Текущий контроль за выполнением курсовой работы, проверка завершенной работы осуществляется руководителем.

Для раскрытия содержания темы курсовой работы студент самостоятельно разрабатывает план её написания и согласовывает его с руководителем.

В структуру курсовой работы входят:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) основная часть курсовой работы: теоретическая часть; анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия; аналитическая часть;

5) заключение;

6) список использованных источников;

Приложения.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и оформляется по образцу, представленному в приложении А. Следует обратить внимание на четкое, разборчивое заполнение титульного листа, особенно на написание названия темы курсовой работы.

В содержании необходимо последовательно перечислить заголовки глав, подразделов и приложений с номерами страниц, на которых они размещены. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Последнее слово каждого заголовка соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы из столбца страниц в правой части содержания. Сокращать заголовки в содержании или давать их в иной редакции по сравнению с заголовками в тексте не допускается.

Во введении раскрывается актуальность, практическая значимость темы, определяются её цели и задачи, обозначается объект и предмет исследования, указывается информационная база и временной период анализа. Цель курсовой работы формулируется в соответствии с выбранной темой, задачи курсовой работы исходя из содержания. Задач не должно быть много (не более 8), и они должны в обобщенном виде отражать логику выполнения работы. При этом не следует формулировать слишком общие или слишком частные задачи, которые являются частью предыдущих. В зависимости от характера научной проблемы задачи могут быть нацелены:

– на изучение теории вопроса, выявление сущности исследуемого понятия, задач и роли проведения его анализа;

– на оценку его современного состояния, выявление имеющихся проблем, недостатков, причин и т.п., изучение тенденций и перспектив развития, в т.ч. с учетом передового отечественного и зарубежного опыта;

– на изучение практики решения данной проблемы на конкретном предприятии.

Объект исследования (название предприятия, организации) – это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избрано для проведения исследования, это то, на что направлена познавательная деятельность.

Каждый объект исследования взаимодействует с окружающей его средой, поэтому задача исследования состоит в том, чтобы установить факторы, которые влияют на объект исследования, разделить их на существенные и несущественные и сконцентрировать внимание на главных факторах.

Предмет исследования – это изучаемые с определенной целью свойства, отношения объекта. Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта и определяет тему курсовой работы.

Введение должно занимать не более 2-х страниц текста.

Основная часть курсовой работы состоит из трех глав, каждая из которых должна включать 3-4 подраздела. Содержание глав должно соответствовать теме курсовой работы. Главы основной части должны быть иллюстрированы табличным материалом и схемами, диаграммами, графиками, рисунками. Все главы должны завершаться краткими выводами.

Объем курсовой работы составляет примерно 60-70 страниц.

Первая глава работы носит общий теоретический характер. В ней систематизируются основные понятия, необходимые для изложения темы, даются основные теоретические положения по теме, нормативные документы и методики расчётов, рассматриваются основные методы и приемы исследования для теоретического раскрытия всех аспектов данной темы, обобщается отечественный и зарубежный опыт, анализируются различные подходы к рассматриваемой проблеме. Так как данная глава курсовой работы носит методологический и теоретический характер и ее выполнение связано с использованием учебной и периодической литературы, то необходимо указывать ссылки на использованные источники, которые нашли свое отражение в списке литературы.

Первая глава курсовой работы носит название «Теоретические основы анализа предмета исследования», например, «Теоретические аспекты анализа фонда оплаты труда и эффективности его использования на предприятии», обычно занимает от 15 до 20 страниц печатного текста и включает следующие параграфы:

1.1 Современное состояние, тенденции и проблемы развития отрасли хозяйствующего субъекта на федеральном и региональном уровнях с учетом предметной области.

1.2 Значение, цель и задачи анализа предмета исследования.

1.3 Методика анализа исследуемой проблемы.

1.4 Информационное обеспечение анализа предметной области.

Освещать следует только те вопросы, которые непосредственно относятся к основному содержанию темы, не касаться проблем других отраслей знаний.

