Связанных с именами и атрибутами
Краткое напоминание
Относительно важных правил,
Связанных с именами и атрибутами
Всевышнего Аллаха
Про излишества относительно атрибутов Аллаха
И споров среди простолюдинов в этом разделе,
А также слова саляфов и имамов относительно
Правильного понимания этого вопроса
Введение
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Воистину, вопросы вероубеждения (‘акыда) являются основными вопросами религии Ислам, самыми важными знаниями и наилучшими из них, поскольку касаются познания Всевышнего Аллаха, ведь только Он Один достоин поклонения; Он Один обладает самыми прекрасными именами и качествами; и только Он Один управляет всем. По этой причине сторонники Сунны и единой общины (ахлю-Сунна уаль-джама’а) во все времена уделяли вопросам вероубеждения особое внимание, упоминая об этом в больших разделах в сборниках по хадисам, в тафсирах к Корану и составляя об этом отдельные труды. Да и как может быть иначе, если с вопросами вероубеждения связано либо счастье и спасение в обоих мирах, либо же заблуждение и последующее наказание.
Из числа важнейшего вопроса в разделе вероубеждения – это наука, связанная с именами и атрибутами/качествами Всевышнего Аллаха, которыми Он описал себя в Коране и которыми описал Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) в достоверных хадисах. Эта наука важна по той причине, что посредством имён и качеств познаётся Всевышний Аллах. Когда Малик ибн Динар сказал: “Обитатели этого мира покинули его, так и не отведав наилучшего в нём”. Его спросили: “Что же это, о Абу Яхья?” Он сказал: “Познание Аллаха Всевышнего!” ад-Динури в “аль-Муджаляса” 222, 1879, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 2/358.
Также одной из причин создания этого мира и человека – это познание Аллаха Всевышнего через Его прекрасные Имена и совершенные Атрибуты, как об этом сказал Всевышний Аллаха в Своем Писании: «Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь» (ат-Талякъ 65: 12).
Наши праведные предшественники (саляфы) уделяли особое внимание этому разделу и связывали этот вопрос напрямую с вопросом единобожия (таухид аль-асма уа-ссыфат). Так, например, имам аль-Бухари свой величайший сборник хадисов «ас-Сахих» завершил главой «Книга единобожия», в которой он поместил различные главы, связанные с именами и качествами Всевышнего Аллаха.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: “В Коране упоминается множество аятов, связанных с именами Аллаха, Его качествами и деяниями. И они упоминаются куда чаще, чем описание райской пищи, питья и супружества. И аяты, включающие в себя упоминание имён и качеств Аллаха величественней положением, чем аяты, связанные с миром вечным. Так, самый великий аят – это аят аль-Курси, включающий в себя упомянутое (описание Аллаха), а самая лучшая сура – это Открывающая Писание (аль-Фатиха), в которой упоминание имён и качеств Аллаха куда величественней, чем упоминание мира иного”. См. “Даръ та’аруд аль-‘акъль уа-ннакъль” 5/310.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Знание, связанное с Аллахом, Его именами и Его качествами – однозначно из числа самых почётных знаний. Ведь достоинство знания связано с тем, что оно изучает, а предметом изучения этого знания является Сам Всевышний Аллах посредством изучения Его имён, качеств и деяний. Занятость изучением этого знания и полноценное его исследование является наивысшей целью, а его приобретение оборачивается для раба самым почётным даром. По этой причине Посланник (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил этот раздел самым ясным образом. И именно по причине его заботы относительно этого вопроса и разъяснений, не было среди сподвижников (да будет доволен ими Аллах) разногласия касательно этих вопросов, однако разногласия были по другим вопросам законоположений”. См. “Бадаи’ аль-фауаид” 1/163.
Однако, к большому сожалению, как и в других положениях религии, некоторые люди в этом вопросе впадают в различные крайности, которые зачастую приводят к плачевным результатам.
