Методики диагностики мышления в школе имени Маншук Маметовой.
Данное исследование было проведено в школе имени Маншук Маметовой, в эксперименте принимали участие примерно 30 учеников, 10 и 11 класса.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
· Подготовительный этап. В ходе этого этапа была определена тема работы, проблемы исследования. Была изучена психолого-педагогическая литература по заявленной проблеме.
· Этап выдвижения гипотезы. В ходе этого этапа были сформулированы цели, задачи, гипотезы, определены методы исследования.
· Этап подбора учащихся в экспериментальную группу. Нами были отобраны 15 учащихся из 10-11 классов по следующим параметрам: желание самих учащихся и рекомендации учителей.
· Этап проведения диагностического исследования. Нами была проведена диагностика и первичная обработка данных по изучению уровня сформированности творческого мышления.
· Формирующий этап. Составление специальной программы по формированию творческого мышления у подростков. Проведение ряда тренинговых занятий, способствующих формированию творческого мышления .
· Этап проведения повторной диагностики. На этом этапе была проведена повторная диагностика уровня сформированности творческого мышления.
· Этап подведения итогов и формулирования выводов по проведенной работе.
Для диагностики уровня сформированности творческого мышления у студентов были использованы следующие методики:
v Тест креативности П. Торренса;
v Тест Дж. Гилфорда (в модификации Е.Е. Туник);
v Методика отдаленных ассоциаций С. Медника (вербальная креативность);
v Методика Зака.
Тест креативности П. Торренса
Этот тест использовался для оценки уровня сформированности и характера проявления творчества у судентов. П. Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей подростков. Мной был использован краткий тест, а именно «Фигурная форма теста творческого мышления П.Торренса», которая была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году.
Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».
Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.
Тест может быть использован для исследования творческой одаренности как студентов, так и детей дошкольного возраста (5-6 лет) и подростков выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если испытуемые затрудняются писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу испытуемого. Надо отметить, что надежность тестов П. Торренса очень велика: от 0,7 до 0,9.
Рассмотрим характеристику основных параметров креативности, предложенных П.Торренсом:
Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.
Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). В тексте методики приведен список № 2, включающий 99 % ответов.Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их -»X1», «Х2» и т. д. Однако это требуется очень редко.
Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.
Ø Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная - 0 баллов . для ответов с частотой 5 % и более, а 1. балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2 - 4,9 % случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности[Приложение А]. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.
Ø Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. П. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. П. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность за объединение в блоки исходных фигур: объединение двух рисунков - 2 балла; объединение 3-5 рисунков - 5 баллов; объединение 6-10 рисунков - 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.
Ø Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.
Один балл дается за:
1. каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;
2. цвет, если он дополняет основную идею ответа;
3. специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);
4. тени, объем, цвет;
5. украшение, если оно имеет смысл само по себе;
6. каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу; Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства;
7. поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунка;
8. каждую подробность в названии сверх необходимого минимума.
Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет - шов, пояс, шарф и т. д., то она оценивается 1 баллом. Тест Дж. Гилфорда (в модификации Е.Е. Туник)
Тест состоит из 7 субтестов, которые позволяют оценить уровень сформированности вербального и невербального творческого мышления. Результаты оцениваются по 2 показателям:
Ø беглость ответов (1 ответ -1 балл);
Ø оригинальность (1 ответ - 4 балла). Оригинальным считается тот ответ, который встречается один раз в группе из 40 детей.
В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор, воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Время проведения процедуры - около 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 18 лет. В возрастной группе от 9 до 18 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме)
Методика отдаленных ассоциаций С. Медника
Разработанный тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. В данном случае мы предлагали испытуемым триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. В качестве стимульного материала нами использовались 10 словесных триад. Данная методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала.
Методика А.З. Зака
А.З. Зак исследовал общее различение школьников по способу решения предложенных 22 задач: теоретическому или эмпирическому. Данная методика дает возможность определить, может ли обучающийся действовать в уме, определить степень развития анализа. Успешное решение обучающимся всех задач позволяет говорить об относительно высоком уровне сформированности у него теоретического способа решения проблем, теоретического подхода к проблемным ситуациям.
Таким образом, реализовав описанные выше методики, мы получили данные об уровне сформированности творческого мышления у учеников.
2.2 Результаты диагностики уровня сформированности творческого мышления у студентов
В данном параграфе мы приводим результаты диагностики творческого мышления студентов экспериментальной группы (N=15).
Для обработки полученных данных нами были использованы качественный и количественный анализ. По каждой шкале определялось среднее значение.
С целью диагностики уровня сформированности и характера проявления творчества у студентов нами применялся тест креативности П.Торренса (задание «Закончи рисунок»).
Креативность в тесте П. Торренса оценивается по нескольким критериям. Наиболее показательный из них - оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконфортностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Нами были получены следующие данные:
Уровень развития оригинальности в экспериментальной группе
Таблица 1
Уровень | Экспериментальная группа |
Высокий | 0%(0 чел.) |
Выше среднего | 13%(2 чел.) |
Средний | 87%(13 чел.) |
Ниже среднего | 0%(0 чел.) |
Низкий | 0%(0 чел.) |
Данные первичного исследования говорят, что уровень развития оригинальности и в экспериментальной и в контрольной группе соответствует возрастной норме[Приложение Д, таблица 1.1, 1.2]. Но наша задача максимально повысить эти показатели в экспериментальной группе.
