Контроль за выполнением курсовой работы, ее защита и оценка
Курсовая работа должна выполняться в соответствии с установленным графиком.
Основные этапы выполнения курсовой работы:
1) выбор темы и объекта исследования;
2) сбор теоретического и аналитического материала, составление плана работы;
3) написание теоретической части;
4) выполнение экспериментальной части;
5) написание экспериментальной части;
6) оформление работы и представление ее на кафедру.
Контроль качества и сроки выполнения курсовых работ, разработка методики выполнения курсовых работ по отдельным дисциплинам, организация защиты возлагается на заведующего кафедрой.
Курсовая работа выполняется под руководством руководителя — профессора, доцента или старшего преподавателя кафедры. Руководитель разъясняет цели и задачи исследования, корректирует формулировку темы и план работы, рекомендует необходимую литературу, справочные материалы и другие источники по теме, помогает в организации и проведении теоретического и экспериментального исследования, контролирует выполнение и оформление курсовой работы в сроки установленные учебным планом. Не допускается руководство курсовыми работами студентов по одной и той же теме.
Основные критерии оценки курсовой работы:
- степень соответствия работы требованиям, изложенным в методических рекомендациях по выполнению курсовой работы;
- глубина и уровень проработки теоретического материала по теме работы;
- качество и правильность выполненных аналитических расчетов, сложность используемых в работе экономико-математических методов и моделей;
- возможность практического использования разработанных рекомендаций, степень их обоснованности;
- качество оформления работы;
- выполнение основных этапов и курсовой работы в целом в установленные сроки;
- содержание и качество ответов на вопросы, поставленные преподавателем в ходе защиты курсовой работы.
Схема написания курсовой работы должна соответствовать общей схеме хода научного исследования, поэтому основными этапами выполнения курсовой работы являются:
· подготовительный;
· этап проведения исследования;
· написание текста работы;
· оформление работы;
· защита курсовой работы.
Соблюдение этих последовательных этапов позволит самостоятельно выполнить курсовую работу на высоком научном уровне и защитить её.
Наиболее трудоёмкий этап - подготовительный. На этом этапе необходимо ознакомиться с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению курсовых работ, выбрать тему, провести предварительную разработку научного аппарата исследования (актуальность темы, цель, объект, предмет исследования, задачи и методы исследования), уточнить с научным руководителем (преподавателем кафедры) план работы, подобрать необходимую литературу, составить библиографический указатель по теме работы.
Защита курсовой работы
Защита курсовой работы проводится в сроки, установленные учебным планом, перед специальной комиссией, сформированной кафедрой, с участием непосредственного руководителя курсовой работы. В состав комиссии включаются профессора, доценты и старшие преподаватели кафедры. В порядке исключения по разрешению заведующего кафедрой и по согласованию с деканатом могут привлекаться опытные ассистенты, имеющие ученую степень, и научные сотрудники, работающие на кафедре и привлекаемые к чтению лекций и проведению практических занятий.
Защита проводится в форме доклада, в ходе которого студент кратко излагает основные результаты работы и выводы, отвечает на вопросы по содержанию работы. Доклад сопровождается презентацией (MicrosoftOfficePowerPoint 1997, 2003, 2010). Регламент выступления 10-15 минут. По результатам защиты выставляется окончательная оценка, которая учитывает и ответы студента на вопросы, заданные членами комиссии.
Выступление сопровождается демонстрационным материалом (слайды, таблицы, раздаточный материал и др.), который способствует эффективности выступления докладчика.
В тех случаях, когда защита курсовой работы признается неудовлетворительной, комиссия устанавливает, может ли студент представить к повторной защите ту же работу с доработкой.
Студент, не выполнивший курсовую работу по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.
В процессе подготовки к защите студент должен:
1) внести исправления в работу в соответствии с замечаниями руководителя.
По согласованию с руководителем исправления либо пишутся на обороте листа, где записано замечание, либо они оформляются в виде дополнения к курсовой работе.
На защите студент должен уметь изложить основные положения темы, методы и результаты анализа, выводы и предложения, ответить на замечания, сделанные руководителем при ее проверке, ответить на вопросы, возникшие при защите.
Защита может происходить в виде выступления автора перед студенческой группой и комиссией из состава преподавателей кафедры с последующим обсуждением достоинств и недостатков высказанных положений. В результате защиты ставится окончательная оценка курсовой работы, которая производится по 5-бальной системе. Без защиты курсовой работы студент не допускается к экзаменам.
Обязательными структурными элементами курсовой работы являются:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) введение;
4) основная часть, состоящая из нескольких глав (литературный обзор, экспериментальная часть);
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения.
На титульном листе указывается наименование министерства, учебного заведения и факультета; фамилия, имя, отчество студента; наименование темы и курса, в рамках которого выполняется данная работа; фамилия, имя, отчество руководителя (приложение9).