О чрезмерном углублении в вопросы качеств Аллаха
Одна из этих крайностей выражается в чрезмерном углублении в вопросы качеств и атрибутов Аллаха (ас-сыфат), уводя излишествующего в заблуждение и нововведение, которое зачастую сопровождается наущением и сомнениями относительно Самого Аллаха. Ведь именно чрезмерное углубление в исследование качеств Аллаха породило множество различных течений среди поздних поколений, отклонившихся в этом вопросе, тогда как неизвестно ни о каких разногласиях по этим вопросам среди саляфов, во главе которых сподвижники, их ученики и последователи (таби’ун). Затем появились отклонившиеся от прямого пути, одни из которых стали обессмысливать качества Всевышнего Аллаха (тафуид); другие стали уподоблять их качествам творений (тамсиль); третьи стали задаваться вопросом относительно качеств: «Как? Каким образом?» (такьйиф). И только приверженцы истины остановились у границ и не стали выходить за рамки, установленные Кораном, Сунной и единогласным мнением саляфов.
Сообщается, что когда один человек спросил имама Малика: «О Абу ‘Абдуллах, вопрос относительно слов Аллаха: «Милостивый вознёсся на Трон» (Та ха 20: 5). Каким образом Он вознёсся?!» На это имам Малик сказал, разгневавшись: “Само вознесение не является неизвестным. Но каким образом? – неизвестно. Верить в это обязательно, а спрашивать об этом – нововведение. И я считаю тебя приверженцем нововведений! Выведите его!” аль-Байхакъи в “аль-Асма уа-ссыфат” 408, аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 3/441. Имамы Ибн Таймия, аз-Захаби и Ибн Хаджар подтвердили достоверность. См. “Мухтасар аль-‘Улюу” 141, “Маджму’уль-фатауа” 5/365, “Фатхуль-Бари” 13/501.
Следует отметить, что в книге хафиза Ибн ‘Абдуль-Барра «ат-Тамхид» 7/151 в одной из версий этого сообщения от Малика говорится, что он ответил: «Вознесение неизвестно». И именно за эту версию ухватились некоторые аш’ариты наших дней.
Нет никакого сомнения в том, что эта версия является опечаткой и несоответствием тому, что передаётся от имама Малика десятью различными путями касательно этого случая. И во всех этих версиях сказано либо: «Вознесение не является чем-то неизвестным», либо сказано: «Вознесение известно». В такой же форме приводит этот асар и сам Ибн ‘Абдуль-Барр во многих местах своих трудов. И даже касательно упомянутой версии: «Вознесение неизвестно» шейх ‘Абду-р-Раззакъ аль-Бадр писал, что в самой рукописи книги «ат-Тамхид», которая находится в Марокко, в этом предложении присутствует частица «не», и это сообщение в действительности также звучит как: «Вознесение не является неизвестным». См. “аль-Асар аль-машхур ‘ан аль-имам Малик фи сыфа аль-истиуа” 38.
Сообщается, что как-то имам Ахмад услышал слова человека, передающего хадис о нисхождении Аллаха на нижнее небо, который при этом делал следующего рода толкования: “Аллах нисходит без движения, без перемещения и без изменения состояния”. Тогда Ахмад стал порицать его и сказал: “Говори так, как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который был более ревностным относительно своего Господа, нежели ты!” См. “Акъауиль ас-сикъат” 62, “Ляуами’ аль-ануар” 262.
