Тема 1.1. Личность и её структура.

Тема 1. Психология личности

Тема 1.1. Личность и её структура.

В психологии существует множество определений личности, в которых учитываются следующие ограничения: 1) личность чаще определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств; 2) к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе; 3) не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе; 4) включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Таким образом, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющий существенное значение для него самого и окружающих (Р.С. Немов).

Наряду с понятиями «человек» и «личность» в науке употребляются термины «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем:

§ понятие «человек» включает совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека;

§ понятие «индивид» характеризует именно конкретного человека и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи; также понятие включает качества, отличающие данного человека от других людей и общие для него и многих других людей свойства;

§ понятие «индивидуальность» самое узкое по содержанию, включает в себя только такое сочетание индивидуальных и личностных качеств, которое отличает данного человека от других людей.

В структуре личности выделяют четыре компонента:

1. Направленность или избирательное отношение человека к действительности.

2. Возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности.

3. Характер или стиль поведения человека в социальной среде.

4. Система управления, которую обычно обозначают понятием «Я» - это образное самосознание личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, планирование жизни и деятельности.

В структуру личности также входят психические процессы и состояния.

Психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью. Через них формируются свойства личности. Психические свойства обеспечивают определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для индивида. Психические процессы и свойства зависят от состояния психической активности личности. Психическое состояние понимается как устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

В психологии существует множество различных подходов и теорий личности.К наиболее известным зарубежным теориям относятся: теории типов (В.Г.Шелдон), теории черт (Г.Олпорт, Р.Кеттел), теория социального научения (А.Бандура), психодинамические и психоаналитические теории (Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм и др.) ситуцианизм, интеракционизм и др.

В отечественной психологии выделяют теоретические работы Л.С. Выготского, Л.И. Божовича, А.Н. Леонтьева и др.

Тема 2. Познавательные процессы личности

Тема 2.1. Ощущение.

Ощущение - это процесс отражения отдельных качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Физиологической основой ощущения является деятельность рецепторного аппарата анализатора. Каждый анализатор имеет свой набор рецепторов. В зависимости от характера раздражителя, воздействующего на данный анализатор, различают отдельные виды ощущения.

Классификация ощущений:

I. По контакту с раздражителями, ощущения бывают:

a) Дистантные - слуховые, зрительные и обонятельные;

b) Контактные - кинестетические, тактильные, вкусовые, органические.

II. По расположению рецептора:

a) Интероцептивные (органические) т.е. сигнализирующие о протекании обменных процессов внутри организма.

b) Проприорецептивные (кинестетические).

c) Экстерорецептивные - зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, т.е. находящихся на поверхности тела.

Общие свойства ощущений:

Качество - каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так слуховые ощуще­ния характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и их функциональным состоянием рецептора.

Решительность - определяется функциональным состоянием органа чувств, времени действия раздражителя и его интенсивностью.

Пространственная локализация. Пространственный анализ, осуществляемый дистальными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую локально воздействует раздражитель (вкусовые), иногда они бывают более разлитыми (болевые).

Разные органы чувств могут быть более или менее чувствительны к внешним воздействиям. Чувствительность измеряется порогами. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги и наоборот. Различают два вида порогов: абсолютный и разностный. Абсолютная чувствительность характеризуется низками и верхними порогами.

Нижний абсолютный порог – это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение.

Верхний абсолютный порог – это максимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение.

Разностный порог – наименьшее различие между раздражителями, при котором возникает ощущение новой силы.

Различают 2 основные формы изменения чувствительности:

Адаптация – чувствительность изменяется в сторону понижения и в сторону повышения.

Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма (чувствительность меняется только в сторону повышения).

Тема 2.2. Восприятие.

Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.

Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов; зрительных, слуховых, моторных, осязательных.

Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а несколько анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.

Восприятие предлагает выделение из комплекса бездействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.

Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движение глаз, проговаривания и.т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность.

Свойства восприятия:

1. Предметность – свойство восприятия, которое выражается в получении сведений из внешнего мира, к этому миру.

2. Структурность – восприятие не является простой суммой ощущений, т.е. мы воспринимаем обобщенную структуру.

3. Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

4. Целостность – восприятие есть всегда целостный образ.

5. Константность – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно сопоставленные по форме, цвету и величине и т.д.

6. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих действий: 1) поиск объекта; 2) выделение наиболее характерных его признаков; 3) опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от психической жизни, опыта субъекта называется апперцепцией.

Тема 2.3. Внимание.

Внимание — это направленность и сосредоточенность созна­ния на каком-либо реальном или идеальном объекте, предпола­гающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

Произвольное внимание — это сознательно регулируемое со­средоточение на объекте, направляемое требованиями деятель­ности.

Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения, в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается прижиз­ненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специ­альных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Свойства внимания:

1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

2. Интенсивность внимания - это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.

3. Устойчивость-способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания.

4. Объем - показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3).

5. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.

6. Распределение внимания-сосредоточенность внимания на нескольких объектах одновременно.

Тема 2.4. Память.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Виды памяти:

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).

3. Эмоциональная- эмоции, сопровождающие восприятие объекта или явления.

4. Образная- различные образы восприятия.

5. Словесно-логическая- умственные образы в форме категорий, суждений, мировоззрения.

6. Двигательная -схемы различных движений

Формы памяти:

1. Кратковременная память.Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2.

2. Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.

3. Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

4. Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня.

Процессы памяти: запоминание, хранение и забывание, воспроизведение. Формы воспроизведения:узнавание; припоминание (поиск информации в долговременной памяти); воспоминание (воспроизведение лично пережитых образов).

Тема 2.5. Мышление.

Мышление– это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Виды мышления:

1. Наглядно-действенное мышлениеопирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

2. Наглядно-образное мышлениехарактеризуется опорой на представления и образы.

3. Словесно-логическое мышление– вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Теоретическое и практическоемышление разнится по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое)мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическоемышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека.

Важным является различение продуктивного (творческого) и репродуктивного (воспроизводящего)мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.

Структуру мыслительного процесса решения проблемы можно представить так:

1. Осознание проблемной ситуации. 2. Постановка задачи. 3. Ограничение зоны поиска. 4. Построение гипотезы. 5. Проверка гипотезы. 6. Оценка действий и результатов.

Основные мыслительные операции:

• анализ– мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики;

• синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому;

• сравнение– мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;

• обобщение– мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;

• абстрагирование (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Основные формы логического мышления:

§ Понятие– форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

§ Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.

§ Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Виды умозаключений:

§ Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

§ Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

§ Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Качества мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Тема 2.6. Воображение.

Воображение– это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Виды воображения:

Активное воображениевсегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, различным образом их комбинируя.

Воссоздающее воображение – конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д., оно основано на прежнем опыте.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной способности человека: предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д.

Пассивное воображениеподчинено внутренним, субъективным факторам. В процессе такого пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания (фантазии, грезы, мечты, сновидения, галлюцинации).

Творческое воображение – вид воображения, когда человек самостоятельно создает новые образы и идеи.

Процесс воображения не является чисто произ­вольным, он имеет свои механизмы. Для создания об­разов фантазии человек пользуется достаточно огра­ниченным количеством приемов.

1. Комбинирование - сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (обычно это не случайный набор, а подбор определенных черт). Этот способ очень распространен и применяет­ся в науке, техническом изобретательстве, искусстве, художественном творчестве. Частным случаем комбинирования является агглютинация - «склеивание» различных деталей, свойств, не соеди­нимых в реальной жизни. Примерами агглютина­ции могут служить сказочные и фантастические образы - избушки на курьих ножках, ковра-само­лета, русалки, кентавра, человека-амфибии и т. п.

2. Гиперболизация - преувеличение предмета; изме­нение количества частей предмета и их смещение - драконы, многорукие богини, Змей Горыныч и др.

3. Акцентирование - выделение, подчеркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. Активно используется писателя­ми-сатириками, художниками при создании дру­жеских шаржей, выразительных образов.

4. Типизация - специфическое обобщение, для кото­рого характерно выделение существенного, повто­ряющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация широко используется в искусстве, художественной литературе. К приме­ру, образ «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтов создавал, объединив типичные черты современни­ков, образ Наташи Ростовой, по воспоминаниям Л.Н. Толстого, включает типичные черты его соб­ственного идеала женщины.