Наряду с показателем «оригинальность» при обработке результатов используется показатель «беглость».
Уровень развития беглости в экспериментальной группе
Таблица 2
Уровень | Экспериментальная группа |
Высокий | 100% (15 чел.) |
Выше среднего | 0%(0 чел.) |
Средний | 0%(0 чел.) |
Ниже среднего | 0%(0 чел.) |
Низкий | 0%(0 чел.) |
Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежне всего тем, что позволяет понять другие показатели творческого мышления. Данные показывают, что большинство испытуемых справляются с выполнением всех заданий[Приложение Д, таблица 1.1, 1.2].
Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100 %. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации. Были получены следующие результаты:
Уровень развития гибкости в экспериментальной группе
Таблица 3
Уровень | Экспериментальная группа |
Высокий | 67%(10 чел.) |
Выше среднего | 33%(5 чел) |
Средний | 0%(0 чел.) |
Ниже среднего | 0%(0 чел.) |
Низкий | 0%(0 чел.) |
Данные первичного исследования говорят, что уровень развития гибкостии в экспериментальной и в контрольной группе выше возрастной нормы[Приложение Д, таблица 1.1, 1.2].
Показатель «Разработанность». Высокие значения этого показателя характерны для обучающихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие - для отстающих, недисциплинированных и нерадивых обучающихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется. Результаты по данному показателю следующие [приложение Д, таблица 1.1] :
Уровень развития гибкости в экспериментальной группе
Таблица 4
Уровень | Экспериментальная группа |
Высокий | 13% (2 чел.) |
Выше среднего | 33%(5 чел.) |
Средний | 54%(7 чел.) |
Ниже среднего | 0%(0 чел.) |
Низкий | 0%(0 чел.) |
Данные первичного исследования говорят, что уровень развития разработанности в экспериментальной и в контрольной группе соответствует возрастной норме, а в некоторых случаях данные показатели даже выше[Приложение Д, таблица 1.1, 1.2].
Для определения уровня сформированности уровня креативности мы также использовали тест Дж.Гилфорда (в модификации Е.Е. Туник). Креативность оценивается по нескольким критериям. В ходе исследования нами были получены следующие данные:
По показателю «беглость»:
Уровень развития беглости в экспериментальной группе
Таблица 5
Уровень | Экспериментальная группа |
Высокий | 13%(2 чел.) |
Средний | 80%(12 чел.) |
Низкий | 7%(1 чел) |
По показателю «оригинальность»:
Уровень развития гибкости в экспериментальной группе
Таблица 6
Уровень | Экспериментальная группа |
Высокий | 0%(0 чел.) |
Средний | 67%(10 чел.) |
Низкий | 33%(5 чел.) |
Анализируя вышеуказанные таблицы, можно сказать, что и в экспериментальной и в контрольной группах есть обучающиеся с разными уровнями развития по показателям «беглость» и «оригинальность» [Приложение Е, таблица 1.1]. Наша задача в том, что бы эти показатели максимально повысились в экспериментальной группе.
Для диагностики вербальной креативности мы использовали методику отдаленных ассоциаций С. Медника.
При обработке полученных данных нами были получены следующие данные:
Уровень развития показателя «количество ассоциаций» в экспериментальной группе
Таблица 7
Уровеньа | Экспериментальная групп |
Высокий | 20% (3 чел.) |
Средний | 67%(10 чел.) |
Низкий | 13%(2 чел.) |
Исходя из полученных нами индексов оригинальности можно сделать следующие выводы:
Уровень развития показателя «индекс оригинальности» в экспериментальной группе
Таблица 8
Уровень | Экспериментальная группа |
Высокий | 0%(0 чел.) |
Средний | 0%(0 чел.) |
Низкий | 100%(15 чел.) индекс оригинальности ниже 0,4 |
Уровень развития показателя «количество уникальных ассоциаций» в экспериментальной группе
Таблица 9
Уровень | Экспериментальная группа |
Высокий | 0%(0 чел.) |
Средний | 0%(0 чел.) |
Низкий | 73%(11 чел.) |
Нет ассоциаций | 27%(4 чел.) |
Индекс уникальности относительно данной выборки равен 0,21
Таким образом, исходя из полученных данных можно говорить о низком уровне развития вербальной креативности в экспериментальной группе, так как при анализе результатов наиболее информативными являются качественные показатели, а именно индекс оригинальности и индекс уникальности, которые в нашем случае низкие[Приложение Ж, таблица 1.1,1.2].
Для исследования уровня сформированности анализа, рефлексии и моделирования нами была использована методика А.З. Зака. В ходе первичной диагностики были получены следующие данные [Приложение З, таблица 1.1,1.2]:
Количество правильных ответов по методике А.З.Зака в экспериментальной группе
Таблица 10
Количество правильных ответов | Экспериментальная группа |
18-22 | 33%(5 чел.) |
14-18 | 60%(9 чел.) |
Менее 14 | 7%(1 чел.) |
Полученные нами данные говорят о том, что у большей части группы наблюдается достаточный уровень сформированности анализа, рефлексии и моделирования данные [Приложение З, таблица 1.1,1.2]. Однако, наибольшее число ошибок было допущено при выполнении задания 22[Приложение Г], что говорит об относительно невысоком развитии действий в уме и недостаточной способности планировать ход и этапы своего рассуждения.
Полученные в ходе экспериментального исследования данные стали отправным пунктом для проведения формирующего эксперимента и составления программы социально-психологического тренинга.