Содержание включает в себя перечень разделов курсовой работы. Их названия и расположение должны точно соответствовать заголовкам текста и отражать их последовательность. В конце каждого раздела оглавления проставляется номер страницы, на которой напечатан данный заголовок в тексте, при этом знак «№» не ставится.
Введение первая и вступительная часть курсовой работы. Здесь осуществляется презентация всей работы, описывается научный аппарат, которым пользовался студент при исследовании своей темы. Введение должно содержать:
• обоснование актуальности выбранной темы;
• степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе;
• цель исследования;
• задачи исследования;
• место проведения исследования;
• объект и методы исследования;
• экспериментальная часть;
• заключение.
Актуальность темы исследования — это свойство информации, которую студент собирается изложить в своем исследовании, быть значимой и востребованной другими людьми в различных сферах деятельности в настоящее время.
Определить актуальность темы исследования - значит, показать соответствие темы общественным потребностям, изложенным в государственных документах; раскрыть состояние ее практического воплощения; определить заинтересованность науки в ее разработке. С раскрытия актуальности темы начинается «Введение» к курсовой работе.
Задачи исследования - это составные части цели исследования. Для определения задач проводится декомпозиция цели, из нее выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы ее достичь. Каждая задача не может повторять цель и быть шире ее. В идеале сумма задач, их решение приводит исследователя к достижению намеченной цели.
Место проведения исследования - это фармацевтическое, лечебное или иное учреждение здравоохранения,выбранное студентом в качестве источника получения исследовательского материала.
Методы исследования выбираются в соответствии с конкретной исследовательской целью и задачами, поставленными перед определенным этапом работы. Выбранный метод должен быть:
• надежным, т.е. давать одинаковую информацию при многократном использования;
• объективным, т.е. независимым от личных пристрастий исследователя;
• ориентированным на критерии оценивания получаемого материала;
• согласованным с другими методами исследования этого же явления;
• адекватным возможностям изучаемого объекта.
Выбор методов исследования совершается дважды. Во-первых, при изучении литературы. В зависимости от цели и задач исследования отбираются методы различного анализа научных текстов (проблемный, сравнительный, критический и др.), обобщения, схематизации и т.д. При изучении практики отбираются другие методы: наблюдения, эксперимента, беседы, опроса и т.д. От правильности выбора зависит успех всего исследования.
Введение должно быть по возможности кратким (примерно 1-2 страницы).
В основной части студенту необходимо раскрыть содержание темы, используя проблемный принцип изложения материала, а также грамотно описать материал и методы проведённого исследования. Обзор литературы должен содержать логичное (в хронологическом или другом порядке) рассмотрение различных аспектов темы исследования, не должно быть беспорядочного изложения точек зрения различных авторов.
При написании данного раздела следует кратко изложить современное состояние вопроса, которому посвящена курсовая работа, обобщив мнения и данные различных авторов с указанием в тексте источника информации. В результате изучения литературы должно сформироваться представление о современном состоянии вопроса, выявиться имеющиеся противоречия и нерешенные задачи.
Важно помнить, что для написания курсовой работы нужны не только литературные источники, но и статистические, фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях. Источниками получения этих данных могут быть: статистические сборники и справочники, различные информационные бюллетени и др.
Исследовательская (экспериментальная) часть курсовой работы является обязательным ее компонентом. Ее содержание должно полностью соответствовать поставленной в работе цели и выбранным для ее достижения задачам.
Обычно для раскрытия темы в курсовой работе достаточно двух глав (теоретической и экспериментальной), которые делятся на параграфы. Каждая глава начинается с новой страницы. Каждая глава должна иметь свое содержательное название, как и параграфы. Теоретическая часть не может носить такие названия, как «Основная часть», «Теоретическая часть» или «Обзор литературы». Ее заголовки формулируются содержательно, проблемно, в соответствии с конкретной темой и методами работы над теоретическим материалом. То же самое относится и к экспериментальной части. Экспериментальная должна занимать большую часть работы.
В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы; здесь же возможны и некоторые рекомендации автора по практическому использованию выводов работы и возможности использования полученных результатов в других научных исследованиях. Обычно для курсовой работы достаточно написания заключения в форме выводов по проделанной работе.
Выводы являются концентрацией основных положений работы и поэтому не могут развивать идеи, не вытекающие из материалов работы. Они должны полностью соответствовать цели работы и характеризовать ее результаты. Выводы должны быть краткими, четкими, тезисными. Общее количество выводов должно соответствовать количеству поставленных задач.
5 Правила оформления курсовой работы
Курсовая работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена, представлена в машинописном варианте или с применением печатающих устройств вывода персонального компьютера на одной стороне листа формата А 4(296 x 210 )сполуторным интервалом (шрифт TimesNewRoman, размер шрифта 14). Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - 10 мм, левое - 30, верхнее и нижнее - 20 мм. Абзац требует отступления на 5 знаков (1,25 см). Объем курсовой работы должен быть не менее 20 листов.
Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре верхней или нижней части страницы. Отсчет страниц начинают с первого (титульного) листа, но нумерация страниц проставляется, начиная с 3 страницы работы (после титульного листа и оглавления).
Заголовки глав, а также слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, переносы слов в заголовках не допускаются. После номера главы или подпункта точка не ставится.
Иллюстрации (графики, рисунки, схемы, фотографии и т.д.) располагаются в работе сразу после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. Все иллюстрации должны быть описаны в тексте. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещают под ней, и порядковый номер, который прописывается арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы. Нумерация иллюстраций может быть сквозной по всей курсовой работе или только в пределах той главы, в которой они расположены (приложение 8).
Каждая таблица должна иметь общий заголовок, номер, четкие обозначения строк и столбцов. Обязательно указываются единицы измерения. В тексте дается разбор таблицы, в котором не повторяются приводимые в таблице показатели, а даются заключенияи обобщения из ее материалов. На все таблицы в тексте должны быть ссылки.
Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок должны начинаться с прописной буквы, значок «№» перед порядковым номером и точка после него не ставятся. Таблицы нумеруются аналогично нумерации иллюстраций, т.е. нумерация таблиц может быть сквозной по всей курсовой работе или только в пределах той главы, в которой они расположены. Интервал между заголовком таблицы и самой таблицей должен быть 1,0 (Приложение 6).
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «Х».
Формулы в курсовой работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Одну формулу обозначают — (1).
Допускается нумерация формул в пределах главы. В этом случае номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).
Порядок изложения в курсовой работе математических уравнений такой же, как и формул. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» (приложение7).
При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. Желательно помещать ссылку в том месте, где она наиболее подходит по смыслу.
В текстовой части работы все слова должны быть написаны полностью, за исключением общепринятых сокращений, которые не требуют расшифровки в тексте (ВОЗ, ГФ, ФСП, ВФС, ЛФ, ЛС, ЛВ, ЛП и др.). Если специальные буквенные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, но в тексте часто повторяются, то при первом упоминании пишется полное название, а в скобках дают буквенную аббревиатуру, которой и пользуются в дальнейшем.
При составлении библиографического описания на книги, журнальные статьи, патенты и другие издания, согласно ГОСТу 7.0.5.-2008, указываются сведения об одном, двух или трех авторах. При наличии информации о 4-х и более авторов ограничиваются указанием первого автора с добавлением в квадратных скобках сокращения [и др.] (и другие) (приложение 5).
Приложение открывается отдельным листом, со слова «ПРИЛОЖЕНИЯ» (в центре листа), затем даются сами пронумерованные приложения на отдельных листах. Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами и иметь содержательный заголовок. Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака N), например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Сдается выполненная работа в переплетенном виде или в скоросшивателе.
III. Выполнение и оформление реферата
Реферат – краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.
Реферат-фрагмент первоисточника – реферат, составляемый в техслучаях, когда в документе-первоисточнике можно выделить часть,
раздел или фрагмент, отражающие информационную сущность документа или соответствующие задаче реферирования.
Обзорный реферат – реферат, составленный на основе множествадокументов-первоисточников и являющийся сводной характеристикой определенного содержания документов.
Обзорные рефераты могут быть нескольких видов:
• монорефераты в виде связного произведения;
• полирефераты в виде совокупности отдельных рефератов.
Написание реферата является:
- одной из форм обучения студентов, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов;
- одной из форм научной работы студентов, целью которой является расширение научного кругозора студентов, ознакомление с методологией научного поиска.
Темы рефератов определяются кафедрой и содержатся в рабочих программах дисциплин.
Целью написания рефератов является:
привитие студентам навыков библиографического поиска необходимой литературы (на бумажных носителях, в электронном виде);
привитие студентам навыков компактного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком и в хорошем стиле;
приобретение навыка грамотного оформления ссылок на используемые источники, правильного цитирования авторского текста;
выявление и развитие у студента интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и дипломной работы и дальнейших научных трудах.
Основные задачи студента при написании реферата:
- с максимальной полнотой использовать литературу по выбранной теме (как рекомендуемую, так и самостоятельно подобранную) для правильного понимания авторской позиции;
- верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе;
- уяснить для себя и изложить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме.
Требования к содержанию.
Текст реферата не должен содержать интерпретацию содержания документа, критические замечания и точку зрения автора реферата, а также информацию, которой нет в исходном документе.
Текст реферата должен отличаться лаконичностью, четкостью,убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации.
В тексте реферата следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов,избегать сложных грамматических конструкций.
