Психология детской одаренности
Савенков А. И.
С12 Одаренный ребенок дома и в школе. — Екатерин-
бург: У-Фактория, 2004. — 272 с. (Серия «Психология детства: Практикум»).
ISBN 5-94799-361-9
ISBN 5-94799-186-1 (серия)
Эта книга о том, как выявлять и развивать первые ростки детской одаренности в условиях домашнего обучения. В ней последовательно рассматриваются основные вопросы практической психологии и педагогики, а также доступные для родителей методики развития детской одаренности.
Книга адресована родителям и воспитателям старших дошкольников и младших школьников.
ББК 88.8
ISBN 5-94799-361-9 ISBN 5-94799-186-1 (серия) |
© Савенков А. И., 2004 © Издательство «У-Фактория» оформление, 2004
Часто, услышав или прочитав о какой-либо психолого-педагогической проблеме, мы вольно или невольно «примериваем ее на себя». Это нормальная, естественная человеческая реакция. С понятием «одаренность» сложнее: у многих ее «примеривание на себя» вызывает сомнения, а затем нередко и полное отторжение — «ни ко мне, ни к моему ребенку это отношения не имеет». Нужно сразу сказать, что это заблуждение, и его истоки кроются в примитивном, упрощенном толковании понятия «одаренность», незнании сути этого явления и законов его развития.
Способность мыслить, творить есть у каждого человека — именно этим он отличается от животного. Это дар природы человечеству. Кто-то может воспользоваться этими способностями с большим толком, кто-то с меньшим, но наделен этим даром каждый. Поэтому, когда специалисты говорят о детской одаренности, обычно рассматривается и исключительная категория — «одаренные дети», и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. А когда о взрослом человеке говорят «это талант», «это гений», то имеют в виду выдающиеся достижения, то, что не по силам человеку обычному.
Но никому точно не известно, как их различить — одаренного ребенка и просто ребенка, никаким даром не отмеченного. Еще сложнее определить, о ком в будущем скажут «гений», а кто всю жизнь будет играть более чем скромную роль. Можно с уверенностью сказать только одно — в развитии, в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал всех детей: и одаренных, и тех, кто по каким-то причинам к этому Разряду не отнесен. Роль родителей в процессе этого развития является решающей.
Введение
Ребенок, которого могут назвать «одаренным ребенком», — это ваш ребенок. Вы знаете его лучше, чем кто-либо другой. Для вас он самый умный и самый талантливый. Помните, что именно ваша вера в его возможности — один из важнейших источников его настоящих и будущих успехов.
Именно вы для него лучший учитель, ведь природа наделила его способностями в значительной мере напоминающими ваши. Как никто другой, вы сможете помочь ему развить то, что вы сами сумели развить в себе, реализовать те способности и склонности, которые, по вашему мнению, остались нераскрытыми в вас по вине обстоятельств. При этом, конечно же, помните, что перед вами ребенок; как бы он ни был похож внешне и внутренне на вас, он все же не взрослый, «не полностью вы», он — другой человек.
В этой книге рассматриваются основные критерии выявления и развития детской одаренности в условиях домашнего обучения в возрастном диапазоне «старшие дошкольники и младшие школьники». С точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка этот возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей.
Хотелось бы особенно подчеркнуть, что читать эту книгу можно начиная с любого раздела и любой главы: в ней нет напряженного сюжета, как в детективе или в любовном романе, за развитием которого необходимо следить. В книге соблюдается диктуемый логикой порядок изложения, главы имеют относительную самостоятельность, и рассматриваемые в них проблемы относительно автономны.
Первый раздел содержит материал из области психологии и рассматривает вопросы, связанные с природой одаренности и ее проявлениями в поведении и деятельности ребенка. В двух последующих изложены преимущественно педагогические проблемы: цели, содержание и методика домашней образовательной деятельности, направленной на развитие потенциала личности ребенка.
ЧАСТЬ I
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности,
Творческость(креативность)
Многие отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования творческости как некой относительно автономной, универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. То есть, по их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще: есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и так далее.
Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую Другую сферу. Именно поэтому творчество рассматривается как относительно автономная, самостоятельная способность.
В материалах исследований психологии творчества, про-
веДенных в последнее время, трудно найти приемлемое
пределение творческости, но там содержится довольно мно-
°писаний основных параметров, ее характеризующих.
часть I. Психология детской одаренности
«Креативность (творческость), — пишет Е. П. Торранс, — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
При оценке креативности психологи (Дж. Гилфорд и Е. П. Торранс и др.) учитывают обычно четыре критерия.
Продуктивность, или беглость,— способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.
Творец, создающий большое количество «продуктов», имеет некоторое преимущество перед тем, кто малопродуктивен. Но история знает и другие примеры. Так, Леонардо да Винчи за всю жизнь создал лишь небольшое количество живописных произведений, но это позволило ему войти в мировую историю искусства. При этом есть масса художников, написавших сотни и даже тысячи работ, но их имена никому не известны.
Гибкость— способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Противоположное качество называют инертностью мышления.
Оригинальность— один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Другой показатель творческости обозначается термином «разработанность».Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше продуцировать оригинальные идеи, другие — детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжирую?' ся, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.
глава 1. Что такое детская одаренность | 27
Любознательность
Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство — жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в «умственных впечатлениях», характерна для каждого .здорового ребенка (Запорожец А. В., Божович Л. И. и др.).
Любознательность, образно говоря, — следующий уровень развития познавательной потребности. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира, носит лишь ситуативный, неустойчивый характер.
глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития
Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Речь идет об эмоциях. Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок.
Конечно, кроме эмоций есть еще такая форма психического отражения, как воля. Нет необходимости говорить о ее важности и значимости с точки зрения развития детской одаренности. Обратимся сразу к ее механике. Воля наиболее отчетливо обнаруживает ту потребность, которая устойчиво доминирует в структуре мотивационно-потребностной сферы личности. Воля и сама представляет из себя специфическую потребность — потребность преодоления. Итак, при воспитании творца очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — любознательность, а последняя — в устойчивое психическое образование — познавательную потребность.
Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не перерастает в полной мере в любознательность. Одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это свой-ство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, астоящий залог интеллектуального превосходства —
2 А- Савенков
Оригинальность мышления
Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.
Многие специалисты рассматривают оригинальность мышления как одну из основных особенностей мышления творчески одаренного человека. Но при этом наряду со способностью продуцировать оригинальные идеи возможен и другой способ творчества — разрабатывать существующие. Если первый способ особенно ценится в творчестве научном и техническом, то второй — в художественном.
Оригинальность творческого человека естественна, она не похожа на нарочитое желание выделиться. Порой она вызывает удивление или насмешки окружающих. Жителей Кенигсберга забавляла пунктуальность философа Иммануила Канта: по тому, когда он выходил на прогулку и возвращался с нее, можно было сверять часы. Сугубо оригинальные идеи математика Николая Ивановича Лобачевского стали причиной того, что его считали сумасшедшим.
40 | часть I. Психология детской одаренности
глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития
Гибкость мышления
Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.
Высокий уровень гибкости мышления — явление редкое, как и крайнее выражение его противоположности — инертность, ригидность мышления. Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.
Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообразием прошлого опыта ребенка (объем знаний, умений, навыков и т. п.), однако полностью им не определяется. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что связь между ними имеет очень сложный характер. Так, в некоторых ситуациях объем знаний не только не содействует генерированию новых идей и стратегий, но напротив, выступает как сдерживающий фактор.
Само по себе количество информации еще не является гарантией способности к комбинированию и созданию на этой основе новых идей и стратегий. В ходе специальных исследований было определено, что решающим фактором, содействующим развитию этой интеллектуальной характеристики, выступает не сам опыт, а методы его усвоения.