Т.е. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), описывая во многих хадисах Аллаха тем, что Он спускается, не делал таких конкретизаций, что данный спуск без перемещения, без движения, и тому подобного. Как и не говорил, что Всевышний спускается без спуска, дабы не возникло в понимании сподвижников и мысли о явном, прямом понимании этих его слов. И надо заметить, что многие сподвижники были неграмотными, среди которых были старики и старухи, женщины и дети, рабы и свободные.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Что касается вопросов, связанных с качествами Всевышнего Аллаха, то поистине, это тесное место и узкая дверь. Однако многие люди из числа искателей шариатского знания в наше время желают расширить эту дверь. Но они не смогут сделать этого, не сломав её. Под «сломать» речь идёт о разрушении. Некоторые из них углубляются в исследования касательно качеств Всевышнего Аллаха и начинают приписывать Аллаху то, что не обязательно извлекается (из Корана и Сунны). Например, такой говорит тебе, опираясь на хадис о том, что запах изо рта постящегося любимей для Аллаха, чем запах миска: «Извлекается ли из этого то, что у Аллаха есть обоняние? И если да, то понимается ли из этого, что у Аллаха есть нос?», ибо нос является тем, посредством чего ощущается запах. Или же опираясь на достоверный хадис касательно пальцев Аллаха, он спрашивает: «А сколько у Аллаха пальцев? Десять, двадцать, больше, меньше?» Всё это является запрещённым излишеством, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Погибли чрезмерствующие». Он сказал это, предостерегая от излишества. Ведь сподвижники обладали самыми чистыми сердцами, нежели мы; обладатели большим познанием, были сильнее нас в понимании, в стремлении к истине, и, тем не менее, не спрашивали Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о подобных вещах. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не устанет (прощать вас), пока вы не устанете (каяться)», они не спрашивали: «О посланник Аллаха, а разве Аллах устаёт?» Любому человеку, который скажет, что сподвижники спрашивали: «А разве Аллах устаёт?», мы ответим: «Предоставь довод!» Напротив, они промолчали и понимали значение этого. Точно также и мы, о братья мои, должны поступать в этом узком вопросе, не пытаясь углубляться в исследования качеств Аллаха Всевышнего. То, что дошло до нас (из Корана и Сунны относительно качеств), мы принимаем, и достаточно нам в этом почёта. А то, что не пришло к нам, то мы умалчиваем относительно этого”. Сл. “Шарх ‘акыда ахль ас-Сунна уаль-джама’а”, аль-масаля № 17.
Шейх-муфассир Мухаммад Амин аш-Шинкыти сказал: “Мы хотим разъяснить вам вероучение саляфов и путь спасения в отношении аятов Корана, касающихся качеств (сыфат). Но вначале знайте, что многочисленные погружения и углубления в исследования касательно аятов, повествующих о сыфатах, а также множество вопросов об этой теме – из числа нововведений, которое порицали саляфы”. См. “Манхадж уа дирасат аль-аят аль-асма уа-ссыфат” 9.
Заключение
Исходя из того, что было приведено, нам становится ясно, что вопросы, связанные с именами и качествами Всевышнего Аллаха являются важными и весьма серьёзными. И имамы ахлю-Сунна порицали углубление и излишество в этих вопросах подобно тому, как они порицали погружение и углубление в вопрос предопределения (аль-къадар). Боле того, это порицал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба, Ибн Мас’уда и Саубана (да будет доволен ими Аллах) сообщается Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда речь зайдёт о предопределении, то удержитесь (от обсуждения). Когда речь зайдёт о звёздах, то удержитесь. И когда речь зайдёт о моих сподвижниках, то удержитесь». ат-Табарани в “аль-Кабир” 2/78, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 4/108. Иснад хадиса назвали хорошим аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар, ас-Суюты, аль-Бубаракфури, аль-Альбани. См. “Тахридж аль-Ихья” 1/50, “Фатхуль-Бари” 10/440, “Тухфатуль-ахьуази” 5/567, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 34.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Передаётся запрет от него (Пророка), от ‘Али и других саляфов погружаться в этот вопрос (предопределения), ибо рабы неспособны познать эти тонкости. И также из числа этого, я имею в виду нововведения: то, что внесли му’тазилиты и последовавшие по их стопам, как слова относительно сущности Аллаха Всевышнего и Его качеств, опираясь на доводы разума. А это куда серьезней опасностью, чем слова относительно предопределения. Ведь слова о предопределении связаны с делами Аллаха, а эти слова связанны с Его сущностью и качествами!” См. “Фадль ‘ильм ас-саляф ‘аля аль-халяф” 4.