В тексте реферата следует применять стандартизованную терминологию. В рефератах по общественным наукам допускается использование терминологии исходного документа. Следует избегатьупотребления малораспространенных терминов или разъяснять ихпри первом упоминании в тексте. Необходимо соблюдать единствотерминологии в пределах реферата.
Сокращения и условные обозначения, кромеобщеупотребительных в научных и технических текстах, применяют в исключительных случаях или дают их определения при первом употреблении.
Имена собственные (фамилии, наименования организаций, изделий и др.) приводят на языке первоисточника. Допускается транскрипция (транслитерация) собственных имен или перевод их на язык реферата с добавлением в скобках при первом упоминаниисобственного имени в оригинальном написании.
Структура реферата.
Реферат должен содержать следующие разделы:
• содержание;
• введение;
• несколько глав (от 2 до 5);
• заключение;
• список литературы.
1. Начинается реферат с титульного листа (приложение 10).
2. За титульным листом следует Содержание. Содержание - это план реферата, в котором каждому разделу должен соответствовать номер страницы, на которой он находится.
3. Текст реферата. Он делится на три части: введение, основная часть и заключение.
а) Введение - раздел реферата, посвященный постановке проблемы, которая будет рассматриваться и обоснованию выбора темы.
б) Основная часть - это звено работы, в котором последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена как цельным текстом, так и разделена на главы. При необходимости текст реферата может дополняться иллюстрациями, таблицами, графиками, но ими не следует "перегружать" текст.
в) Заключение - данный раздел реферата должен быть представлен в виде выводов, которые готовятся на основе подготовленного текста. Выводы должны быть краткими и четкими. Также в заключении можно обозначить проблемы, которые "высветились" в ходе работы над рефератом, но не были раскрыты в работе.
4. Список литературы. В данном списке называются как те источники, на которые ссылается студент при подготовке реферата, так и все иные, изученные им в связи с его подготовкой. Оформление Списка литературы должно соответствовать требованиям библиографических стандартов (приложение).
Каждый из разделов начинается с новой страницы.
Введение содержит актуальность выбранной темы реферата; цельработы; задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть указаннойцели; краткую характеристику структуры реферата.
Главы реферата могут делиться на параграфы. Главы следует заканчивать выводами (хотя для реферата это и не обязательно).
В заключении должны быть ответы на поставленные во введении задачи и дан общий вывод. Объем заключения реферата – 1-1,5страницы.
Список литературы у реферата должен составлять от 4 до 10 позиций. В список литературы входят нормативные акты, книги, бумажная периодика, Интернет-источники.
Объем введения для реферата – 1–1,5 страницы.
Объем и технические требования, предъявляемые к выполнению реферата.
Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белойбумаги формата А4 (210×297 мм) через полтора интервала. Цветшрифта должен быть черным. Шрифт – TimesNewRoman, размершрифта –14 пунктов. Размеры полей (не менее): правое –10 мм, верхнее, нижнее и левое – 20 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»), отступ – 1,25 см, одинаковый по всемутексту.
Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельнойстроке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Выравнивание –по центру или по левому краю.
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдаясквозную нумерацию по всему тексту (титульный лист включают вобщую нумерацию). Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. На титульном листе номер не указывается.
В верхней части титульного листа пишется, в какой организациивыполнена работа, далее буквами увеличенного кегля указываютсятип («Реферат») и тема работы, ниже в правой половине листа – информация, кто выполнил и кто проверил работу. В центре нижнейчасти титульного листа пишется город и год выполнения.
Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются ввиде номера источника в квадратных скобках.
При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:
- текст цитаты заключается в кавычки и приводится без изменений, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента (пропуск слов, предложений или абзацев допускается, если не влечет искажения всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска) и без искажения смысла;
- каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов (приложение).
Требования к полноте и объему реферата, а также к особенностям его оформления устанавливаются в зависимости от назначенияреферата и конкретных указаний преподавателя.
Общие правила составления рефератов, применимые к большинству случаев:
• максимальный объем реферата монографии в несколько сотстраниц или большого сборника статей ограничивается пятью-шестью машинописными страницами;
• реферат статьи из специального журнала (20–30 страниц) не должен превышать двух-трех машинописных страниц;
• на реферат статьи меньшего объема (до 10 страниц) отводится около одной машинописной страницы.
Примерно такие же пропорции применимы и при реферированиииных материалов (инструкций, справочников, учебников и т. п.).
Критерии оценки реферата.
Оценка реферата осуществляется преподавателем на основеустановленных критериев:
1. Новизна реферированного текста.
- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, вформулировании нового аспекта выбранной для анализапроблемы;
- самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытиясущности проблемы.
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать иструктурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зренияпо рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы
3. Обоснованностьвыбора источников.
4. Соблюдение требований к оформлению.
5. Грамотность.
Реферат должен быть сдан для проверки в установленный срок.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1