Легкость ассоциирования
Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там,
Отличная память
Все специалисты среди качеств, характерных для категории одаренных детей, обязательно отмечают феноменальную память. О возможностях памяти одаренных сложено немало легенд. Но при этом на бытовом уровне, в семье, а нередко и в школе можно столкнуться с противопоставлением памяти и мышления, эрудита и мыслителя.
Действительно, человек может хранить в своей памяти гигантский объем информации, и формально ему невозможно отказать в звании «эрудита» или «ученого». Но ум и эрудированность совсем не одно и то же.
Is'
часть I. Психология детской одаренности
глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития
Синтез способностей к запоминанию и качеств, отт< меченных выше, порождает часто замечаемое у одаренных детей стремление к классификации, систематизации информации, опыта, идей. На практике это неред-v ко выражено в склонности к коллекционированию.
Способность к оценке
Оценочная функция как интегральный, структурный элемент одаренности рассматривается многими специалистами. Способность к оценке — производная критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.
Известный психолог А. М. Матюшкин отмечал, что способность к оценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.
Талант обычно довольно точно осознает масштаб того или иного своего достижения, хотя иногда его оценка и расходится с мнением общества. Математик Льюис Кэрролл вряд ли мог предполагать, что войдет в число самых известных людей мира не как ученый, а как автор детской сказки. Исаак Ньютон главное свое достижение видел вовсе не в создании физической теории, а в денежной реформе, которую он провел в Англии, будучи директором монетного двора.
Стремление
К самоактуализации
Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека (Г. Гольдстейн, К. Роджерс и др.). В этой связи естественно предположить, что ростки данного стремления проявляются уже в детстве и должны поддерживаться и формироваться.
Существенный вклад в разработку данной проблематики внес известный американский психолог А. Мас-лоу. Он считал, что люди изначально, генетически мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. В целом развитие человека он представлял как восхождение по «лестнице потребностей», где высшим — пятым — уровнем является потребность в самоактуализации, самореализации в творчестве. Таким образом, стремление к самоактуализации — это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, «опредмечивать» себя, свои способности, свою сущность. У людей, склонных к самоактуализации, по мнению А. Маслоу, доминирующим мотивом поведения чаще всего является радость от использования своих способностей, и этим они отличаются от тех людей, которые стремятся удовлетворить потребности в том, чего им недостает.
А. Маслоу утверждал, что творчество является неотъемлемой характеристикой самой природы человека, а творческие способности не удел избранных, они заложены в каждом из нас. Но при этом, по оценке самого А. Маслоу, самоактуализация на практике — большая редкость. Ее достигают лишь около 1 % всех родившихся. Большинство людей по разным причинам так и не раскрывают свой творческий потенциал.
50 | часть I. Психология детской одаренности
глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития
Перфекционизм
Творчески одаренных людей отличают некоторые черты личности и способы взаимоотношений с окружающими. Например, перфекционизм (от англ, perfect — «совершенный»). Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного). Он готов переписывать сочинение из-за одной помарки, заново собирать сложную модель, если ему пришло в голову, как ее можно усовершенствовать, и т. п.
Следствием этого постоянного стремления к совершенству нередко становится столь же постоянное чувство недовольства собой, которое отражается на самооценке, а порой становится причиной неврозов и депрессий. Выраженный слишком сильно перфекционизм парализует волю человека, делает для него невозможным завершение любой работы: ведь всегда можно найти еще что-нибудь, нуждающееся в исправлении и улучшении. Часто это раздражает окружающих, особенно тех, кто работает вместе с перфекционистом или зависит от результатов его труда.
Учитель дал задание маленькому Нильсу Бору нарисовать дом с садом и забором. Мальчик принялся за рисунок, но вдруг обнаружил, что не знает, сколько в заборе жердей. Недолго думая, он выбежал на улицу и Пересчитал их. Нильс не мог допустить того, чтобы его рисунок хоть в чем-то не отвечал действительности.
Самостоятельность
Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, от-
ветственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.
