Виды работы в соответствии с возрастным диапазоном.
Перечисленные далее виды работы предполагают совместную деятельность воспитателя с ребенком, выбираются и проводятся с учетом личностных, возрастных особенностей детей фронтально, подгруппами или индивидуально как на занятиях, так и в свободной деятельности.
В группах раннего возраста наиболее приемлемым является общение через игровой персонаж.
Ребенка привлекает яркая игрушка (их на дереве должно быть не более трех), он легче расстается с родителями, в ходе индивидуальных игр с воспитателем быстрее запоминает названия предметов, действий, качеств. Игрушки, а затем и другие предметы (можно повесить носовые платочки, косыночки, фартуки, юбки для ряженья), находясь в поле зрения ребенка в течение определенного периода времени, вызывают желание поиграть с ними, побуждают к выражению просьбы словами, активизируют словарный запас, служат толчком для развития умственных способностей, речи.
С помощью приема «Дерево с игрушками» можно решить задачи развития разговорной, первых форм монологической речи, словаря, сенсорного развития, сформировать пространственные представления, организовать деятельность и поведение малышей.
Большие изменения, происходящие в развитии детей четвертого года жизни, позволят использовать игры, задания на сравнение различных групп предметов, осознание пространственных отношений, формирование обобщающих понятий, расширение словаря, формирование грамматического строя речи. Продолжается работа по рассматриванию игрушек («Что на дереве?»), заучиванию стихотворений о них, проводятся игры на сенсорное развитие («Воздушное дерево», «Музыкальное дерево»).
Большое внимание уделяется индивидуальной работе, в ходе которой детей обучают рассказывать о любимой игрушке, овощах, фруктах и других предметах.
На пятом году жизни познавательно-речевая активность детей увеличивается. Пособие позволит продолжить работу по описанию игрушек, обеспечит совместную (затем самостоятельную) творческую деятельность детей по отгадыванию и придумыванию загадок, составлению сказок, рассказов, игр-сравнений, игр -эмпатий доступных детям. В ходе игровых упражнений детям предлагаются сложные формы ориентировки в пространственном расположении предметов, закрепляются навыки количественного и порядкового счета, цифры.
В качестве наглядного материала, особенно в играх на классификацию, чаще используются картинки.
В старшем дошкольном возрасте пособие рекомендуется использовать для развития математических представлений. Количественные отношения предметов и явлений окружающего мира, математические «Да-нетки», игры –путешествия, игры-сравнения, различные математические проблемы развивают творческое мышление, умение излагать свои мысли.
Предлагаем продолжить работу по составлению загадок на различную тематику, коллективных и самостоятельных сказок, разыгрывать диалоги, решать проблемные речевые задачи, проводить интервью с целью получения новых знаний, придумывать и обыгрывать подвижные игры.
Перед расставанием детей подготовительной группы с детским садом «Чудо – дерево» превращается в «Дерево любви». На нем для каждого ребенка появляются открытки с четверостишиями – пожеланиями Мудрой Совы. «Чудо – дерево» «дарит» детям книжечки и кассеты с записями их речевого творчества: сказок, загадок, стихов, небылиц, фотографию у дерева на память.
Для развития познавательно-речевой активности каждого ребенка необходимо создавать следующие условия:
- доброжелательно относиться ко всем ответам, высказываниям детей;
- знакомить с результатами детского речевого творчества как родителей, так и детей группы;
- вместе с детьми подбирать материал к пособию по темам занятий;
- разрешать детям размещать на дереве игрушки, принесенные из дома, поощрять игры, самостоятельное разыгрывание диалогов, инсценировок с предметами «Чудо – дерева».
Данное пособие можно использовать при диагностировании ЗУН по разделам программы «Детство», «Росток» и других программ в направлении познавательно – речевого развития.
Из предложенной экспресс – диагностики воспитатель выберет те вопросы и задания, которые соответствуют возрастным особенностям детей его группы.
Вопросы
Для экспресс – диагностики.
- Назови, какие растения видишь. Опиши их.
- Может ли растение жить без корней, ствола, веток, листьев?
- Какая связь между деревом и лужей?
- Из каких деревьев состоит «Чудо – дерево»? Сколько их?
- Чем похожи ветви деревьев, чем отличаются?
- Найди на дереве одинаковые ветви. Где по отношению к стволу они находятся?
- Когда деревья бывают зелеными, разноцветными, голыми? Изменится ли «чудо – дерево» зимой? Почему?
- Что бывает на деревьях весной, летом, осенью?
- Как называются плоды лиственных деревьев?
- Чем было дерево раньше, чем может стать?
- Что общего между деревом и человеком? Чем они отличаются?
- Как ты поступишь , если увидишь, что кто-то ломает дерево?
- Найди на дереве слова со звуками:
[д], [д’] – (дерево, дуб, дупло)
[в], [в’] – (дерево, ветки, ствол)
[с], [с’] – (осина, ствол, лист)
[л], [л’] – (дупло, ствол, лист)
Где они находятся: в начале, в середине или в конце слова?
1. Каких птиц ты узнал? Назови.
2. Что было бы, если перелетные птицы остались бы у нас зимовать?
3. Каких птиц и чем угощают зимой деревья?
4. Представь, что ты – птица. Что бы ты рассказал о себе, о чем бы попросил людей?
5. Почему перелетные птицы улетают на зиму в теплые края, а человек не меняет свое место жительства?
6. Какие животные живут в лесу? Могут ли они жить у человека? Если «да» - хорошо это или плохо? Для кого хорошо, для кого плохо?
7. Что может вырасти на «Чудо – дереве»? Как тогда оно будет называться?
8. Выбери героев и расскажи о них сказку.
Варианты конспектов занятий и упражнений
Дидактическое упражнение
«Что делает зайчик?»
Ранний возраст.
Программное содержание: учить понимать слова, обозначающие действия, повторять их за воспитателем. Познакомить с эмоциями боли, учить проявлять сочувствие к игрушке, предостеречь детей от желания залезать высоко.
Материал: мягкая игрушка.
Воспитатель с игрушкой в руках интонационно выделяет слова – действия, совершает их, дети повторяют слова за воспитателем.
- У меня зайчик. Зайчик идет к дереву. Подошел. Стоит. Смотрит, хочет залезть на дерево. Полез. Высоко еще выше. Сел на веточку. Сидит.
- Положить на веточку? (да)
- Что делает зайчик? (лежит)
- Падает! Упал! Плачет зайчик.
- Почему плачет? (больно ему)
- Покажите, как ему больно.
- Пожалеем, детки, зайчика. (жалеют).
- Почему зайчик упал?
«Нельзя залезать высоко. Можно упасть. Будет больно».