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне.

Но как только другой элемент фона становится в свою очередь значимым, вся картина восприятия перестраивается. Тогда то, что за секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и смешивается с общим фоном.

Целостность. Восприятие дает целостный образ даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Целостность чаще всего задается назначением предмета. Фрагменты "достраиваются" до целого.

Это свойство не является врожденным, о чем свидетельствуют данные о восприятии людей, которые потеряли зрение в младенчестве, а спустя много лет стали видеть. Сразу после восстановления зрения они не имеют целостности и предметности восприятия. Они видят очертания, какие-то пятна разной яркости и величины, но целостных предметов не видят. Постепенно, со временем у них формируется зрительное восприятие, но оно еще долго ограничивается тем, что они раньше знали через осязание. Целостность проявляется в способности человека при зрительном восприятии дополнять изображение до целостной фигуры, даже если оно состоит из отдельных точек или прерывистых линий.

Таким образом, восприятие формируется в процессе практической деятельности человека и в этом смысле является системой перцептивных действий, которыми необходимо овладеть. Целостность как свойство восприятия задается существованием сенсорных эталонов как обобщенныхобразцов предметов. Именно целостность восприятия позволяет человеку иметь картину мира.

Константностьвосприятия позволяет нам видеть предмет неизмененным – форма, цвет, размер – воспринимаются нами, как постоянные, независимо от физических условий восприятия (человек удалился на 50 м от нас, но мы знаем, что он не уменьшился в размере). Белая рубашка и в сумерках будет не серой, а белой. Это - автоматические поправки, которые осуществляет наш мозг. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Мир перестал бы быть миром устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

В начале ХХ века Г. Гельмгольц, пытаясь объяснить наличие этого свойства, высказал предположение об обязательном участии высших психических процессов, в частности, бессознательных умозаключений, благодаря которым и происходит автоматическая коррекция.

По мнению же Дж. Гибсона и его сторонников, в самом сетчаточном образе содержится информация об истинной величине объекта. Дело в том, что объект, как правило, воспринимается на фоне чего-то – деревьев, травы… Например, человек, стоящий рядом с кустом крыжовника и по высоте превышающий куст крыжовника в два раза, воспринимается как человек среднего роста. То есть, окружающие объекты, обеспечивают наблюдателю возможность непосредственного восприятия относительной величины предметов. Причем эта информация содержится не в мышлении, - считал Дж. Гибсон, - а непосредственно представлена в сетчаточном образе объекта.

Эти обе позиции, по-видимому, имеют право на существование. Данные одних исследований подтверждают первую из теорий, данные других – вторую.

Осмысленностьвосприятия – еще одно важное свойство, которое проявляется в возможности выразить в слове то, что мы видим, и таким образом организовать свою активность. Образы всегда имеют для воспринимающего определенное смысловое значение. Воспринимать – это всегда фильтровать информацию и осмысливать ее. Швейцарский психолог Роршах установил, что даже бессмысленные чернильные пятна воспринимаются как что-то осмысленное (озера, облака…), то есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: "Что это такое?"

На восприятие мира влияет наш прошлый опыт – культура, деятельность. Когда сигналы привычные, они распознаются автоматически. В других же случаях, когда информация новая, неполная или неоднозначная, наш мозг действует путем гипотез, которые он одну за другой проверяет, чтобы принять ту, которая кажется ему наиболее правдоподобной или наиболее приемлемой – и это принятие тесно связано с нашим предварительным жизненным опытом.

Антропологи показали, что люди, обитающие в круглых жилищах, практически не воспринимают вертикальных линий и горизонтальных. В некоторых культурах, имеются лишь два названия цветов, в то время как мы узнаем по меньшей мере шесть. (Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности называется апперцепцией).

Таким образом, через содержание образов восприятия можно составить представление о качествах психической реальности человека, поскольку восприятие всегда активно и избирательно.

Было бы проще, если бы различия в восприятии у разных людей определялись только физическими причинами; лучшим или худшим слухом или зрением. Но включается множество психологических причин, в силу которых одно явление два человека воспринимают различно.