Самостоятельность базируется в первую очередь на способности к оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, на социальной автономности, смелости и склонности брать на себя ответственность. Люди, склонные к самостоятельности, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью. Самостоятельность — это практически всегда риск. Эти люди больше ценят проявления самостоятельности в своих детях и учениках.
Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим человека с детства принимать решения, совершать поступки и нести за них ответственность. Развитие самостоятельности не может проводиться по определенным рецептам. Главным фактором, подавляющим формирующуюся в ребенке самостоятельность, является тотальный внешний контроль, выражающийся в жестких дисциплинарных требованиях, не допускающих индивидуальных вариаций. Но не менее вредными оказываются в этом случае и вседозволенность, и тепличная атмосфера, ограждающие ребенка от проблем и возможности принятия самостоятельных решений. Известный английский философ и педагог Джон Локк как-то заметил, что рабская дисциплина порождает рабский характер, а его немецкий коллега Иоганн Фридрих Гер-барт отметил другую грань этого процесса: без четких Дисциплинарных правил нельзя воспитать сильный характер.
Социальная автономность
Социальная автономность очень близка самостоятельности и нередко приводит к трудностям во взаимоотношениях. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции творчески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития
52 | часть I. Психология детской одаренности
окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию.
С социальной автономностью связана и отмечаемая многими исследователями неприязнь творчески одарен*! ных детей к традиционному обучению. Они редко быва4 ют отличниками, а порой и вовсе не считаются хороши^ ми учениками. Занятия в традиционном стиле, ориени тированные на простое воспроизводство полученных от учителя сведений, кажутся им скучными и неинтерес-? ными. А к их исследовательским порывам наше образование, как правило, не готово. Результатом во многих; случаях становится скрытый или явный конфликт с педагогами.
Учителя Нильса Бора, росшего в либеральной Дании, с пониманием и любовью относились к его оригинальной манере мыслить (позже современники называли Бора «одним из наиболее свободных от предрассудков физиков»). Преподаватель мог с невозмутимым юмором прокомментировать грохот, доносившийся из школьной лаборатории: «Ничего страшного. Это Бор». Повезло в данном отношении и Александру Сергеевичу Пушкину, которому в лицее прощали нелады с математикой, признавая его яркий поэтический дар. А вот Альберт Эйнштейн чувствовал себя очень неуютно и показывал неважные результаты, пока учился в прусской гимназии казарменного типа. Но как только он переехал в Швейцарию, где школы отличались более терпимым и уважительным отношением к учащимся, сразу стал одним из лучших учеников.
Неприятие конформизма, свойственное творчески одаренному ребенку старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, не следует отождествлять с интеллектуальным и нравственным нигилизмом. Многочисленные исследования их «нормальных» сверстников свидетельствуют о том, что этот возрастной период — период ярко проявляемых склонностей к подражанию, уподоблению старшим. Подражательность многих действий и высказываний в эти годы традиционно считается
глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития
важным условием умственного развития. Внушаемость, впечатлительность ребенка этого возраста, склонность к вере в истинность того, чему его учат, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять внешние требования, — все это создает благоприятные условия для обогащения и развития психики.
Впечатлительность, внушаемость, склонность и способность к умственным и практическим действиям на основе предложенного образца свойственны одаренному ребенку так же, как и его «нормальному» сверстнику, однако это не является главным, определяющим в его познавательной деятельности и поведении. Для него характерна относительная свобода от общепринятых ограничений, он не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу. Кроме того, как отмечает известный психолог Н. С. Лейтес, сама подражательность в начальном учении, в условиях неизбежной недостаточности некоторых знаний, оказывается в немалой мере творческой; она требует интуиции, импровизации, непрестанной умственной инициативы.
Эгоцентризм
И одаренные дети, и в большей мере их «нормальные» сверстники часто не понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это качество свойственно и многим взрослым, но если эгоцентризм взрослого в значительной мере результат эгоизма, то эгоцентризм ребенка имеет иную природу. Он закономерен и определен особенностями возрастного развития. Выражается это в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. У большинства лю-Дей с возрастом это проходит.
