Особенности склонностей и интересов

-•/-<• ''.

Уже в детстве об уровне творческой одаренности можно судить по интересам и склонностям человека. У одаренных детей они часто очень широки и при этом

устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упор­стве в достижении цели. Маленький музыкант может часами отрабатывать сложные навыки игры на инстру­менте без всякого принуждения со стороны взрослых. Его сверстники, не имеющие призвания, которых учат музыке «по традиции», рады любому поводу избежать занятий. Будущие балерины и гимнастки охотно идут на строгое самоограничение и тяжкий труд ради овладения тонкостями мастерства. Начинающий натуралист готов к любым жертвам ради возможности наблюдать живот­ных в природе или держать дома своих питомцев. Такая нацеленность, приверженность делу служит одним из самых точных показателей одаренности. Не случайно опытные преподаватели готовы сверхурочно заниматься со страстно жаждущим знаний учеником, даже если тот пока не проявляет особо выдающихся способностей и кажется многим «неперспективным».

Другое свойство, характерное для значительной час­ти одаренных детей, — широта интересов. Им многое удается, многое по душе и потому им хочется попробо­вать себя в самых разных сферах. Нередко обилие увле­чений приводит к нерациональной с точки зрения праг­матичных взрослых трате сил. Типичный упрек с их сто­роны: «Распыляешься, ничего не доводишь до конца, вчера играл в шахматы, сегодня уже рисуешь, а завтра будешь изобретать новый двигатель. Так ничего не до­бьешься в жизни». Однако широта интересов — совер­шенно естественно явление для детского и подростко­вого возраста. Погружаясь на время в разные занятия, человек лучше изучает себя, обогащается как личность, осваивает новые ценные навыки. Учится комбинировать, находить ассоциативные связи, нестандартные решения. Немало выдающихся людей посвящали себя не одной, а двум и более сферам деятельности. Философ, теоретик анархизма Петр Кропоткин был крупным географом и геологом. Зоолог Джералд Даррелл — один из самых читаемых современных писателей. Необычайной разно­плановостью интересов отличались Леонардо да Винчи,

48 | часть I. Психология детской одаренности

глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития




Михаил Ломоносов, Блез Паскаль, Готфрид Вильгельм
Лейбниц. ь

Конечно, возможна и нерациональная трата сил| Однако вряд ли посторонний наблюдатель способен опре-1 делить в каждом конкретном случае, чего больше в совме­щении интересов — плюсов или минусов. Видимо, пра­вильнее было бы довериться в этом отношении интуиции самого одаренного человека, даже если он пока ребенок.

Есть и еще один важный аспект проблемы. Разно­плановость интересов предохраняет от «зацикленности», которая нередко бывает свойственна таланту. Человек, полностью посвятивший себя одному делу, одной идее, приносит ей в жертву — вольно или невольно — многие другие жизненные ценности. Иногда дело доходит до курьезов. Основатель кибернетики Норберт Виннер по­мнил только о том, над чем в данный момент работал. Когда его семья переехала на новую квартиру, жена уче­ного положила ему в бумажник записку с новым адре­сом. Н. Виннер набросал на листке какие-то формулы, потом понял, что они неверны, и выбросил бумажку. Вечером, забыв о переезде, он отправился по старому адресу. Разумеется, он никого не нашел там и в расте­рянности вернулся на улицу. Ему встретилась девочка, которой он тут же стал объяснять, что он профессор Н. Виннер, чья семья недавно переехала из этого дома, но он не знает куда. Н. Виннер поинтересовался, не знает ли она случайно, где ему искать новую квартиру. Вни­мательно выслушав его, девочка ответила: «Да, папа, мама так и думала, что ты это забудешь».