Во второй аналитической главе изучается состояние вопроса на конкретном материале выбранного объекта исследования (предприятия, организации, учреждения). Вторая глава носит название «Анализ финансово-хозяйственной деятельности и предмета исследования ПАО (или НПАО, ООО) «Конкретное предприятие» за 20_ - 20_ годы», обычно занимает от 20 до 30 страниц печатного текста и включает три параграфа:

2.1 Общая характеристика предприятия. В этом разделе рассматривается место и значение объекта в системе народного хозяйства; дата создания и расширения объекта, его организационно-правовая форма; тип и специализация производства; виды деятельности предприятия; выпускаемая продукция (оказываемые услуги); организационная структура объекта исследования; внешняя среда предприятия.

2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей исследуемого объекта. Он проводится за последние три года. Этот раздел пишется на основе принятой методики и анализа проектных, плановых, учётных, нормативных, отчётных данных, результатов разовых обследований, положений и инструкций.

На основе собранной информации заполняются и анализируются таблицы Б.1 - Б.10, В.1 – В.6, образец которых представлен в приложении Б и приложении В. Данный раздел должен быть завершен сводной таблицей финансово-экономических показателей исследуемого объекта, куда вносятся все показатели эффективности исследуемого объекта за последние три года и показывается динамика изменения анализируемых показателей. Образец таблицы представлен в Приложении Г.

2.3 Анализ предметной области объекта исследования.

Целью такого анализа является выявление как положительных, так и отрицательных сторон состояния исследуемой проблемы и поиск возможных направлений его изменения (улучшения, совершенствования), а также нахождение принципиально новых подходов к решению поставленных задач. Необходимо, кроме констатации фактов, дать им квалифицированную оценку и сделать обоснованные выводы о необходимости разработки по анализируемой проблеме соответствующих направлений и рекомендаций. В этой части работы приводятся данные о динамике основных показателей исследуемой предметной области предприятия и дается их оценка, излагаются результаты самостоятельного анализа на основе принятой методики.

В зависимости от выбранной тематики используются соответствующие приемы и методы анализа, позволяющие более углубленно проанализировать организационно-технический уровень, состояние и использование средств и ресурсов исследуемого объекта, обобщить и выявить положительные и отрицательные тенденции развития объекта, определить резервы и наметить мероприятия по его совершенствованию.

Студенту необходимо представить аналитические расчеты в таблицах и сделать выводы по результатам анализа. Текст второй главы должен содержать описание расчета показателей, порядок проведения анализа, выводы по таблицам и графики основных экономических тенденций предметной области объекта исследования.

В заключении второй главы следует сделать общий вывод о результатах производственно-финансового анализа предприятия и исследуемой предметной области, выделить варианты решений, которые заслуживают одобрения. Необходимо раскрыть имеющиеся недостатки в постановке исследуемых вопросов на объекте исследования и определить пути их преодоления.

Третья глава курсовой работы носит название «Разработка рекомендаций (или направлений, предложений) по улучшению деятельности (или повышению эффективности, снижению себестоимости) предмета исследования ПАО (или НПАО, ООО) «Конкретное предприятие», например, «Разработка мероприятий по повышению эффективности использования основных средств НПАО «Научприбор», обычно занимает от 15 до 20 страниц печатного текста и включает два - три параграфа:

3.1 Выявление резервов и факторов предметной области объекта исследования (например, выявление резервов и факторов повышения рентабельности продаж продукции предприятия; выявление резервов и факторов, влияющих на уровень себестоимости продукции; выявление резервов и факторов повышения прибыли на предприятии; выявление факторов и резервов обеспечения производства рабочей силой и равномерного использования трудовых ресурсов на предприятии; резервы и факторы увеличения объема выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности и т.д.).

В данном разделе курсовой работы определяются факторы и их количественное влияние на важнейшие финансово-экономические показатели работы предприятия (организации). Обязательным является проведение факторного анализа методами цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц, индексного метода; детерминированного или стохастического факторного анализа; выявление факторов и резервов, влияющих на дальнейшую деятельность предприятия, связанных с темой курсовой работы; использование графического и табличного методов, составление соответствующих выводов.

3.2 Основные направления улучшения (повышения, снижения) предметной области объекта исследования (например, повышения эффективности использования основных средств; повышения эффективности инвестиционной деятельности; повышения рентабельности продаж продукции; снижения себестоимости продукции и т.д.) и оценка их экономической эффективности.