Многие исследователи отмечают высокую степень вьфаженности эгоцентризма именно у одаренных детей.
54 | часть I. Психология детской одаренности
Они утверждают, что чем лучше знаешь что-либо, тем больше шансов в связи со своим знанием вести себя эгоцентрически.
Эгоцентризм, как всякое сложное личностное свойство, нельзя рассматривать упрощенно, одномерно. При внимательном, глубоком изучении выявляется, что в одних сферах он проявляется у одаренного ребенка ярче, чем у «нормального», в других, наоборот, выражен меньше.
Познавательный эгоцентризм.Проявляемый в познавательной сфере эгоцентризм обычно так и именуется — «познавательный». Собственная исследовательская практика позволяет сделать вывод о том, что этот вид эгоцентризма наиболее характерен для одаренных детей как дошкольного, так и младшего школьного возрастов. Одаренные дети практически неспособны понять, как то, что просто и понятно им, не могут постичь окружающие. Данный вид эгоцентризма отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем.
Третьеклассник Миша нашел оригинальный способ решения очень сложной задачи. Учитель попросил его объяснить, как он добился решения. Миша у доски изложил свое решение классу. Но учитель заметил, что многие дети не поняли сделанного Мишей объяснения. Учитель вновь попросил Мишу рассказать о своем решении. С трудом скрывая раздражение, Миша рассказал еще раз. Несмотря на это, ход Мишиных мыслей остался непонятен многим ребятам. Когда учитель в третий раз обратился к нему с просьбой объяснить все еще раз, Миша возмутился, всплеснул руками и сказал: «Сколько можно вам объяснять, ведь это же так просто! Смотрите...»
Миша действительно искренне не мог понять, почему то, что легко и доступно для него, непонятно окружающим,
Моральный эгоцентризм.Одаренному ребенку так же, как и его «нормальному» сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральных действий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок
глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития
часто обнаруживает превосходство над сверстниками. Более высокий уровень умственного развития, способность улавливать причинно-следственные связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее — все это создает хорошую базу для понимания мотивов поведения других людей. Поэтому моральный эгоцентризм свойственен одаренному ребенку в меньшей степени, чем «нормальным» детям, и преодолевается он легче.
Коммуникативный эгоцентризм.Первооткрыватель детского эгоцентризма известный швейцарский психолог Ж. Пиаже много наблюдал за речью дошкольников. Он и определил, что в большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего.
Детям, обучающимся в экспериментальной школе, было дано необычное задание. Психолог прочитал им неоконченный рассказ и попросил его продолжить. Рассказ был очень коротким: «Сережа жил на двенадцатом этаже большого многоэтажного дома. Однажды мальчик обнаружил на балконе газету, которую вчера читал его папа. Сережа тут же придумал интересную игру — он стал рвать эту газету и бросать клочки бумаги с балкона. Они красиво кружились в воздушных потоках и падали на газон, тротуар, на деревья...»
Представь, что ты друг этого мальчика. Ты шел по тротуару и увидел, чем занимается твой товарищ. Что бы ты сказал ему и что бы ты сделал? Затем представь, что ты милиционер... бабушка этого мальчика... его сестра... его папа или мама... и т. д.
Ответы детей показали, что большинство отвечает стереотипно. Роли меняются, а ответы остаются неизменными. Иная картина наблюдается у одаренных детей, они легче встают на позицию другого человека.
Эгоцентризм, проявляющийся у одаренного ребенка, не следует относить к числу негативных качеств. Он практически не имеет ничего общего с эгоизмом и реально проявляется только в познавательной сфере. Где °пять-таки одаренный ребенок думает об окружающих
56 | часть I. Психология детской одаренности
лучше, чем они есть на самом деле. Эгоцентризм в данном случае — особенность возрастного развития. Он преодолевается со временем.
Несколько легче одаренным ребенком преодолевается моральный и коммуникативный эгоцентризм, основой чего являются высокие умственные способности и формирующиеся на этой базе более высокие способности к метапознанию.