Биографами описано множество случаев из жизни выдающихся людей, свидетельствующих не только об их выдающемся уме, но и о поступках, которые выглядят просто глупо. И. Ньютон не любил отвлекаться от рабо­ты и для своей кошки проделал внизу двери отверстие, чтобы та могла сама входить в дом и выходить из него, не беспокоя хозяина мяуканьем. Когда у кошки роди­лось семеро котят, великий физик добавил по окошку для каждого из них!

Особенности психосоциального развития

Стремление

К самоактуализации

Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека (Г. Гольдстейн, К. Роджерс и др.). В этой связи естественно предположить, что рост­ки данного стремления проявляются уже в детстве и долж­ны поддерживаться и формироваться.

Существенный вклад в разработку данной пробле­матики внес известный американский психолог А. Мас-лоу. Он считал, что люди изначально, генетически мо­тивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. В целом развитие человека он представлял как восхождение по «лестнице потребностей», где высшим — пятым — уровнем явля­ется потребность в самоактуализации, самореализации в творчестве. Таким образом, стремление к самоактуа­лизации — это стремление человека постоянно вопло­щать, реализовывать, «опредмечивать» себя, свои спо­собности, свою сущность. У людей, склонных к самоак­туализации, по мнению А. Маслоу, доминирующим мотивом поведения чаще всего является радость от ис­пользования своих способностей, и этим они отличают­ся от тех людей, которые стремятся удовлетворить по­требности в том, чего им недостает.

А. Маслоу утверждал, что творчество является неотъем­лемой характеристикой самой природы человека, а твор­ческие способности не удел избранных, они заложены в каждом из нас. Но при этом, по оценке самого А. Мас­лоу, самоактуализация на практике — большая редкость. Ее достигают лишь около 1 % всех родившихся. Большин­ство людей по разным причинам так и не раскрывают свой творческий потенциал.

50 | часть I. Психология детской одаренности

глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития




Перфекционизм

Творчески одаренных людей отличают некоторые чер­ты личности и способы взаимоотношений с окружаю­щими. Например, перфекционизм (от англ, perfect — «совершенный»). Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначи­тельных делах. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (ин­теллектуального, эстетического, нравственного). Он го­тов переписывать сочинение из-за одной помарки, зано­во собирать сложную модель, если ему пришло в голову, как ее можно усовершенствовать, и т. п.

Следствием этого постоянного стремления к совер­шенству нередко становится столь же постоянное чув­ство недовольства собой, которое отражается на само­оценке, а порой становится причиной неврозов и де­прессий. Выраженный слишком сильно перфекционизм парализует волю человека, делает для него невозмож­ным завершение любой работы: ведь всегда можно най­ти еще что-нибудь, нуждающееся в исправлении и улуч­шении. Часто это раздражает окружающих, особенно тех, кто работает вместе с перфекционистом или зависит от результатов его труда.

Учитель дал задание маленькому Нильсу Бору нари­совать дом с садом и забором. Мальчик принялся за ри­сунок, но вдруг обнаружил, что не знает, сколько в забо­ре жердей. Недолго думая, он выбежал на улицу и Пере­считал их. Нильс не мог допустить того, чтобы его рисунок хоть в чем-то не отвечал действительности.

Самостоятельность

Самостоятельность как личностное свойство пред­полагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и под­сказки, реализовывать важные решения; во-вторых, от-

ветственность за свои поступки и их последствия; в-тре­тьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведе­ние возможно и правильно.

Самостоятельность базируется в первую очередь на способности к оценке, умении регулировать собствен­ное поведение и эмоции, на социальной автономности, смелости и склонности брать на себя ответственность. Люди, склонные к самостоятельности, отличаются боль­шей избирательностью и интеллектуальностью. Самосто­ятельность — это практически всегда риск. Эти люди больше ценят проявления самостоятельности в своих де­тях и учениках.