В данном пункте курсовой работы должны быть представлены возможные управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности исследуемого предприятия, а также приведены основные мероприятия по результатам анализа. Каждое мероприятие техническое, организационно-экономическое или в сфере финансового управления должно быть четко сформулировано и обоснована его экономическая эффективность. Основой для их разработки и обоснования должны служить рекомендации, вытекающие из проведённого анализа, теории и опыта других организаций.

3.3 Прогноз уровня предметной области объекта исследования на 20__ год (например, прогноз уровня фондоотдачи основных средств предприятия на 2016 год; прогнозирование уровня рентабельности продаж продукции предприятия на 2016 год; прогноз уровня себестоимости продукции в НПАО «….» на 2016 год).

Данный раздел курсовой работы должен отражать перспективную оценку количественных или качественных показателей состояния объекта исследования с использованием приемов экономического моделирования и прогнозирования при условии реализации предложенных в предыдущем разделе мероприятий по совершенствованию и развитию.

Прогнозные результаты должны быть многовариантны, представлены в точечных и интервальных прогнозах. Рекомендуется взять за основу метод аналитического выравнивания и метод экстраполяции, позволяющие установить основную тенденцию развития исследуемой предметной области (тренд), осуществить прогноз и определить прогнозные значения показателей состояния объекта исследования в будущем.

Таким образом, проводя анализ, студент должен, во-первых, обнаружить проблемные зоны (резервы) в деятельности предприятия, во-вторых, предложить их решение (меры по мобилизации выявленных резервов) и сделать расчет социально-экономической эффективности предлагаемых в курсовой работе решений, в-третьих, дать прогноз развития ситуации с помощью оценки различных сценариев и сформулировать направления дальнейших исследований в этой области (например, «Дальнейшая работа в области повышения эффективности использования основных средств должна быть связана с выявлением резервов увеличения времени их работы, для чего рекомендуется провести фотографии времени работы оборудования»).

Обязательным требованием при выполнении курсовой работы является обобщение материала: каждая таблица, график, расчет должны сопровождаться аналитическими рассуждениями, выводами, доказательствами.

Формулирование выводов по таблицам или проведенным расчетам предполагает описание выявленных тенденций в изменении показателя, раскрытие причин, вызвавших эти изменения и т.д. Например, «Проведенный анализ позволил сделать вывод о росте рентабельности основных производственных фондов в 2015 году на 2,5% по отношению к 2014 году и на 12,3% - к 2013 году. При этом наибольшее влияние на рост рентабельности ОПФ оказали такие факторы как увеличение производственной рентабельности и снижение фондоемкости. Оборачиваемость оборотных средств заметного влияния на анализируемый показатель не оказала».

В заключении делаются основные выводы по теоретической и аналитической частям работы, указывается степень решения поставленных задач и возможность практической реализации рекомендаций по улучшению работы анализируемого предприятия, выделяются факторы, определяющие эффективность предложенного автором варианта решения проблемы, изучаемой в курсовой работе, акцентируются аспекты, не рассматриваемые автором, определяются пути дальнейшей проработки темы. Не допускается излагать заключение как продолжение исследуемых в работе вопросов, использовать в нем таблицы и рисунки. Здесь приводятся основные положения теоретической и практической частей курсовой работы, делаются наиболее существенные для раскрытия темы выводы, формулируются рекомендации собственникам и высшим менеджерам организации по улучшению финансового состояния исследованного хозяйствующего субъекта. Объем заключения составляет 2-3 страницы.

В список использованных источников включаются только источники, которые использовались при разработке курсовой работы, а так же использованный в курсовой работе материал предприятий, объединений, институтов; нормативно-правовые документы, использованные в курсовой работе, должны стоять первыми, а только после них следуют другие использованные источники. Список использованных источников должен быть оформлен в соответствии с принятыми стандартами и содержать не менее 20 наименований литературных источников. Все цитаты, цифровые и другие фактические материалы должны иметь ссылки на источники.

При описании литературных источников необходимо указать: фамилии и инициалы авторов; название книги, сборника, статьи; место издания; издательство; год издания; количество страниц.

Ниже приведен пример списка использованных источников.

1. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: Инфра-М, 2013. – 384 с.

