Тема 1.1. Личность и её структура.
Тема 1. Психология личности
Тема 1.1. Личность и её структура.
В психологии существует множество определений личности, в которых учитываются следующие ограничения: 1) личность чаще определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств; 2) к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе; 3) не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе; 4) включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Таким образом, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющий существенное значение для него самого и окружающих (Р.С. Немов).
Наряду с понятиями «человек» и «личность» в науке употребляются термины «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем:
§ понятие «человек» включает совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека;
§ понятие «индивид» характеризует именно конкретного человека и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи; также понятие включает качества, отличающие данного человека от других людей и общие для него и многих других людей свойства;
§ понятие «индивидуальность» самое узкое по содержанию, включает в себя только такое сочетание индивидуальных и личностных качеств, которое отличает данного человека от других людей.
В структуре личности выделяют четыре компонента:
1. Направленность или избирательное отношение человека к действительности.
2. Возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности.
3. Характер или стиль поведения человека в социальной среде.
4. Система управления, которую обычно обозначают понятием «Я» - это образное самосознание личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, планирование жизни и деятельности.
В структуру личности также входят психические процессы и состояния.
Психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью. Через них формируются свойства личности. Психические свойства обеспечивают определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для индивида. Психические процессы и свойства зависят от состояния психической активности личности. Психическое состояние понимается как устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
В психологии существует множество различных подходов и теорий личности.К наиболее известным зарубежным теориям относятся: теории типов (В.Г.Шелдон), теории черт (Г.Олпорт, Р.Кеттел), теория социального научения (А.Бандура), психодинамические и психоаналитические теории (Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм и др.) ситуцианизм, интеракционизм и др.
В отечественной психологии выделяют теоретические работы Л.С. Выготского, Л.И. Божовича, А.Н. Леонтьева и др.
Тема 2. Познавательные процессы личности
Тема 2.1. Ощущение.
Ощущение - это процесс отражения отдельных качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Физиологической основой ощущения является деятельность рецепторного аппарата анализатора. Каждый анализатор имеет свой набор рецепторов. В зависимости от характера раздражителя, воздействующего на данный анализатор, различают отдельные виды ощущения.
Классификация ощущений:
I. По контакту с раздражителями, ощущения бывают:
a) Дистантные - слуховые, зрительные и обонятельные;
b) Контактные - кинестетические, тактильные, вкусовые, органические.
II. По расположению рецептора:
a) Интероцептивные (органические) т.е. сигнализирующие о протекании обменных процессов внутри организма.
b) Проприорецептивные (кинестетические).
c) Экстерорецептивные - зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, т.е. находящихся на поверхности тела.
Общие свойства ощущений:
Качество - каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и их функциональным состоянием рецептора.
Решительность - определяется функциональным состоянием органа чувств, времени действия раздражителя и его интенсивностью.
Пространственная локализация. Пространственный анализ, осуществляемый дистальными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую локально воздействует раздражитель (вкусовые), иногда они бывают более разлитыми (болевые).
Разные органы чувств могут быть более или менее чувствительны к внешним воздействиям. Чувствительность измеряется порогами. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги и наоборот. Различают два вида порогов: абсолютный и разностный. Абсолютная чувствительность характеризуется низками и верхними порогами.
Нижний абсолютный порог – это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение.
Верхний абсолютный порог – это максимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение.
Разностный порог – наименьшее различие между раздражителями, при котором возникает ощущение новой силы.
Различают 2 основные формы изменения чувствительности:
Адаптация – чувствительность изменяется в сторону понижения и в сторону повышения.
Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма (чувствительность меняется только в сторону повышения).
Тема 2.2. Восприятие.
Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.
Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов; зрительных, слуховых, моторных, осязательных.
Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.
Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а несколько анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.
Восприятие предлагает выделение из комплекса бездействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.
Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движение глаз, проговаривания и.т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность.
Свойства восприятия:
1. Предметность – свойство восприятия, которое выражается в получении сведений из внешнего мира, к этому миру.
2. Структурность – восприятие не является простой суммой ощущений, т.е. мы воспринимаем обобщенную структуру.
3. Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.
4. Целостность – восприятие есть всегда целостный образ.
5. Константность – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно сопоставленные по форме, цвету и величине и т.д.
6. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих действий: 1) поиск объекта; 2) выделение наиболее характерных его признаков; 3) опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.
В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от психической жизни, опыта субъекта называется апперцепцией.
Тема 2.3. Внимание.
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Виды внимания:
Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.
Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.
Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения, в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
Свойства внимания:
1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.
2. Интенсивность внимания - это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.
3. Устойчивость-способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания.
4. Объем - показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3).
5. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.
6. Распределение внимания-сосредоточенность внимания на нескольких объектах одновременно.
Тема 2.4. Память.
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Виды памяти:
1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).
3. Эмоциональная- эмоции, сопровождающие восприятие объекта или явления.
4. Образная- различные образы восприятия.
5. Словесно-логическая- умственные образы в форме категорий, суждений, мировоззрения.
6. Двигательная -схемы различных движений
Формы памяти:
1. Кратковременная память.Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2.
2. Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.
3. Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
4. Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня.
Процессы памяти: запоминание, хранение и забывание, воспроизведение. Формы воспроизведения:узнавание; припоминание (поиск информации в долговременной памяти); воспоминание (воспроизведение лично пережитых образов).
Тема 2.5. Мышление.
Мышление– это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Виды мышления:
1. Наглядно-действенное мышлениеопирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.
2. Наглядно-образное мышлениехарактеризуется опорой на представления и образы.
3. Словесно-логическое мышление– вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Теоретическое и практическоемышление разнится по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое)мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическоемышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека.
Важным является различение продуктивного (творческого) и репродуктивного (воспроизводящего)мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.
Структуру мыслительного процесса решения проблемы можно представить так:
1. Осознание проблемной ситуации. 2. Постановка задачи. 3. Ограничение зоны поиска. | 4. Построение гипотезы. 5. Проверка гипотезы. 6. Оценка действий и результатов. |
Основные мыслительные операции:
• анализ– мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики;
• синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому;
• сравнение– мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;
• обобщение– мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;
• абстрагирование (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Основные формы логического мышления:
§ Понятие– форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.
§ Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.
§ Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Виды умозаключений:
§ Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
§ Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
§ Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).
Качества мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.
Тема 2.6. Воображение.
Воображение– это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Виды воображения:
Активное воображениевсегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, различным образом их комбинируя.
Воссоздающее воображение – конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д., оно основано на прежнем опыте.
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной способности человека: предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д.
Пассивное воображениеподчинено внутренним, субъективным факторам. В процессе такого пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания (фантазии, грезы, мечты, сновидения, галлюцинации).
Творческое воображение – вид воображения, когда человек самостоятельно создает новые образы и идеи.
Процесс воображения не является чисто произвольным, он имеет свои механизмы. Для создания образов фантазии человек пользуется достаточно ограниченным количеством приемов.
1. Комбинирование - сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (обычно это не случайный набор, а подбор определенных черт). Этот способ очень распространен и применяется в науке, техническом изобретательстве, искусстве, художественном творчестве. Частным случаем комбинирования является агглютинация - «склеивание» различных деталей, свойств, не соединимых в реальной жизни. Примерами агглютинации могут служить сказочные и фантастические образы - избушки на курьих ножках, ковра-самолета, русалки, кентавра, человека-амфибии и т. п.
2. Гиперболизация - преувеличение предмета; изменение количества частей предмета и их смещение - драконы, многорукие богини, Змей Горыныч и др.
3. Акцентирование - выделение, подчеркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. Активно используется писателями-сатириками, художниками при создании дружеских шаржей, выразительных образов.
4. Типизация - специфическое обобщение, для которого характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация широко используется в искусстве, художественной литературе. К примеру, образ «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтов создавал, объединив типичные черты современников, образ Наташи Ростовой, по воспоминаниям Л.Н. Толстого, включает типичные черты его собственного идеала женщины.
Помимо указанных приемов воображение пользуется и другими преобразованиями: иносказаниями (аллегория, метафора и т. д.); символами, в которых происходит слияние образа и значения.
Тема 3.1. Эмоции
Слово «эмоция» происходит от латинского emovere, что означает «волновать», «возбуждать». Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.
Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний:
· «удовлетворение - неудовлетворение»: в основе лежит как безусловный рефлекс (т.е. удовольствие или неудовольствие от физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей), так и условный рефлекс (т.е. переживание приятного и неприятного);
· «напряжение - разрешение»: создание нового или ломка старого образа жизни и деятельности – это эмоция напряжения, а завершение этого процесса сопровождается эмоцией разрешения (облегчения);
· «возбуждение – успокоение»: эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки, а торможение корой импульсов переживается как успокоение.
Выделяют так же эмоции:
· стенические (греч. «стенос» - сила) – повышают активность, энергию и вызывают подъем возбуждение, бодрость;
· астенические (греч. «астенос» - бессилие, слабость) – уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность.
Выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействияназываютэмоциональным выгоранием. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Различают шесть основных видов эмоциональных состояний:
1. Настроение – состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью, т.е. то или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Настроение обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, действиях и поведении.
2. Страсть – длительное и устойчивое состояние, которое характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, помогает достижению какой-либо цели.
3. Аффект – чрезвычайно сильное, быстро возникающее и бурнопротекающее кратковременное состояние (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Проявляется в бурных движениях и беспорядочной речи, а иногда в напряженной скованности движений, позы, речи (например, растерянность при неожиданном, но приятном известии). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека.
4. Воодушевление характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Возникает в тех случаях, когда деятельность ясна и результаты ярко представляются как нужные и ценные.
5. Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.
6. Фрустрация (см. тему 1.2.)
Состояние фрустрации часто связывают с агрессией. Агрессивность (враждебность) - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.
А. Бассе разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Бассе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия – окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Тема 3.2. Чувства.
Чувства и эмоции взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Чувство – это более сложное, чем эмоции, постоянное устоявшееся свойство личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний длительностью - они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, (например чувство любви или ненависти). Сложность чувства проявляется в том, что оно включает в себя целую гамму эмоций и часто затруднительно для словесного описания. Чувство определяет динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства.