Самостоятельность формируется всем стилем жиз­ни, побуждающим человека с детства принимать реше­ния, совершать поступки и нести за них ответственность. Развитие самостоятельности не может проводиться по определенным рецептам. Главным фактором, подавляю­щим формирующуюся в ребенке самостоятельность, яв­ляется тотальный внешний контроль, выражающийся в жестких дисциплинарных требованиях, не допускаю­щих индивидуальных вариаций. Но не менее вредными оказываются в этом случае и вседозволенность, и теп­личная атмосфера, ограждающие ребенка от проблем и возможности принятия самостоятельных решений. Из­вестный английский философ и педагог Джон Локк как-то заметил, что рабская дисциплина порождает рабский характер, а его немецкий коллега Иоганн Фридрих Гер-барт отметил другую грань этого процесса: без четких Дисциплинарных правил нельзя воспитать сильный ха­рактер.

Социальная автономность

Социальная автономность очень близка самостоя­тельности и нередко приводит к трудностям во взаимо­отношениях. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции твор­чески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития

52 | часть I. Психология детской одаренности

окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию.

С социальной автономностью связана и отмечаемая многими исследователями неприязнь творчески одарен*! ных детей к традиционному обучению. Они редко быва4 ют отличниками, а порой и вовсе не считаются хороши^ ми учениками. Занятия в традиционном стиле, ориени тированные на простое воспроизводство полученных от учителя сведений, кажутся им скучными и неинтерес-? ными. А к их исследовательским порывам наше образо­вание, как правило, не готово. Результатом во многих; случаях становится скрытый или явный конфликт с пе­дагогами.

Учителя Нильса Бора, росшего в либеральной Дании, с пониманием и любовью относились к его оригиналь­ной манере мыслить (позже современники называли Бора «одним из наиболее свободных от предрассудков физи­ков»). Преподаватель мог с невозмутимым юмором про­комментировать грохот, доносившийся из школьной ла­боратории: «Ничего страшного. Это Бор». Повезло в дан­ном отношении и Александру Сергеевичу Пушкину, которому в лицее прощали нелады с математикой, при­знавая его яркий поэтический дар. А вот Альберт Эйн­штейн чувствовал себя очень неуютно и показывал не­важные результаты, пока учился в прусской гимназии казарменного типа. Но как только он переехал в Швей­царию, где школы отличались более терпимым и уважи­тельным отношением к учащимся, сразу стал одним из лучших учеников.

Неприятие конформизма, свойственное творчески одаренному ребенку старшего дошкольного и младше­го школьного возрастов, не следует отождествлять с ин­теллектуальным и нравственным нигилизмом. Много­численные исследования их «нормальных» сверстников свидетельствуют о том, что этот возрастной период — период ярко проявляемых склонностей к подражанию, уподоблению старшим. Подражательность многих дей­ствий и высказываний в эти годы традиционно считается


глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития

важным условием умственного развития. Внушаемость, впечатлительность ребенка этого возраста, склонность к вере в истинность того, чему его учат, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внут­ренне принять внешние требования, — все это создает благоприятные условия для обогащения и развития пси­хики.

Впечатлительность, внушаемость, склонность и спо­собность к умственным и практическим действиям на основе предложенного образца свойственны одаренно­му ребенку так же, как и его «нормальному» сверстнику, однако это не является главным, определяющим в его познавательной деятельности и поведении. Для него ха­рактерна относительная свобода от общепринятых огра­ничений, он не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу. Кроме того, как отмечает известный психолог Н. С. Лейтес, сама подражательность в начальном уче­нии, в условиях неизбежной недостаточности некото­рых знаний, оказывается в немалой мере творческой; она требует интуиции, импровизации, непрестанной умствен­ной инициативы.

Эгоцентризм

И одаренные дети, и в большей мере их «нормаль­ные» сверстники часто не понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в желани­ях, и в поступках. Это качество свойственно и многим взрослым, но если эгоцентризм взрослого в значитель­ной мере результат эгоизма, то эгоцентризм ребенка име­ет иную природу. Он закономерен и определен особен­ностями возрастного развития. Выражается это в неспо­собности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. У большинства лю-Дей с возрастом это проходит.