2. Экономический анализ. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия [Текст]: учебное пособие для высшего проф. образования / С.А. Измалкова; Н.В. Журман; О.И. Морозова; А.В. Семенихина; Д.Н. Торгачев. - Орел: ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2011. - 260 с.

3. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности) [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – М.: ИНФРА-М, 2012. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=19983249.

4. Аверина, Т.Н., Левкин, А.Н. Статистические методы в экономическом анализе: направления и проблемы применения [Электронный ресурс] // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - №2-1. – С. 138-143. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=19863169.

5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 сентября 2016 года) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=LAW; n=153956; dst=0; ts=2168AF04DEC1635D073F56F194E8F6FC; rnd=0.32256582332774997.

В приложении должен содержаться вспомогательный материал в виде расчетных таблиц, необходимых документов и других источников информации.

Здесь приводятся копии реальных документов, инструкций, а также таблицы детализированных расчётов тех или иных величин. Связь приложений с текстом осуществляется с помощью ссылок на конкретные приложения. Приложения располагаются после списка использованных источников и имеют сквозную нумерацию страниц. Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок, выполненный прописными буквами. В центре строки над заголовком прописными буквами должно быть написано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ». Каждое приложение должно иметь обозначение (заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (кроме Е, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ) и начинаться с новой страницы, например «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Если в приложении используется готовый документ или инструкция, то в центре вписывают слово «ПРИЛОЖЕНИЕ….», проставляют его обозначение.

В содержание (план) курсовой работы включается каждое приложение в виде одной строки с указанием его номера и, через тире, заглавия, например, «ПРИЛОЖЕНИЕ А – Организационная структура предприятия».

ПОРЯДОК И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Оформление курсовой работы производится в соответствии с ГОСТ 2.105 – 95. Общие требования к текстовым документам.

При оформлении курсовой работы необходимо руководствоваться следующими требованиями.

Объем работы – 60 - 70 страниц текста (кроме приложений), написанных на стандартных листах формата А4 четким, разборчивым подчерком с интервалом между строками не менее 0,5 см или набранных на компьютере с использованием текстового редактора, табличного процессора или других программных средств (размер шрифта - 14 пунктов). Объем работы, выполненный в компьютерном варианте, должен соответствовать указанному примерному объему рукописного варианта. Вместе с компьютерным вариантом работы сдается любой электронный носитель с целью проверки выполненной курсовой работы на плагиат программой «Антиплагиат».

Текстовая часть курсовой работы выполняется в компьютерном виде, на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297мм.). Размер полей: левое - 30 мм., правое - не менее 10 мм., верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. При подготовке курсовой работы с помощью принтера ПЭВМ используется шрифт Times New Roman, 14 размер, интервал полуторный, при этом каждая страница должна содержать 28 - 30 строк.

Сноски на использованные источники должны помещаться в квадратных скобках в конце абзаца.

Номера страниц проставляются арабскими цифрами в правом верхнем поле листа, соблюдая сквозную нумерацию. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не проставляется. Нумерация начинается со 2-ой страницы - «СОДЕРЖАНИЕ».

Каждая новая глава и другие структурные элементы работы – «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» (кроме параграфов, входящих в состав глав) - начинаются с новой страницы. Фразы начинаются с «красной строки» выделяются абзацным отступом, равным 1,25 см.

Расстояние между заголовком главы и последующим текстом должно быть равно трем межстрочным интервалам (т.е. следует пропустить одну строку). Такое же расстояние должно быть между заголовком главы и параграфом. Расстояние же между последней строкой параграфа и заголовком следующего составляет не менее двух строк. Расстояние между строками заголовка остаются такими же, как в тексте.

Заголовки структурных элементов курсовой работы (глав, введение, заключение, списка использованных источников) следует располагать по ширине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Заголовки параграфов лучше начинать с абзацного отступа («красной строки») и печатать с прописной буквы не подчеркивая, без точки в конце. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками.

Заголовок параграфа не должен быть последней строкой на странице. Название глав и параграфов должны включать не более 2-х строк.