Сложность преодоления познавательного эгоцентризма определяется не трудностью восприятия одаренным ребенком иной точки зрения: она зависит от оптимистичной веры одаренного ребенка в интеллектуальные способности окружающих. Все это ни в коей мере не ставит под сомнение важность педагогической работы по преодолению эгоцентризма у одаренных детей. В зрелом возрасте это свойство приводит к крайне негативным последствиям.
По справедливому утверждению американского психолога К. Тэкэкс, свойственная одаренным неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии, которые убивают потенциальных лидеров.
Лидерство
Настоящий лидер — редкое явление, дар, истинный лидер всегда творец. Но справедливо ли обратное утверждение? Всегда ли творец является лидером? К сожалению, мы должны признать, что нет. Правда, нельзя не заметить, что в современном мире возрастает важность коллективного творчества. А это требует от творца, желающего добиться заметных результатов, не только умения работать в команде, но и способности быть лидером.
В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. Осно-
глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития
вываясь на подобном наблюдении, многие исследователи выделяют в качестве одной из важных черт одаренных детей — склонность командовать другими детьми. Об этом часто с волнением и трепетом говорят родители, интуитивно понимая ценность данных особенностей своего ребенка. Но стоит только рассмотреть это явление более внимательно, как выявляется довольно сложная картина.
Наблюдения, проведенные нами в ходе экспериментальной работы с детьми, позволяют сделать заключение о том, что проявляемые таким образом организаторские способности одаренного ребенка в большинстве случаев имеют несколько иную природу, чем у взрослого. Они обычно основываются не на суггестивных возможностях (способности воздействовать на других людей), не на умении настоять на своем и даже не на способности ладить с другими детьми. Правда, отмечу, что все эти способности могут проявляться у одаренного ребенка, но тогда мы можем говорить о специальной «лидерской» одаренности.
Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками — его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и беглость его мышления. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера.
Это проявляется довольно отчетливо на уровне старшего дошкольного возраста. У младших школьников ситуация несколько изменяется. Часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми, предпочитая им индивидуальные игры и занятия. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх (обычно результат педагогических недоработок); особенности характера (темперамента), следствием которых является не стремление Утвердиться в роли лидера, а интерес к определенной
58 | часть I. Психология детской одаренности
деятельности. Выражено это обычно в увлеченности углубленной интеллектуальной работой, самодостаточности.
Соревновательность
Соревновательность, конкуренция — важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни. Без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».
Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высоко дифференцированной оценке. Построенная на этой основе самооценка, даже будучи не завышенной, а адекватной, способна стимулировать интерес к конкурентным формам взаимодействия со сверстниками. Но, отмечая это явление как естественное, многие исследователи постоянно говорят о необходимости соревнования не столько с «нормальными», сколько с такими же одаренными детьми. Причем особенно ценен опыт не побед, а поражений. Не случайно данное обстоятельство закреплено и в известном народном изречении: «За одного битого двух небитых дают».
Юмор
Без способности обнаруживать несуразности, видеть
смешное в самых разных ситуациях, невозможно пред
ставить творческого человека. Эта способность прояв
ляется и формируется с детства. Она является свидетель
ством одаренности и вместе с тем эффективным меха-*;
низмом психологической защиты. :,|
В разных странах проводились многочисленные серии психологических исследований, специально рассматривавших проблемы соотношения коэффициента интеллекта и юмора, уровня развития креативности и юмора. Исследователи говорят о наличии прямой корреляции. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, и легко можно обнаружить как их наличие, так и их отсутствие.
Творческие способности — безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: «Талант всегда пробьется», «Талант не пропьешь». Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике — или развивается, или угасает.
Радиостимуляция е
О губительном действии радиации на организм человека написано много книг и статей, и научных, и популярных, и художественных. Но всегда ли радиация враг?
глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития
Воздействию разнообразных ионизирующих излучений, человек, как и все живое на Земле, подвергается постоянно. Оно и образует так называемый естественный радиационный фон. Складывается этот фон из двух о<