Помимо указанных приемов воображение пользуется и другими преобразованиями: иносказаниями (аллегория, метафора и т. д.); символами, в которых происходит слияние образа и значения.

Тема 3.1. Эмоции

Слово «эмоция» происходит от латинского emovere, что означает «волновать», «возбуждать». Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.

Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний:

· «удовлетворение - неудовлетворение»: в основе лежит как безусловный рефлекс (т.е. удовольствие или неудовольствие от физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей), так и условный рефлекс (т.е. переживание приятного и неприятного);

· «напряжение - разрешение»: создание нового или ломка старого образа жизни и деятельности – это эмоция напряжения, а завершение этого процесса сопровождается эмоцией разрешения (облегчения);

· «возбуждение – успокоение»: эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки, а торможение корой импульсов переживается как успокоение.

Выделяют так же эмоции:

· стенические (греч. «стенос» - сила) – повышают активность, энергию и вызывают подъем возбуждение, бодрость;

· астенические (греч. «астенос» - бессилие, слабость) – уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность.

Выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействияназываютэмоциональным выгоранием. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Различают шесть основных видов эмоциональных состояний:

1. Настроение – состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью, т.е. то или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Настроение обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, действиях и поведении.

2. Страсть – длительное и устойчивое состояние, которое характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, помогает достижению какой-либо цели.

3. Аффект – чрезвычайно сильное, быстро возникающее и бурнопротекающее кратковременное состояние (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Проявляется в бурных движениях и беспорядочной речи, а иногда в напряженной скованности движений, позы, речи (например, растерянность при неожиданном, но приятном известии). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека.

4. Воодушевление характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Возникает в тех случаях, когда деятельность ясна и результаты ярко представляются как нужные и ценные.

5. Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

6. Фрустрация (см. тему 1.2.)

Состояние фрустрации часто связывают с агрессией. Агрессивность (враждебность) - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

А. Бассе разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Бассе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия – окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Тема 3.2. Чувства.

Чувства и эмоции взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Чувство – это более сложное, чем эмоции, постоянное устоявшееся свойство личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний длительностью - они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, (например чувство любви или ненависти). Сложность чувства проявляется в том, что оно включает в себя целую гамму эмоций и часто затруднительно для словесного описания. Чувство определяет динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства.

Тема 3.3. Воля.

Воля проявляет­ся во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Воля -это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.

Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции - побуди­тельную и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия.

Побудительная функция способствует активности человека не по факту (как реактивная), а на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся в момент самого действия.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Побуди­тельная и тормозная функция составляют "содержательную" ос­нову процесса волевой регуляции.

Волевая регуляция поведения человека - это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением. Среди уровней психической регуляции выделяются следующие:

Ÿ непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные ре­акции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);

Ÿ произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулиро­вания);

Ÿ волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

В результате волевой регуляции возникает волевой акт.

Элементарный волевой акт возникает только тогда, когда в голове чело­века одновременно с мыслью о совершении какого-либо действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению. Та­ким актом можно, например, считать идеомоторный акт: способ­ность одной мысли о движении вызвать само движение.

Более слож­ный волевой акт связан с преодолением так называемой "конкури­рующей" идеи, при наличии которой у человека возникает специ­фическое ощущение прилагаемого усилия, которое связано с про­явлением силы воли.

Самый сложный волевой акт - такой, при котором путем пре­одоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение. Например, отказ от вредных при­вычек (курения, алкоголизма) и дурных компаний. Сложный волевой акт не осуществляется сиюминутно в реальном времени, иногда для его осуществления требуется приложение максималь­ной силы воли. Еще одним отличием "волевого" человека от "человека привычки" является наличие у первого развитых воле­вых качеств.

Волевые качестваподразделяются на три категории:

· первичные волевые качества (сила воли, настойчивость, выдержка);

· вторич­ные, или производные, волевые качества (решительность, сме­лость, самообладание, уверенность);

· третичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, обязательность, прин­ципиальность, деловитость, инициативность).