Главы и параграфы следует нумеровать арабскими цифрами. При этом главы нумеруются одной цифрой, например, «1, 2, 3». Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы и нумероваться двумя цифрами с точкой, например, «1.1, 2.3, 3.2» - первая цифра - номер главы, вторая - номер параграфа (раздела).

Другие структурные элементы - введение, заключение, список использованных источников - не нумеруются.

Курсовую работу следует иллюстрировать. Каждая иллюстрация должна соответствовать тексту.

Важной частью курсовой работы являются таблицы. Таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности. Каждая аналитическая таблица должна быть компактной, отражать основные показатели данного вопроса, иметь порядковый номер и заголовок, не допускать повторений текста. Наименования показателей в подлежащем таблицы и заголовки в ее сказуемом должны быть четкими и краткими, содержать единицы измерения, периоды времени и объекты, к которым относятся данные, а также нумерацию граф. При этом включать в текст курсовой работы аналитические таблицы необходимо следующим образом: либо с таблицы начинают анализ данных, либо таблицу приводят в подтверждение уже сделанных выводов. После таблицы располагается обобщающий текст: «Из таблицы видно, что …..».

Таблицы последовательно нумеруются арабскими цифрами в пределах курсовой работы. Порядковый номер таблицы необходим для ее связи с текстом. С красной строки над таблицей помещают надпись «Таблица….» с указанием ее порядкового номера без значка «№» перед первой цифрой и точки после номера и через тире, заголовок, например, «Таблица 1 – Анализ основных фондов предприятия». При переносе таблицы на следующую страницу нумерацию граф следует повторить, а слева с красной строки поместить надпись «Продолжение таблицы 1».

Графу «№ п.п.» в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерации показателей параметров или других данных, порядковые номера следует указывать непосредственно перед их наименованием. Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа.

На все таблицы должны быть даны ссылки в тексте. Не допускается помещать в текст курсовой работы без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже были опубликованы в печати.

Все остальные иллюстрации - рисунки, схемы, графики, диаграммы и т.д. - обозначаются словом «Рисунок», которое располагается под ними с указанием его порядкового номера и через тире, названия, например, «Рисунок 3 - Структурно-логическая схема эффективности производства предприятия».

Иллюстрации могут располагаться либо непосредственно в тексте, либо на отдельных листах в приложениях.

Приложения следует использовать в тексте работы, если необходимо сделать какие-либо разъяснения, дать определения или перевод терминов, указать источник информации. Сноски на приложения в тексте оформляются следующим образом: Организационная структура АООТ «Гамма» представлена на рисунке А.1, т.е. в Приложении А, на рисунке 1 или Сводные показатели финансово-экономической деятельности АООТ «Гамма» представлены в таблице Б.1, т.е. в Приложении Б, таблице 1. В Приложениях нумерация таблиц и рисунков должна оставаться такой же как и при ссылке и обозначениях на них в тексте курсовой работы. Примечания могут быть внутритекстовыми (помещаются в круглых скобках) или подстрочными (оформляются как подстрочная сноска). Подстрочное примечание располагается внизу страницы, меньшим размером шрифта и отделяется от основного текста прямой линией.

Формулы, помещенные в курсовой работе, должны нумероваться арабскими цифрами в пределах курсовой работы. Номер формулы следует заключать в скобки и помещать по правой стороне листа на уровне нижней строки формулы, к которой он относится, например «(2)» – вторая формула курсовой работы.

Особое внимание следует уделить составлению списка использованных источников. Список использованных источников отражает самостоятельную творческую работу автора курсовой работы.

В список использованных источников не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте, и которые фактически не были использованы при подготовке и написании курсовой работы. Список использованных источников оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-76.

Сведения о литературных источниках следует располагать по алфавиту, при этом нормативно-правовые документы (кодексы РФ, федеральные законы, постановления, распоряжения) должны стоять первыми и только после них следуют остальные использованные источники по алфавиту.

Список использованных источников имеет общую нумерацию.

В тексте работы не должно быть сокращений слов, кроме общепринятых (типа и т.д., др., пр.)

Приведенные в работе статистические данные, цифры и факты должны сопровождаться ссылкой на соответствующий источник информации из списка использованных источников.

Описание литературных источников выполняется в соответствии с требованиями, приведенными выше в п. 1.

Работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее подписи.

Наши рекомендации