Тема 3.3. Воля.
Воля проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Воля -это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.
Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции - побудительную и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия.
Побудительная функция способствует активности человека не по факту (как реактивная), а на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся в момент самого действия.
Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Побудительная и тормозная функция составляют "содержательную" основу процесса волевой регуляции.
Волевая регуляция поведения человека - это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением. Среди уровней психической регуляции выделяются следующие:
непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);
произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);
волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).
В результате волевой регуляции возникает волевой акт.
Элементарный волевой акт возникает только тогда, когда в голове человека одновременно с мыслью о совершении какого-либо действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению. Таким актом можно, например, считать идеомоторный акт: способность одной мысли о движении вызвать само движение.
Более сложный волевой акт связан с преодолением так называемой "конкурирующей" идеи, при наличии которой у человека возникает специфическое ощущение прилагаемого усилия, которое связано с проявлением силы воли.
Самый сложный волевой акт - такой, при котором путем преодоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение. Например, отказ от вредных привычек (курения, алкоголизма) и дурных компаний. Сложный волевой акт не осуществляется сиюминутно в реальном времени, иногда для его осуществления требуется приложение максимальной силы воли. Еще одним отличием "волевого" человека от "человека привычки" является наличие у первого развитых волевых качеств.
Волевые качестваподразделяются на три категории:
· первичные волевые качества (сила воли, настойчивость, выдержка);
· вторичные, или производные, волевые качества (решительность, смелость, самообладание, уверенность);
· третичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность).
Волевые качества - категория способная к изменению, развитию в течение жизни. Все волевые процессы имеют несколько существенных фаз:
1. Возникновение побуждения и постановка цели. Ключевыми понятиями являются влечение (неосознанная потребность) и желание (осознанная потребность). У человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний, порождая тем самым борьбу мотивов.
2. Стадия обсуждения и борьба мотивов сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярны.
3. Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов, порождающим специфическое для волевого акта чувство ответственности за действие.
4. Исполнение является заключительной фазой волевого процесса. Этап имеет сложную внутреннюю структуру: принять решение - это не значит сразу его выполнить. Исполнение решения тесно связано с такой категорией, как время. Для окончательного принятия решения и исполнения требуется волевое усилие.
Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижение цели. Волевое усилие зависит от следующих факторов: мировоззрения личности; моральной устойчивости; наличия общественной значимости целей; установки по отношению к действию; уровня самоорганизации личности.
Иными словами, воля является своеобразным отображением структуры личности и ее внутренних особенностей. Волевое действие каждого человека неповторимо.
Тема 4.1. Темперамент.
Внешние особенности поведения людей имеют существенные различия. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны. Подобные различия людей психология связывает с особенностями их темперамента.
Темперамент (от лат. - баланс, соразмеренность) - это динамическая характеристика человека, определяющая активность протекания его психических процессов, эмоциональную выразительность и энергетическую обеспеченность деятельности. Динамика определяет темп психических реакций, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций. Выделяют 4 психологические характеристики основных типов темперамента.
Тип темперамента | Особенности нервной системы (н/с) | Поведение | Деятельность |
Холерик | Неуравновешенная н/с: преобладает возбуждение над торможением, что ведет к срывам и конфликтам. | Не обдумывает действия, нетерпелив, резкие движения, вспыльчив, несдержан. | Быстро увлекается к.-н. делом. Работает с полной отдачей, но сил хватает не надолго. Быстро появляется раздражение. |
Сангвиник | Сильная, уравновешенная, подвижная н/с, что ведет к быстроте приспособления в любых условиях. | Поступки обдуманны, он жизнерадостен, общителен. Широкий круг знакомств, но не отличается постоянством в общении и привязанности. | Работает продуктивно, если интересно, иначе становится скучным, вялым. В стрессовой ситуации проявляет “реакцию льва”, т.е. активно защищается. |
Флегматик | Н/с сильная, уравновешенная, но инертная, вследствие чего реагирует медленно. | Неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить). Не любит менять привычки, работу, друзей. | Обладает высокой работоспособностью, но не способен быстро реагировать в новых ситуациях. При серьезных неприятностях остается внешне спокойным. |
Меланхолик | Слабая, чувствительная н/с, вследствие чего любой раздражитель может вызвать срыв, растерянность, «стопор». | Настроение изменчиво, но обычно старается внешне скрыть, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, тревожен. | Быстро утомляется (требуется более длительный отдых). Часто имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности. |
Тема 4.2. Характер.
В буквальном переводе с греческого слово «характер» означает «чеканка», «отпечаток», что указывает на устойчивость проявлений данного феномена психики. Характером называет совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, складывающихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер не наследуется и не является постоянным и неизменным свойством. Он формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека (возраст), его воспитания, физического состояния (определяется пословицей «В здоровом теле здоровый дух») и др. По основанию доминирующего полушария И.П. Павлов выделил три типа характеров:
· «мыслители» (левополушарные). Их характеризуют взвешенность, последовательность, четкость, малая эмоциональность, делающая их черствыми в глазах других. Руководствуются здравым смыслом при принятии решений, они всегда