Волевые качества - категория способная к изменению, развитию в течение жизни. Все волевые про­цессы имеют несколько су­щественных фаз:

1. Возникновение побуждения и постановка цели. Ключевыми понятиями являются влечение (неосознанная потребность) и жела­ние (осознанная потребность). У человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний, порождая тем самым борьбу мотивов.

2. Стадия обсуждения и борьба мотивов сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярны.

3. Принятие решения является заключительным моментом борь­бы мотивов, порождающим специфическое для волевого акта чув­ство ответственности за действие.

4. Исполнение является заключительной фазой волевого процесса. Этап имеет сложную внутреннюю структуру: принять решение - это не значит сразу его выполнить. Исполнение решения тесно связано с такой категорией, как время. Для окончательного принятия решения и исполнения требуется волевое усилие.

Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобили­зующего внутренние ресурсы человека и создающего дополни­тельные мотивы к действию по достижение цели. Волевое усилие зависит от следующих факторов: мировоззрения личности; моральной устойчивости; наличия общественной значимости целей; установки по отношению к действию; уровня самоорганизации личности.

Иными словами, воля является своеобразным отображением структуры личности и ее внутренних особенностей. Волевое дей­ствие каждого человека неповторимо.

Тема 4.1. Темперамент.

Внешние особенности поведения людей имеют существенные различия. Одни очень подвижны, эмо­ционально возбудимы, энергичны. Другие медлитель­ны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадост­ны, другие замкнуты, скрытны. Подобные различия людей психология связывает с особенностями их тем­перамента.

Темперамент (от лат. - баланс, соразмеренность) - это динамическая характеристика человека, определя­ющая активность протекания его психических процес­сов, эмоциональную выразительность и энергетическую обеспеченность деятельности. Динамика определяет темп психических реакций, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, некоторые внешние особенности поведения человека - подвиж­ность, активность, быстроту или замедленность реакций. Выделяют 4 психологические характеристики основных типов темперамента.

Тип темперамента Особенности нервной системы (н/с) Поведение Деятельность
Холерик Неуравновешенная н/с: преобладает возбуждение над торможением, что ведет к срывам и конфликтам. Не обдумывает действия, нетерпелив, резкие движения, вспыльчив, несдержан. Быстро увлекается к.-н. делом. Работает с полной отдачей, но сил хватает не надолго. Быстро появляется раздражение.
Сангвиник Сильная, уравновешенная, подвижная н/с, что ведет к быстроте приспособления в любых условиях. Поступки обдуман­ны, он жизнерадостен, общителен. Широкий круг знакомств, но не отличается постоянством в общении и привязанности. Работает продуктивно, если интересно, иначе становится скуч­ным, вялым. В стрессовой ситуации проявляет “ре­акцию льва”, т.е. активно защищается.
Флегматик Н/с сильная, уравновешенная, но инерт­ная, вследствие чего реагирует медленно. Неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развесе­лить). Не любит менять привычки, работу, друзей. Обладает высокой работоспособностью, но не способен быстро реагировать в новых ситуациях. При серьезных неприятностях остается внешне спокойным.
Меланхолик Слабая, чувствительная н/с, вследствие чего любой раздражитель может вызвать срыв, растерянность, «стопор». Настроение изменчиво, но обычно старается внешне скрыть, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, тревожен. Быстро утомляется (тре­буется более длительный отдых). Часто имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Тема 4.2. Характер.

В буквальном переводе с греческого слово «ха­рактер» означает «чеканка», «отпечаток», что указы­вает на устойчивость проявлений данного феномена психики. Ха­рактером называет совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, складывающихся в деятельности и об­щении, обуславливая типичные для индивида спосо­бы поведения.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер не наследуется и не является постоян­ным и неизменным свойством. Он формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жиз­ненного опыта человека (возраст), его воспитания, физического состояния (определяется пословицей «В здоровом теле здоровый дух») и др. По основанию доминирующего полушария И.П. Пав­лов выделил три типа характеров:

· «мыслители» (левополушарные). Их характе­ризуют взвешенность, последовательность, четкость, малая эмоциональность, делающая их черствыми в глазах других. Руководствуются здравым смыслом при принятии решений, они всегда

Наши рекомендации