Аромат духов, которые дарил любимый и который вызывал сильные, положительные эмоции, может казаться тошнотворным, когда любовь прошла…

На восприятие очень влияет установка, то есть, то, что человек ожидает от ситуации (Есть такой эксперимент: испытуемому говорят, что сейчас до него дотронутся раскаленным металлическим предметом. Дотрагиваются – холодным, а у испытуемого – ожёг второй степени. Или контролер ОТК на производстве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых изделий именно с этой стороны).

Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, интересами, потребностями, его мировоззрением и т.д. Голодный видит мир иначе, чем влюбленный. Водитель автомобиля замечает то, что ускользает от внимания пешехода, а архитектор и врач получают разные впечатления от прогулки по незнакомому городу. Все они воспринимают в первую очередь то, что соответствует их интересам и потребностям. А кроме того, на восприятие огромное воздействие оказывают наши эмоции: любовь, ненависть, страх… Они могут изменять содержание восприятия.

Как видим восприятие – очень сложный процесс, где идет обработка информации "снизу-вверх" – она начинается с анализа ощущений, а также и "сверху вниз", в которой задействован наш опыт, знания, установки, личностные особенности и т.д.

Явление ошибочного или искаженного восприятия называют иллюзией.Говорят, что наши недостатки – это продолжение наших достоинств. Как это ни странно, некоторые иллюзии можно объяснить приспособительными (полезными) свойствами нашей системы восприятия. Мы уже говорили о том, что способны в большинстве случаев, несмотря на изменчивость стимулов, воспринимать размер предметов как относительно постоянный. В некоторых случаях этот совершенный механизм приводит к иллюзиям. Одна из классических иллюзий восприятия – иллюзия луны. Посмотрите как-нибудь на луну, находящуюся над горизонтом, а потом сравните ее кажущийся размер (по памяти, конечно) с размером луны в небе высоко над горизонтом. Над горизонтом луна кажется больше. Объяснение: горизонт нам кажется дальше, чем небо над головой. Но поскольку наша перцептивная система склонна компенсировать расстояние, то есть, при оценке величины предмета делать поправку на расстояние до него: если предмет очень далеко, мы сильно "увеличиваем" его, если не очень далеко – "увеличиваем" слегка: луна воспринимается больше, когда находится "далеко" (над горизонтом).

Подобное объяснение можно предложить и для другой классической иллюзии – иллюзии железнодорожных путей.

Во время новогодних праздников мы становимся "жертвами" иллюзии движения огоньков на елочках и украшенных лампочками зданиях. Иллюзия движения возникает, когда у расположенных рядом двух и более световых источников – свет то загорается, то гаснет в быстрой последовательности.

Иллюзии могут быть вызваны страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий – преступником. Такие ошибочные восприятия носят название аффективных (аффект – это сильное эмоциональное возбуждение). Иллюзии могут быть вербальными – ложное восприятие содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

Интересны перейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности. Обычные узоры на обоях, светотени воспринимаются как яркие картины, фантастические чудовища, красочные панорамы или необыкновенные растения.

Существует группа типичных зрительных иллюзий, которые возникают практически у всех людей в случае определенной структуры расположения зрительных стимулов (например, вертикальные линии кажутся длиннее, чем горизонтальные, хотя фактически длина их одинакова). Поэтому женщины, которые не хотят выглядеть полными, покупают одежду с вертикальными полосками, чтобы выглядеть стройнее. Они используют в выборе одежды зрительные иллюзии. Это относится и к черного цвета одежде. Темное выглядит более маленьким, чем светлое или белое.

Зрительные иллюзии были обнаружены и у животных. Именно на такого рода иллюзиях основана маскировка, которая для множества зверей, рыб, птиц и насекомых является защитным приспособлением. Один из эффективных способов маскировки – мимикрия – слияние с фоном, другой способ маскировки состоит в использовании деформирующего рисунка, в такой степени нарушающего очертания животного, что его нельзя различить и опознать. Пример – яркие полосы зебры, благодаря которым с определенного расстояния невозможно выделить контур животного.

Все эти явления убеждают в том, что существуют какие-то общие факторы, вызывающие возникновение зрительных иллюзий. Однако далеко не для всех их видов найдено убедительное объяснение и истолкование.

Наши рекомендации