Многие исследователи отмечают высокую степень вьфаженности эгоцентризма именно у одаренных детей.

54 | часть I. Психология детской одаренности

Они утверждают, что чем лучше знаешь что-либо, тем больше шансов в связи со своим знанием вести себя эго­центрически.

Эгоцентризм, как всякое сложное личностное свойство, нельзя рассматривать упрощенно, одномерно. При вни­мательном, глубоком изучении выявляется, что в одних сферах он проявляется у одаренного ребенка ярче, чем у «нормального», в других, наоборот, выражен меньше.

Познавательный эгоцентризм.Проявляемый в позна­вательной сфере эгоцентризм обычно так и именуется — «познавательный». Собственная исследовательская прак­тика позволяет сделать вывод о том, что этот вид эго­центризма наиболее характерен для одаренных детей как дошкольного, так и младшего школьного возрастов. Ода­ренные дети практически неспособны понять, как то, что просто и понятно им, не могут постичь окружаю­щие. Данный вид эгоцентризма отличается устойчиво­стью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем.

Третьеклассник Миша нашел оригинальный способ решения очень сложной задачи. Учитель попросил его объяснить, как он добился решения. Миша у доски изло­жил свое решение классу. Но учитель заметил, что мно­гие дети не поняли сделанного Мишей объяснения. Учи­тель вновь попросил Мишу рассказать о своем реше­нии. С трудом скрывая раздражение, Миша рассказал еще раз. Несмотря на это, ход Мишиных мыслей остался непонятен многим ребятам. Когда учитель в третий раз обратился к нему с просьбой объяснить все еще раз, Миша возмутился, всплеснул руками и сказал: «Сколь­ко можно вам объяснять, ведь это же так просто! Смот­рите...»

Миша действительно искренне не мог понять, поче­му то, что легко и доступно для него, непонятно окру­жающим,

Моральный эгоцентризм.Одаренному ребенку так же, как и его «нормальному» сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральных действий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок


глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития

часто обнаруживает превосходство над сверстниками. Более высокий уровень умственного развития, способ­ность улавливать причинно-следственные связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее — все это созда­ет хорошую базу для понимания мотивов поведения дру­гих людей. Поэтому моральный эгоцентризм свойстве­нен одаренному ребенку в меньшей степени, чем «нор­мальным» детям, и преодолевается он легче.

Коммуникативный эгоцентризм.Первооткрыватель детского эгоцентризма известный швейцарский психо­лог Ж. Пиаже много наблюдал за речью дошкольников. Он и определил, что в большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на ме­сто слушающего.

Детям, обучающимся в экспериментальной школе, было дано необычное задание. Психолог прочитал им неоконченный рассказ и попросил его продолжить. Рас­сказ был очень коротким: «Сережа жил на двенадцатом этаже большого многоэтажного дома. Однажды мальчик обнаружил на балконе газету, которую вчера читал его папа. Сережа тут же придумал интересную игру — он стал рвать эту газету и бросать клочки бумаги с балкона. Они красиво кружились в воздушных потоках и падали на газон, тротуар, на деревья...»

Представь, что ты друг этого мальчика. Ты шел по тротуару и увидел, чем занимается твой товарищ. Что бы ты сказал ему и что бы ты сделал? Затем представь, что ты милиционер... бабушка этого мальчика... его се­стра... его папа или мама... и т. д.

Ответы детей показали, что большинство отвечает стереотипно. Роли меняются, а ответы остаются неиз­менными. Иная картина наблюдается у одаренных де­тей, они легче встают на позицию другого человека.

Эгоцентризм, проявляющийся у одаренного ребен­ка, не следует относить к числу негативных качеств. Он практически не имеет ничего общего с эгоизмом и ре­ально проявляется только в познавательной сфере. Где °пять-таки одаренный ребенок думает об окружающих

56 | часть I. Психология детской одаренности

лучше, чем они есть на самом деле. Эгоцентризм в дан­ном случае — особенность возрастного развития. Он пре­одолевается со временем.

