Обработка данных полученных методом личностного семантического дифференциала
Данный метод содержит следующие факторы:
1. Общей привлекательности
2. Силы личности
3. Эмоциональности
4. Социального статуса
5. Зависимости
6. Эмпатийности
7. Современности
8. Феминности (традиционно «женских» качеств)
9. Маскулинности (традиционно «мужских» качеств)
10. Андрогинности (гендерно нейтральных качеств)
Все шкалы группируются для факторного анализа, результаты суммируются средний показатель для каждого фактора. В результате вычислений и сравнений можно сделать выводы о стереотипности взглядов испытуемых.
Полученные данные сравниваются следующим образом:
1. Вычисляется средний показатель по каждому фактору для образов «Современная женщина» и образа «Я», результаты которых отражают степень выраженности современного стереотипного взгляда на женщину, а также стереотипность поведенческой модели испытуемого.
2. Полученные данные можно проанализировать следующим образам - сравнить «Я» и «Современная женщина». Полученные результаты отражают гендерный аспект сходства реального «Я» испытуемого с его представлением об идеале. Данные выражаются в процентном соотношении.
Опросник «Я - женщина»
Опросник направлен на исследование особенностей гендерной идентичности и степень осознанности личностью собственных гендерных стереотипов. Опросник состоит из 9 незаконченных предложений, каждое из которых испытуемому предлагается закончить.
Обработка результата опросника «Я - женщина»
Для каждого предложения выводится балл, показывающий, насколько данное предложение характеризует ответившего как соответствующего гендерному стереотипу (2 балла), несоответствующего (0 баллов) или нейтрального (1 балл).
1. 14-20 баллов - личность соответствует гендерному стереотипу;
2. 7-13 баллов - личность плохо осознает или вытесняет собственные гендерные характеристики;
3. 0-6 баллов - характеризует личность как несоответствующею гендерному стереотипу.
Поло-ролевой опросник С. Бэм
Этот опросник разработан Сандрой Бэм. В литературе упоминается как анкета (опросник) половых ролей (BSRI; Bem, 1974). Является наиболее широко используемым инструментом для измерения того, как взрослый человек оценивает себя с точки зрения гендера. Включает в себя 60 прилагательных. Каждое из которых обследуемый оценивает, в зависимости, есть у него данное качество или нет. Двадцать прилагательных из этого списка составляют шкалу мужественности, а еще двадцать шкалу женственности. Оставшиеся двадцать нейтральные.
Обработка результатов поло-ролевого опросника С. Бэм
С помощью ключа подсчитываются сырые денные по факторам феминности и маскулинности. С помощью формулы приведенной ниже подсчитывается основной индекс, который и отражает выраженность той или иной характеристики.
Основной индекс IS = (F-M) × 2,322.
Если величена индекса заключается в пределах от -1 до +1, то делается заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1, то делаем заключение об маскулинности, если индекс больше +1, то о фемининности. В случае, когда индекс больше +2,025 говорят о ярко выраженной фемининности, а если индекс меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности.
Цветовой тест Люшера
Тест. Тест структуры личности.
Тестовый материал. Руководство, цветовые карты, бумага, принадлежности для письма.
Основная концепция. М. Люшер (род. 1924 г., ученик О. Пфистера) в 1947 г. создал 4–х цветный тест, имевший следующие символические толкования: синий — эмоциональная преданность, зеленый — утверждение себя, красный — экспансия, желтый — стремление к переживаниям. Цвета были организованы по двум размерностям: активность (красный, желтый) — пассивность (синий, зеленый), субъективная детерминация (зеленый, красный) — объективная детерминация (синий, желтый). В качестве основания приводились экспериментальные психофизиологические данные, в которых констатировалась связь предъявления оранжево–красного или темно–синего цвета и изменения уровня кровяного давления, темпа дыхания, частоты сердцебиений.
Проведение. В короткой форме теста, которая состоит только из 8 карт, из которых испытуемый последовательно должен выбрать самый ему нравящийся, потом — наиболее приятный из оставшихся и т.д. Затем весь выбор повторяется снова.
Обработка и интерпретация. В классическом варианте на основе учета места, которое в выборе испытуемого занимают основные (красный, желтый, синий, зеленый) и дополнительные цвета, даются описания личности как системы доминирующих и фрустрированных потребностей и компенсаций потребностей.
Кроме того были введены объективные показатели:
— вегетативный коэффициент (18 — красный — желтый)/(18 — синий — зеленый); при значении этого коэффициента меньше 1 — преобладание трофотропного реагирования, при значении больше 1 — преобладание эрготропного реагирования (К. Шипош);
— аутогенная норма (красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый, серый, черный), расхождение с которой свидетельствует о степени психической дезадаптации испытуемого (min = 0, max = 32).
Описание выборки
В данном исследовании было обследовано 84 женщины в возрасте от 18 до 67 лет. Разным по социальному статусу, семейному положению и образованию.
Так в первой возрастной группе (обследовано 27 человек от 18 до 25 лет) было: 5 человека замужем и с ребенком; 6 человек состояло в гражданском браке; оставшиеся 16 человек не замужем и не имели детей. Работающих было 15 человек.
Во второй возрастной группе (обследовано 28 человек от 26 до 45 лет) было: 26 работающих; 21 женщина замужем; 20 женщин с детьми; 12 с высшим образованием, 2 с неполным высшим и 14 с средним техническим.
В третьей возрастной группе (обследовано 29 человек от 46 и старше лет) было: 27 работающих; замужем 13 женщин, разведенных 3 и 7 вдов; имеющих детей 24 человека; 15 человек имеющие среднее техническое образование и 13 человек окончившие высшие учебные заведения, 1 человек с незаконченным высшим образованием.