А что касается споров и препирательств относительно вопросов имён и качеств Аллаха, в частности в среде простолюдинов, то это является ещё более порицаемым и запретным. Если для простолюдинов порицается препирательство касательно любого вопроса религии, даже по вопросам фикъха, тогда что говорить о вопросах вероубеждения?
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Обязанность простолюдинов установлена достоверными текстами и утвердившимся единогласным мнением, и запрещается им погружаться в тонкости вопросов, которые станут причиной раскола и разногласия между ними. Воистину, раскол и разногласия – из числа величайших вещей, запрещённых Аллахом и Его Посланником (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Маджму’уль-фатауа” 12/237.
Так пусть же каждый мусульманин, будь он рядовым или же студентом, новичком в религии или же имеющим какие-то основы, останавливается у границ, которые установили Коран и Сунна.
Пусть он признаёт и подтверждает все качества и имена, которыми описан Аллах в Коране и в Сунне, в понимании и признании которых были единогласны сторонники Сунны. Передаётся от имама Ахмада, что он сказал: “Не описывают Аллаха ничем, кроме того, чем Он описал Себя или чем описал Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха). И мы не выходим за границы Корана и Сунны”. См. “аль-Фатуа аль-Хамауия” 61.
Имам Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Нет никакого убеждения касательно имён и качеств Аллаха, кроме того, на что указали тексты Корана или достоверные хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или в чём единогласна община”. См. “Джами’у баян аль-‘ильм” 1/96.
Пусть же он не меняет путь саляфов на путь тех, кто пришёл после них, как бы ему не были по нраву их слова.
Пусть следует пути саляфов и имамов с правильным вероубеждением, не приобретая знания касательно вопросов ‘акыды, кроме как из признанных трудов ахлю-Сунна и признанных имамов.
Пусть следует пути ахлю-Сунна в понимании вопросов касательно имён и качеств Аллаха, избегая мнения тех, кто стал разглагольствовать касательно этого из числа поздних поколений.
Пусть признаёт все имена и качества Аллаха, которые упоминаются в Коране, в Сунне и касательно которых были единогласны приверженцы Сунны. Не искажая их значения (тахриф), не обессмысливая (та’тыль), не спрашивая: «Как?» (такьйиф), и, не уподобляя их качествам творений (тамсиль).
А если что-то стало ему неясным, то пусть говорит: «Всё от Аллаха, и я верю в это так, как того желает от меня Аллах и Его Посланник», и обращается за разъяснением того, что стало ему неясным к обладателям знания с правильным вероубеждением.
Имам Ибн Раджаб сказал: “Что касается того, чем описал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) своего Всевышнего Господа, то все эти описания являются истиной, обязывающей верить в это и признавать это точно так же, как признавать то, чем описал Себя Всевышний Аллах, отрицая при этом Его уподобление (кому-либо и чему-либо). А тот, кому стало неясным понимание чего-либо из этого, то пусть скажет так, как те, кого похвалил Аллах из числа обладателей основательного знания, которые при неясных аятах говорят: «Мы уверовали в него. Всё это – от нашего Господа»(Али ‘Имран 3: 7). И как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) относительно Корана: «А то, что вам неясно из него, возвращайте к знающему это». Этот хадис привёл Ахмад, ан-Насаи и другие. Пусть не взваливает на себя то, о чём у него нет знания, ибо есть опасение, что это станет для него погибелью”. См. “Шарх хадис: «Ихтисам аль-маляъ аль-а’ля»” 27, “Тафсир Ибн Раджаб” 2/151.
Просим Всевышнего Аллаха посредством Его прекрасных имён, чтобы Он вёл нас прямому пути и укрепил на нём, и чтобы отдалил от всякого искушения и заблуждения!
И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам и всем, кто искренне последовал по их пути!
Подготовлено редакцией сайта «Саляф Форум»
©www.sf-tube.com
Краткое напоминание
Относительно важных правил,
связанных с именами и атрибутами
Всевышнего Аллаха