Несколько легче одаренным ребенком преодолевает­ся моральный и коммуникативный эгоцентризм, осно­вой чего являются высокие умственные способности и формирующиеся на этой базе более высокие способ­ности к метапознанию.

Сложность преодоления познавательного эгоцентриз­ма определяется не трудностью восприятия одаренным ребенком иной точки зрения: она зависит от оптими­стичной веры одаренного ребенка в интеллектуальные спо­собности окружающих. Все это ни в коей мере не ставит под сомнение важность педагогической работы по пре­одолению эгоцентризма у одаренных детей. В зрелом возрасте это свойство приводит к крайне негативным последствиям.

По справедливому утверждению американского пси­холога К. Тэкэкс, свойственная одаренным неспособ­ность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарова­нию, желчности и мизантропии, которые убивают по­тенциальных лидеров.

Лидерство

Настоящий лидер — редкое явление, дар, истинный лидер всегда творец. Но справедливо ли обратное утверж­дение? Всегда ли творец является лидером? К сожале­нию, мы должны признать, что нет. Правда, нельзя не заметить, что в современном мире возрастает важность коллективного творчества. А это требует от творца, же­лающего добиться заметных результатов, не только уме­ния работать в команде, но и способности быть ли­дером.

В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. Осно-


глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития

вываясь на подобном наблюдении, многие исследовате­ли выделяют в качестве одной из важных черт одарен­ных детей — склонность командовать другими детьми. Об этом часто с волнением и трепетом говорят родите­ли, интуитивно понимая ценность данных особенностей своего ребенка. Но стоит только рассмотреть это явле­ние более внимательно, как выявляется довольно слож­ная картина.

Наблюдения, проведенные нами в ходе эксперимен­тальной работы с детьми, позволяют сделать заключе­ние о том, что проявляемые таким образом организа­торские способности одаренного ребенка в большинстве случаев имеют несколько иную природу, чем у взросло­го. Они обычно основываются не на суггестивных воз­можностях (способности воздействовать на других лю­дей), не на умении настоять на своем и даже не на спо­собности ладить с другими детьми. Правда, отмечу, что все эти способности могут проявляться у одаренного ре­бенка, но тогда мы можем говорить о специальной «ли­дерской» одаренности.

Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками — его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и беглость его мыш­ления. Он лучше других представляет себе наиболее эф­фективный характер развития игровых действий, про­гнозирует возможные ошибки и несоответствия игрово­го поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера.

Это проявляется довольно отчетливо на уровне стар­шего дошкольного возраста. У младших школьников ситуация несколько изменяется. Часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми, пред­почитая им индивидуальные игры и занятия. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх (обычно результат педагогических недоработок); особенности характера (тем­перамента), следствием которых является не стремление Утвердиться в роли лидера, а интерес к определенной

58 | часть I. Психология детской одаренности

деятельности. Выражено это обычно в увлеченности углубленной интеллектуальной работой, самодостаточ­ности.

Соревновательность

Соревновательность, конкуренция — важный фак­тор развития личности, укрепления, закалки характера. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе раз­личных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни. Без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».

Источник склонности к соревновательности у ода­ренных детей следует искать в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высоко диффе­ренцированной оценке. Построенная на этой основе самооценка, даже будучи не завышенной, а адекватной, способна стимулировать интерес к конкурентным фор­мам взаимодействия со сверстниками. Но, отмечая это явление как естественное, многие исследователи посто­янно говорят о необходимости соревнования не столько с «нормальными», сколько с такими же одаренными деть­ми. Причем особенно ценен опыт не побед, а пораже­ний. Не случайно данное обстоятельство закреплено и в известном народном изречении: «За одного битого двух небитых дают».

Наши рекомендации